Одна из ведущих тенденций современного образования – это расширение инновационной и экспериментальной деятельности, в том числе и в системе дополнительного образования. Необходимой составной частью любого эксперимента является анализ полученных результатов. Педагогический мониторинг – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозированием её развития. Он является необходимой частью авторской программы, демонстрирующей её результативность и продуктивность. В дальнейшем, в тексте статьи под словом “мониторинг”, будет подразумеваться педагогический мониторинг эффективности авторских программ.
Эксперимент по реализации авторских программ в Карагандинском Дворце Детей и Юношества идет не первый год. Педагоги, работающие на экспериментальных площадках, вплотную столкнулись с вопросом: “Каков должен быть механизм и основные характеристики педагогического мониторинга, чтобы он отвечал специфике их авторских программ?” Именно наличие данной проблемы и определяет актуальность темы. Каждый педагог на уровне личного опыта, знаний, умений и педагогической интуиции четко представляет себе: чего он хочет и к каким результатам стремится. Но вот возникла необходимость все это “измерить” и перевести на язык методической и педагогической логики. При этом искать аналоги в литературе – бесполезно, их просто нет. В лучшем случае, это либо механизмы мониторинга применительно к обязательному образованию, или это не то направление дополнительного образования (ДО), которое нужно педагогу. Чем нестандартнее подход педагога, тем сложнее ему найти примеры, которые ему могут помочь. Проблема не только в том, что имеющийся опыт, то есть информацию о работе педагогической системы нужно “сформулировать”, её необходимо систематизировать и найти ответ на главный вопрос: какими будут компоненты входящие в систему педагогического мониторинга. Основное требование к ним – возможность “превратить их в цифры”, то есть перевести на язык абстрактный и в то же время универсальный, позволяющий показать другим достоинства системы, а себе - её недостатки. Важно помнить, что у мониторинга есть “внешние” задачи, то есть показатели, которые можно продемонстрировать всем - родителям, детям, администрации, а не только педагогу, а есть – внутренние, например, для корректировки программы.
Я работаю по утвержденной авторской программе третий год, за это время, в ходе экспериментальной деятельности, были получены следующие результаты: выявлены и сформулированы критерии и свойства педагогического мониторинга в системе дополнительного образования и создан на полученной основе конкретный механизм мониторинга для собственной авторской программы. Кроме этого, наработан материал, позволяющий в дальнейшем вывести алгоритм создания системы мониторинга эффективности авторских образовательных программ. То есть информация, которая может помочь коллегам в разработке конкретного механизма мониторинга для собственной авторской программы.
Гипотетически, если строить систему мониторинга с учетом специфики ДО, то он будет не только эффективен, но и позволит найти новые перспективы. Другими словами, хороший мониторинг - это удобный инструмент для самосовершенствования педагога и его учеников.
Так как искомой системе мониторинга необходимо обеспечить определенную степень универсальности, нужна не только субъективная информация. Очень были интересны мысли коллег, работающих на экспериментальных площадках в Карагандинском Дворце Детей и Юношества.
Для объективности исследования было проведено анкетирование среди сотрудников ДДиЮ, которые работают над авторскими программами или в силу занимаемой должности рассматривают вопросы мониторинга вплотную (Приложение 1). Вот некоторые результаты: 82% подтверждают необходимость мониторинга, 45% считают основной задачей мониторинга – демонстрацию эффективности педагогического процесса, только 36% видят механизм мониторинга полностью. Очень многие педагоги (64%) поделились своими размышлениями о критериях и свойствах мониторинга.
Итак, некоторые выводы:
Необходимость мониторинга – вне сомнений, основные его цели и задачи, так или иначе, осознаются каждым. Проблема – в четком представлении механизма: 63% (36%+27%) опрошенных владеют ситуацией в той или иной степени. Есть те, кто считает, что механизм отработан, есть те, кто четко представляет себе систему форм и методов мониторинга. Есть те, кто сказал “нет”, но вовсе не потому, что он “не видит” ничего, а потому, что поработав над авторской программой, он понимает: мониторинг в системе ДО – это не средний показатель знаний, умений и навыков, это нечто большее.
Все вместе педагоги дали очень много информации для размышлений, особенно о критериях и требованиях к мониторингу. Данный факт иллюстрирует необходимость конструктивного обмена мнениями по проблемам ДО. Специфика направлений работы педагогов ДО столь многогранна, что найти универсальные, общие моменты и категории, можно лишь объединившись. И именно то общее, что у нас есть, может помочь решить специфические проблемы каждого.
Итак, каким должен быть педагогический мониторинг в системе ДО? Педагогическая система – очень многогранная категория, следовательно, и задачи её мониторинга охватывают очень широкий спектр явлений. Поэтому, исходя из основной цели мониторинга - сбор, хранение, обработка и распространение информации о деятельности педагогической системы, для непрерывного слежения за состоянием и прогнозированием её развития, можно вывести ряд аспектов. Среди них педагог сам расставит приоритеты лично для себя:
- Демонстрация результативности и продуктивности системы.
- Корректировка педагогического процесса, выявление достоинств и недостатков системы.
- Осуществление обратной связи с учениками.
- Изучение параметров взаимодействия “учитель-ученик” (смотри статью “Эффективность обучения и взаимодействие “учитель-ученик” в системе ДО”, список литературы п.4)
Кроме этого, при подведении итогов, стоит учитывать возможные компоненты результата по авторским программам:
- Образовательный (классический)
- Учебно-воспитательный (также часто встречающийся)
- Профессионально-личностный (изменение своей педагогической позиции, профессиональный рост)
- Социально-психологический (новые отношения в коллективе: между родителями, педагогами, детьми)
- Методический (новые способы и технологии)
- Исследовательский (новая образовательная модель и прочее)
- Внешние контакты (престиж)
- Изменение статуса объединения (кружок – студия – школа)
Все вышеизложенное стало отправной точкой для формулировки основных требований к мониторингу в системе ДО:
1. Учет специфики ДО: социальная востребованность и популярность, индивидуальный подход к ученикам, творческий выбор форм, методов и содержания авторских программ, наличие интегрированных курсов и разновозрастных групп, ограниченный срок педпроцесса (1-5 лет).
2. Целостность (наличие нескольких компонентов: например, ценностного, креативного, мотивационного, содержательного, операционального). Главное в системе ДО – свобода выбора и востребованность, и если мониторинг свести к среднестатистическим показателям ЗУН-ов, то мы не получим полных характеристик педпроцесса. За кадром останется самое важное – мотивация и духовное самосовершенствование субъектов педагогической системы, хотя эти параметры отследить очень сложно.
3. Системность и объективность (сотрудничество с профессиональными наблюдателями). Для создания эффективной системы и механизма мониторинга нужны независимые профессионалы: аналитики, психологи, методисты, которые осуществляли бы механизм мониторинга, но только вместе с нами, а не вместо нас.
4. Универсальность (наличие методов мониторинга приемлемых для большинства направлений в системе дополнительного образования (ДО))
5. Естественность и не трудоемкость (удобная и простая система), Если методы и формы мониторинга будут носить формальный характер и мешать работе, есть риск свести все к мертвой “обязаловке”, способной уничтожить сам дух творчества и исключительности, на которых базируется система ДО.
6. Созидательность (в основе – развивающие и обучающие функции, а не контролирующие)
7. Динамичность (возможность модификации системы мониторинга с учетом новых данных, особенно в условиях эксперимента)
8. Креативность и наличие игровых форм (возможность создания и использования нестандартных, авторских форм и методов мониторинга). Одним из примеров нестандартной формы мониторинга может служить конкурс “Виват, инструктор”, который ежегодно проводится в туристическом клубе “Самал” ДДиЮ г. Караганды. Конечно, цели данного конкурса куда как шире, чем простое отслеживание полученных за год результатов, но именно этот факт и позволяет обеспечить описываемый ряд требований к мониторингу.
9. Возможность получения как среднестатистических параметров эффективности системы, так и индивидуальных показателей роста субъектов педпроцесса. Очень важно помнить, что тот опыт, которым делится учитель с учениками, может быть усвоен далеко не всеми, но если среди детей есть тот, кто стал “мастером” в определенном направлении, это очень весомый показатель эффективности системы. Так в нашей студии большинство детей умеет выполнять аппликацию из соломки, но есть те, кто это делает на уровне эстра-класса, и главное здесь обеспечить им условия для дальнейшего роста. При этом для многих “соломка” останется не особо любимым видом работ, в силу её трудоемкости, для них педагог предложит другие виды деятельности. Таким образом, важно научить не всех определенному минимуму, а каждого - возможному максимуму (в идеале).
Учитывая определение мониторинга, его цели, задачи и основные характеристики, можно построить основу алгоритма, позволяющего создать рабочий механизм (модель) мониторинга:
1. Проанализировать цели и задачи педагогического процесса на отдельных этапах (например, по годам обучения)
2. Сформулировать предполагаемый результат на каждом этапе и по каждому из компонентов (например, ценностный, интеллектуальный, креативный)
3. Выбрать методы мониторинга. Сделать это помогут ответы на вопросы:
- Какие из общеизвестных методов подходят под специфику вашего направления?
- Какие из предполагаемых результатов демонстрируют традиционные “продукты деятельности” ваших учеников и лично ваши?
Такой подход выбора методов позволит отследить большую часть предполагаемых результатов и не создаст дополнительных сложностей, так как, на мой взгляд, если педагог работает по авторской программе, значит, у него есть собственная концепция, опыт, наработки, эффективные механизмы, в том числе и по отслеживанию результатов. Необходимо просто их систематизировать и переосмыслить с учетом целей и задач авторской программы, при необходимости можно разработать “новую” форму мониторинга, например путем комбинации общеизвестных и классических форм.
4. Продумать сроки и параметры сравнения, например: по годам обучения, 1-2 раза в год.
В качестве практического результата исследования мною был разработан новый механизм мониторинга для оценки эффективности собственной авторской программы “Основы декоративно-прикладного искусства”.
Человек бесконечно многогранен. Попытки, пусть даже теоретические, ограничить его развитие кем-то заданными рамками, обречены на неудачу. Поэтому, на мой взгляд, если говорить о предполагаемом результате по реализации учебной программы, необходимо помнить, что его модель достаточно условная и образная. Образ выпускника студии - это скорее ориентир для совместного движения учителя и ученика, а не жестко фиксированный результат деятельности. И каждый ученик, в силу своей индивидуальности будет двигаться в предложенном направлении своим собственным путем. Я предлагаю описание образа выпускника студии, как ведущий ориентир, позволяющий оценивать эффективность авторской программы. (Приложение 2). Не реально, особенно на начальном этапе, отслеживать все показатели, входящие в основные компоненты образа. Для начала работы и создания базы достаточно выбрать определенный ряд показателей и подобрать к ним методы отслеживания и диагностики. В приложении №3 приведена система методов отслеживания и диагностики отдельных показателей и их динамики. В качестве основы для подведения итогов и анализа полученных результатов предлагается: карта возможной динамики движения ученика к идеальному образу выпускника студии (Приложение 4). Кроме этого, разработана серия занятий с целью: осуществить педагогический мониторинг результатов, полученных в ходе реализации авторской образовательной программы “ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА” в 2004-2005 учебном году, в Образцовой студии декоративно-прикладного искусства “Творчество” ДДиЮ г. Караганды (по причине большого объема информации к статье не приложена).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Авторская образовательная программа “Основы декоративно-прикладного искусства” Образцовой студии “Творчество” Карагандинского ДДиЮ Лазарева Е.А., Обл.ДО, ИПКиПГСРО при Акиме Карагандинской области. 2003 г.
- Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности.-М.: издательство Москва.
- Программное обеспечение. - М., Бюллетень, № 6, 2000 .
- Эффективность и взаимодействие “учитель-ученик” в системе ДО. Лазарева Е.А Материалы фестиваля педагогических идей “Открытый урок” 2004/2005