Взаимоотношения воспитателей нашего дошкольного учреждения с родителями строятся на основе сотрудничества, уважения личности, совместного стремления создать все необходимые условия в развитии потенциальных возможностей детей.
Анализ изучения социального портрета семей наших воспитанников показал: семьи различны по своему социальному положению, а проблемы в воспитании детей - сходны. Решение эти проблем, сегодня зависит от нашего взаимодействия. Одной из форм работы с родителями в детском саду является выпуск газеты “Вырастай-ка”. На страницах которой отражаются актуальные вопросы, интересующие родителей. Одним из примеров является информация под рубрикой “Мальчики и девочки – два разных мира”. Где кратко даны сведения об особенностях развития детей разного пола; раскрыты двигательные и игровые предпочтения дошкольников, рекомендации по организации их деятельности. Предлагаем вашему вниманию этот материал и надеемся, что он вас заинтересует и, возможно, окажется полезным.
Генетические различия между мальчиками и девочками существуют. Хотя специалисты до сих пор не пришли к единому мнению о том, в какой мере соответствующие качества являются врожденными, а в какой, привиты воспитанием. Тем не менее, их разность в значительной мере определяют воспитание и формирование характера всеми участниками образовательного процесса.
Некоторые различия между мальчиками и девочками существуют лишь в представлении взрослых – что сказывается на обращении с ребенком и тем самым на его развитии. Так, считается, что девочки раньше начинают говорить, а у мальчиков в большей мере развито пространственное воображение. В действительности, вплоть до среднего школьного возраста интересы и способности тех и других, в общем, примерно одинаковы.
У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, т.е. та деятельность, которая им интереснее, лучше удается, и в которой наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В частности, в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера: бег, метание предметов в цель, метание предметов на дальность, лазание, спортивные игры, борьба, упражнения на тренажерах. Девочки же предпочитают: игры со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и др.), танцевальные движения, фигурное катание, хореографию.
В эмоциональной сфере различия столь же показательны: девочки, когда устают, страдают эмоционально, могут расплакаться. Мальчики в таких случаях более выносливы, стараются держаться, не показывать своих слёз. Поэтому взрослым кажется, что девочки острее переживают те или иные события, а мальчики вполне равнодушны. По мнению учёных, на самом деле мальчики переживают не меньше, чем девочки, реагируют не менее эмоционально, но не способны долго удерживать эмоциональное напряжение. Поэтому часто в ответ на длинную нотацию мальчик реагирует лишь в первые минуты, а потом мозг отключает слуховые входы, мальчик перестаёт слышать взрослого.
Девочки лучше справляются с типовыми задачами, опираются на память, используют штампы. А мальчики - с задачами на сообразительность, придумывают что – нибудь своё, сочиняют свою историю, но у мальчиков страдает исполнительская сторона деятельности.
Оценивая тех и других, важно учитывать, к чему они, как правило, предрасположены природой, в чём способны выдать лучший результат, а что им удается с большим напряжением сил.
Оказывается, маленьким мальчикам нужно больше пространства, чем маленьким девочкам. Всему виной выбросы гормона тестостерона в раннем возрасте, из-за которых они очень подвижны, а занятия, требующие аккуратности, им не под силу. Как помочь развить тонкие двигательные навыки, не лишая свободы передвижения? Вот что рекомендует психолог Х. Шарп-Стоун для мальчиков:
- рисование и другие занятия перенести со стола на пол;
- предлагать для рисования огромные листы бумаги и большие ручки, а также книги с крупными картинками и шрифтами;
- т.к. мальчикам ближе реальность, чем вымысел. Выбирайте книги с фотографиями, а не с иллюстрациями, и реальные истории, а не выдуманные;
- не принуждайте их к длительным занятиям. Пусть они рисуют или мастерят понемногу, но чаще.
Учитывая это, в нашем детском саду осуществляется дифференцированный подход к воспитанию детей в зависимости от пола. Педагоги способствуют поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре (организуют игры отдельно для мальчиков и девочек и совместные). Дети самостоятельны в выборе ролей, связанных с мужскими и женскими профессиями и выборе соответствующих игрушек, атрибутов, костюмов; им предоставляется возможность проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. Своеобразие нашего подхода заключается в том, что детям ничего не предписывается впрямую в соответствии с эталонами. Вместе с тем педагоги пытаются обеспечить реальную общность ситуации эмоционального, волевого и когнитивного развития мальчиков и девочек.
Инструктор по физической культуре на физкультурных занятиях к мальчикам и девочкам предъявляет разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, затратами дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек). Ею разработаны специальные занятия, которые проводятся один раз в квартал отдельно для мальчиков и отдельно для девочек. Эти занятия обогащены сюжетом (“Юные пожарные”, “Мы спортсмены”, “Мы артистки”), музыкальным сопровождением, использованием нестандартного оборудования.
Практика показала, что такая работа носит творческий характер, интересна как детям, так и взрослым.