Воспитываем всем миром
Основными направлениями в работе педагога-психолога является профилактика и коррекция отклонений в поведении и развитии ребенка. Учитывая, что главными действующими лицами в работе с детьми являются педагоги (т.к. именно они большую часть времени проводят с ребенком, взаимодействуют с ним и лучше знают его) в основе моей работы лежит тесное сотрудничество с воспитателями и специалистами ДОУ.
Практика доказала, что взаимодействие и взаимодополняемость, взаимная осведомленность в педагогических и психологических вопросах необходимы на всех стадиях работы с детьми.
Вот уже несколько лет в нашем ДОУ я использую комплексный подход к профилактике и коррекции отклонений в развитии ребенка. Эта деятельность ведется совместно с воспитателями и специалистами детского сада, имеющими высшую и первую квалификационную категорию поэтапно:
1 этап. Сбор информации. Это первичная диагностика, в которой используются различные методы: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности.
2 этап. Анализ полученной информации. На этом этапе определяется:
- какие дети нуждаются в помощи;
- основные виды и направления комплексной помощи детям, родителям и воспитателям.
3 этап. Совместная выработка плана мероприятий и рекомендаций. На этом этапе формируются коррекционные группы, составляются планы комплексной помощи (подбор игр и упражнений) и даются рекомендации для воспитателей на группе и родителям;
4 этап. Решение проблем. На этом этапе активно включаются все специалисты. Функции координатора принадлежат педагогу-психологу.
5 этап. Осмысление результатов деятельности специалистов по решению той или иной проблемы. Этот этап может стать заключительным.
В зависимости от того, какая проблема возникает у ребенка, мы разработали разные коррекционно-развивающие комплексы занятий:
- С детьми старшего дошкольного возраста, имеющими повышенную агрессивность в поведении – совместно с инструктором по физической культуре.
- С эмоционально-неуравновешенными детьми среднего и старшего дошкольного возраста совместно с воспитателем экологом – “Мир прикосновений”.
- С тревожными детьми (в период адаптации) среднего и старшего дошкольного возраста совместно с воспитателем по художественному труду.
- На развитие эмоциональной сферы детей с ОНР в логопедической группе – совместно с воспитателями группы – “Страна Эмоций”.
- С детьми старшего дошкольного возраста, испытывающими трудности в общении – совместно с педагогом по изобразительной деятельности.
Такой подход к проблемам ребенка позволяет своевременно выявить и разрешить их.
Остановлюсь более подробно на совместной деятельности с педагогом по изобразительной деятельности.
Пояснительная записка
к совместной коррекционно-развивающей работе
педагога-психолога и педагога по
изобразительной деятельности, испытывающими
трудности в общении
Нарушения в общении, конфликтность и обособленность – признаки слабой адаптации ребенка к окружающему миру, причина серьезных эмоционально-личностных проблем в будущем. Это дети обычно всегда неуверенные в себе, испытывающие чувство тревоги, чаще всего замкнутые.
Цель занятий состоит в том, чтобы научить детей жить дружно, сплотить их, помочь почувствовать других, поддерживать и сопереживать.
B основе занятий лежат рисуночные игры. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях.
Задача педагога-психолога на таких занятиях состоит в том, чтобы научить ребенка оценивать свою работу и работу других детей, высказывать мнение и принимать критику в свой адрес. Выполненный рисунок просматривается и обсуждается детьми и взрослыми. Оговаривается рисунок каждого ребенка.
Правила проведения занятий:
1. Добровольное участие в них детей. Занятия не должны переутомлять детей.
2. Общее количество занятий – 14. Занятия проводятся регулярно, 1 раз в неделю.
3. Количество детей в группе – не более 10 человек (обычно 8).
4. Во время занятий соблюдать санитарно-гигиенические нормы.
Оценка успешности занятий определяется:
1. Рисунки детей.
2. Отзывы родителей и педагогов (индивидуальные беседы).
3. Анкетирование.
Показателями благополучной для ребенка обстановки являются:
- выраженное переживание удовольствия от общения со сверстниками;
- уверенность в своих силах, удовлетворение собой;
- умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих.
Итак, помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, сформировать у него умение общаться – общая задача педагога-психолога, воспитателей и родителей.
План совместной работы педагога-психолога и педагога по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, испытывающих трудности в общении
№ |
Тема |
Содержание |
Кол. час. |
Деятельность ребенка |
1. |
Знакомство |
Помочь ребенку глубже осознать свое “я”, свои особенности. | 3 |
Нарисуй себя. Нарисуй что-нибудь веселое для тебя. Нарисуй что-нибудь грустное для тебя. Нарисуй свое настроение другими способами (линии, фигуры, цветные пятна). |
2. |
Учимся работать дружно |
Развивать навыки учебного
сотрудничества, взаимодействия. Развивать коммуникативные способности у детей. |
4 |
Рисуем парами. Украсьте варежки (один набор карандашей). Нарисуй то, что на свете желтого цвета (держась за один карандаш). Дорисуйте незаконченный рисунок (вдвоем). Мои друзья. |
3. |
Я волшебник |
Учить смешивать краски. Учить видеть мир в цвете. Развивать воображение. |
2 |
Рисование нитью. Выдувание краски. |
4. |
Чудище лесное |
Учить детей работать в коллективе – групповой конвейер. | 1 |
Игра “Придумай животное” |
5. |
Что чувствую |
Учить детей рисовать свои чувства и
настроение в цвете (линии, цветные пятна, круги). Развивать воображение и фантазию у детей |
2 |
Что такое счастье? Что такое боль? |
6. |
Путешествие в страну Рисовандия |
Учить детей слушать музыку и изображать ее в цвете | 2 |
Музыкальное развлечение Рисуем музыку |
Всего: 14
Литература:
- Колцева Т.А. “Природа и художник”. Программа по изобразительному искусству для детей 6 лет.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. “Психология общения в дошкольном возрасте”, 2000.
- Банщикова Т.Н. и др. “Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом”, 2004.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. “Тренинг эффективного взаимодействия с детьми”, 2000.
- Пилипко Н.В. “Приглашение в мир общения”, М, 2000.
Тема 2. “Учимся работать дружно”
Цели:
- Развивать навыки учебного сотрудничества, взаимодействия.
- Развивать коммуникативные способности детей.
- Развивать умение работать с партнером.
- Компановка, размещение изображения на листе бумаги.
Занятие 1. “Украсим варежки” (рисование парами)
Материал: цветные карандаши, шаблоны варежек, кукла Ванюшка, образцы рисунков, волшебная шкатулка художника.
Ход занятия:
Ритуал приветствия. Дети встают в круг, берутся за руки. По кругу, сжимая ладошки соседа, каждый ребенок произносит по желанию приветственные слова (Например, “здравствуйте”, “привет” и пр.).
1-я часть. В гости к детям пришел Ванюшка
(кукла) и хвастает: “Мама мне связала шарф, шапку
и носки, чтобы я не мерз на улице”. Педагог задает
детям вопросы: Что Ванюшка забыл одеть? (Варежки).
Для чего нужны людям (детям) варежки. Какие они
бывают? (пуховые, шерстяные, с узорами).
Педагог предлагает рассмотреть образцы
орнаментов на варежках. Обратить внимание детей,
что орнамент на левой и правой варежке
одинаковый.
2-я часть. Детям предлагается разделиться на пары, обсудить цвет и орнамент на варежках (один рисует правую, второй – левую). Дети приступают к работе.
3-я часть. Обсуждение:
– Кто из вас выбрал цвет и придумал узор?
– Понравилось ли вам работать вдвоем?
– Что понравилось, а что нет?
– Чем тебе помог партнер?
– Что еще можно нарисовать вдвоем?
Ритуал прощания. Дети встают в круг. Сначала каждый ребенок говорит, а затем все вместе: “Спасибо! До свидания!”.
Занятие 2. “Дружные карандаши” (рисование парами)
Материал: цветные карандаши, лист бумаги, шкатулка художника.
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
1-я часть. Детям предлагается разделиться на пары и выбрать 1 карандаш, которым они будут рисовать (выполнять задание): “Нарисуйте, что на свете желтого (зеленого, красного и т.д.) цвета, держась вдвоем за один карандаш”. Дети приступают к работе. Педагог обращает внимание на то. Кто из детей является ведущим (придумывает, ведет карандаш и т.п.), а кто ведомым (просто держится за карандаш).
2-я часть. Дети рисуют.
3-я часть. Обсуждение. Дети рассказывают о своих работах и делятся впечатлениями.
Ритуал прощания.
Занятие 3. “Дорисуй” (рисование парами)
Материал: шкатулка художника, цветные карандаши, большой лист бумаги с незаконченным рисунком (линии, точки и т.п.).
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
1-я часть. Из шкатулки дети достают листы бумаги с заданиями. Детям предлагается разделиться на пары и обсудить, что же они будут рисовать.
2-я часть. Самостоятельная работа детей.
3-я часть. Обсуждение готовых рисунков. Дети рассказывают о своем сюжете и делятся впечатлениями.
Ритуал прощания.
Занятие 4. “Мои друзья”.
Материал: лист бумаги, цветные карандаши, простой карандаш, резинка.
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
1-я часть. Беседа “Что такое дружба? Каким должен быть друг?”
2-я часть. Детям предлагается нарисовать всех своих друзей.
3-я часть. Рассказ детей о своих друзьях (по рисункам).
Ритуал прощания.