Цели урока:
- Образовательная: познакомить с понятиями “моделирование”, “модель”, “компьютерное моделирование”;
- Развивающая: научится работать с экспериментальной математические моделью электрического колебательного контура, используя знания, навыки и умения решения задач из курса физики;
- Воспитательная: воспитывать интерес к творческий и исследовательский работе
Тип урока: урок формирования новых знаний, умений и навыков.
Метод проведения:
- 1–2 уроки: объяснительно-иллюстративный
- 3–4 урок: практическая работа по разработке математической модели
ТСО и наглядность:
- ПО: ОС Windows, Microsoft Power Point, CD-диск курса “Открытая физика”, версии 1.1; фирмы 1С
- Презентация “Моделирование объектов, процессов и явлений. Виды моделей”
- Карточки-задания к работе “Исследования процессов” (Приложение 1)
- Карточка-конспект учителя к работе “Исследования процессов” (Приложение 2)
Литература: “ИНФОРМАТИКА 7–9 класс”, ред. Макаровой, изд. Питер, 2002 г.
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент
Проверка списочного состава. Тема, цели и план урока
II. Объяснение новой темы
- Моделирование
- Прототипы моделей
- Классификация моделей:
- Признаки моделей
- Классификация по областям использования:
- учебные модели
- опытные модели
- научно-технические модели
- игровые модели
- имитационные модели
- Классификация с учётом фактора времени и области использования
- динамическая модель
- статическая модель
- Классификация по способу представления
- материальные и информационные модели
- знаковые и вербальные модели
- компьютерные и некомпьютерные
III. Повторение
На этом этапе урока целесообразно подключить к работе учителя физики и задавать учащимся вопросы, ответы на которые помогут им справиться с лабораторной работой.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫКЛАДКИ, НЕОБХОДИМЫЕ НА УРОКЕ
Расчёт заряда:
q = qmcos(wo t) или q = qmsin(wo t + П/2) (но при этом начальная фаза, т.е. значение фазы в момент времени t = 0, равна не 0, а П/2) . Но так как обычно колебания в контуре возбуждаются при зарядке конденсатора, т.е. когда заряд максимальный, то лучше использовать формулу с Cos
qm – амплитуда гармонических колебаний, в данном случае – заряда (это модуль наибольшего значения колеблющейся величины). Определяется начальными условиями
Расчёт периода колебаний:
T – период колебаний – минимальный промежуток времени Т, через который процесс полностью повторяется
Т = 2П (LC) – формула Томсона
– (ню) частота колебаний – число колебаний в единицу времени, например в секунду.
v = 1/T (измеряется в Гц)
Циклическая (или круговая) частота
w o = 2П v ( – омега), где v – число колебаний за 2 сек
Фаза колебаний
– (фи) – фаза колебаний – величина, стоящая под знаком Sin или Cos.
= 2П . t /T (при t = T/4, т.е. через четверть
периода
= П/2;
при t = T/2, т.е. через половину периода = П;
при t = 3T/4, т.е. через три четверти периода = 3П/2;
при t = T, т.е. через период = 2П)
Определение силы тока в любой момент времени:
i = I m . Sin(wt + с), где Im – амплитуда силы тока; c – разность (сдвиг) фаз между колебаниями силы тока и напряжения
IV. Закрепление новой темы
Работа с моделью колебательного контура, представленного на CD-диске курса “Открытая физика”, версии 1.1; фирмы 1С.
1) Объяснение как работать с программой:
- запустить программу “Открытая физика”;
- выбрать в содержании раздел “Электричество и магнетизм”;
- в данном разделе выбрать подраздел “Свободные колебания в RLC контуре”;
- все опыты по моделированию процессов в колебательном контуре проводить в открывшемся окне “Свободные колебания в RLC контуре”;
- все опытные установки выполняются в режиме “Выбор” (надо просто нажать данную кнопку и установить значения параметров L, C, R Qo, необходимые для опытов, или сдвигая линейку относительно указателя, расположенного над ней, или щёлкая мышкой по соответствующим кнопкам со стрелками, или смещая бегунок на линейке относительно указателя);
2) Выполнение лабораторной работы.
Этапы работы:
1. Изменить параметры колебательного контура
так, чтобы колебательный процесс был
незатухающий. Какой параметр нужно изменить?
Ответ: установить сопротивление R = 0 (см. рис. 1)
2. Установить начальные параметры системы:
а) заряд конденсатора – 2,0*10 –6 Кл
б) ёмкость конденсатора – 2 мкФ
в) индуктивность катушки – 8 мГн
Рис. 1
3. Определить циклическую частоту w o = 1/ (LC) (учитывая, что L измеряется в мкФ (МикроФарадах), а С в мГн (милиГенри)
Ход решения:
1/ (2.10-6.8.10-3) = 1/ (16.10-9) = 1/ (1,6.10-8) = 1/ (1,6) .10-4 = 104/O (1,6)
Воспользуйтесь программой Калькулятор (стартовое меню (кнопка Пуск) – Программы – Стандартные – Кальклятор), изменив его вид на Инженерный (меню Вид ––> Инженерный)
на калькуляторе:
о = 7905,69 рад/сек
4. Рассчитайте по формуле q = qmcos(wo t) заряд:
а) при t = 0 мс
б) при t = 1 мс
Ход решения:
а) ot = 7,905,69 x 0 = 0 2,0 * 10 –6 * Cos 0 = 2,0 *10 –6 * 1 = 2,0 * 10 –6 Кл (2,0 мкКл)
б) оt
= 7905,69 x 10-3 = 7905,69 x 1000 =
7,905 2,0
* 10 –6 * Cos 7,905 ~ – 0,102
милисек
(при
вычислении Сos выбрать радиокнопку Radians)
Используя полученный график модели процесса, сравните правильность расчёта.
5. Записать уравнение для определения заряда при исходной ёмкости конденсатора, равной 3 мкФ, индуктивности, равной 5 мГн и заряде конденсатора, равном 1,5*10 –6 Кл
q = ?cos?
Ответ: Q = 1,5.10-6cos(1/( (3.10-6.5.10-3)).t)
6. Установите заданные в пункте 5 параметры колебательного контура и найти величину заряда при t = 2 мс. Сравните её с расчётной, для чего решите уравнение, полученное выше.
Ответ:
о = 1/ (3.10-6.5.10-3) = 1/ (15.10-9) = 1/ (1,5.10-8) = 1/ (1,5).10-4 = 104/1,5
о = 8164,97 рад/сек
оt
= 7905,69 x 2 x 10-3 = 8164,97 x
2 x 1000 = 16329,93 *10 –3 = 16,329 q = 1,5
x 10-6 x Cos 16,329 ~ –1,22 x 10-6
Кл
(–0,81)
Рис. 2
7. Путём подбора параметров добейтесь, чтобы период колебаний контура был равен 1 мс. Запишите полученные параметры контура.
Например: L = 8,5 мГн С = 3 мкФ Q = 1,5 мкКл
Рис. 3
8. Запишите уравнение для определения силы тока.
i = I m .Sin(wt + с)
9. Получить график изменения силы тока.
(Надо просто поставить галочку напротив пункта
Граф.I(t), а галочку напротив Q(t) – сбросить; см. рис.
4)
Рис. 4
10. Установить параметры системы:
а) заряд конденсатора – 2,0*10 –6 Кл
б) ёмкость конденсатора – 6,7 мкФ
в) индуктивность катушки – 8,5 мГн (см. рис. 5)
Рис. 5
11. Рассчитать значение силы тока при t = 1,5 мс. Сравните полученное значение со значением в данный момент времени на графике.
Данные для расчёта:
w = 2 П v = 2 П 1/T
T = 2П
(L/C) = 2.3,14(8,5.10-3.6,7.10-6)
~1,49867 . 10-4 сек ~1,5 мс
w = 2 П 1/T
Вывод формулы для Im:
С = Q/U = > U = Q/С
I m = Uo / (L/C) = (Q/С) / (L/C) =
(Q/С). (C /L) = Q/ ( L/C)
I m = 2,0*10–6/ (8,5 .
10-3 . 6,7 .10-6)
= 2,0 * 10–6/ (56,95 . 10-9) =
2,0*10–6/ (5,695 . 10-8) =
2,0*10–6 . 104/ (5,695) ~ 0,838
. 10-2 А
Рис. 6
Для нашей задачи t = T = > с = 2П
Ответ: i = I m . Sin(wt + ) = I m . sin(2 П . 1/T . t + 2П) = I m . sin(2П . 1/T . T + 2П) = I m . sin(2П + 2П) = 0,838.10-2 . sin(4П) = 0,838 . 10-2 . 0 = 0 (см. рис. 6)
12. Рассчитать значение силы тока при = П . Сравните полученное значение со значением в данной фазе по графику.
Ответ: i = I m . Sin(wt + ) = I m . sin(2П . 1/T . t + П) = I m . sin(2П . 1/T . T + П) = I m . sin(2П + П) = 0,838 . 10-2 . sin(3П) = 0,838 . 10-2.(–1) = –0,838.10-2 A
13. Проследить изменение (динамику) заряда и силы
тока. В какой фазе заряд максимальный, а значение
тока равно 0?
При ответе на данный вопрос целесообразно
включить и воспроизведение графика для заряда
Ответ: = 0
= 2П
14. По графику установить, где сконцентрирована энергия в момент, когда:
а) = 0 Ответ:
на конденсаторе;
б) = П/2
Ответ: на катушке индуктивности;
в) = П
Ответ: на конденсаторе.
15. Исследовать затухающие колебания. Что необходимо включить в контур, чтобы колебания были затухающими. Каковы причины затухания?
Ответ: В контур необходимо включить сопротивление, тогда часть энергии будет тратиться на него и колебания будут постепенно затухать.
16. Установите значение L = 10 мГн и C = 10 мкФ в идеальном колебательном контуре (R = 0). Рассчитайте период свободных колебаний и проверьте правильность расчётов с помощью компьютерного эксперимента.
Ответ: Т = 2П(LC) = 2 . 10-3c
17. Увеличивая величины L и C в 2, а в следующем эксперименте в 4 раза, установите, во сколько раз увеличивается период свободных колебаний.
Ответ: в 2 и в 4 раза соответственно.
18. Проведите качественное наблюдение зависимости времени затухания от величины активного сопротивления. Во сколько раз увеличивается время t затухания при замене R = 2 Ом на R = 1 Ом?
Ответ: время затухания увеличится в 2 раза.
19. Решите задачу:
Конденсатор ёмкости С = 2,0 мкФ, заряженный зарядом Q0 = 2,0* 10-2 Кл замыкается на катушку с индуктивностью L = 8,0* 10-3 Гн. Какой ток будет протекать в цепи через периода свободных колебаний?
Ответ: 1,58 * 10-2 А
V. Домашнее задание
Выучить теоретический материал по моделированию.
VI. Итог урока
а) обобщение урока;
б) выставление оценок.