Резкое снижение успеваемости учащихся в 5-м классе оставляет актуальной проблему преемственности начальной и средней школы. Для этого ежегодно, согласно плану ВШК, проводится проверка по преемственности. Работая зам. директора уже 10 лет, этот вопрос ставился трижды. Коллегиальные решения сводились, как правило, к следующему: необходимости взаимопосещения уроков, проведению семинаров о возрастных особенностях развития детей данного возраста, ужесточению контроля знаний учащихся 3-х классов, повышению квалификации учителей. Кроме того, в масштабах страны с этой же целью изменяли сроки обучения в начальной школе, корректировали содержание программ, меняли стандартные требования к подготовке учителей в вузах... Результат оставался прежним.
В нашем лицее в течение последних 3-х лет указанная проблема решается следующим образом:
- в 3-х классах проведены выходные контрольные работы по всем учебным предметам (включая технику чтения и таблицу умножения) и психологическое тестирование на выявление умственной работоспособности учащихся и отношения к школе;
- проведено совещание при директоре и психолого-педагогический семинар учителей 3-5 классов по проблемам совмещения программ обучения в соответствии с возрастными особенностями детей, зачитана справка по итогам ВШК, принято решение о взаимопосещении уроков;
- в 5-х классах проведены входные контрольные работы по всем предметам и психологическое исследование на предмет готовности к обучению (по мотивационному компоненту)
Такая работа (на сегодняшний день) являющаяся отработанным и джентльменским набором в нашем лицее слегка ослабила остроту проблемы, но, на мой взгляд, не решила её коренным образом. Поэтому кардинальное решение проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе видится в несколько иной плоскости.
Анализ причин снижения успеваемости показывает, что находятся они не столько в недостаточной предметной подготовке школьников, сколько в сфере взаимоотношений учитель-ученик.
Психологи утверждают, что для учащихся начальной школы личностно значимой является оценка учителя, тогда как в 5-м классе значимой становится оценка товарищей по классу, сверстников. Почему? Ведь за летние каникулы не происходит серьезных изменений в физиологии ребенка. Значит, дело не в возрастном изменении. Тогда в чём? И здесь многие на уровне интуиции говорят: "Там был один учитель, а здесь их много". Много учителей - это хорошо или плохо? Хорошо, так как они как специалисты "сильнее" одного. А получается плохо. В чем тут дело? Предлагаю в предыдущем рассуждении слово "учитель" заменить на слово "оценивающий". Это сразу переводит взаимоотношения из сферы обучающей в плоскость оценивающих действий. И это уже другие по смыслу взаимоотношения. Действительно, ученик начальной школы привык, что результаты его учения оценивает один человек. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки. Более того, и класс оценивал его также в аналогичном качестве. И вдруг "оценивающие" меняются. Они еще и веса не имеют в глазах ученика, а уже выносят ему подчас суровые (или просто другие) оценки. В результате возникающие внутренние противоречия и внешние конфликтогенные ситуации склоняют многих пятиклассников руководствоваться прежними критериями и оценками своих действий, в чем учащиеся находят поддержку и у своих одноклассников (они ведь лучше "знают какой он"еще по предыдущей жизни. В итоге эти дети испытывают стресс, из которого они выходят лишь к концу 5-го класса. А у многих учащихся отрицательное отношение к школе сохраняется дольше, а то и до конца обучения. Лишь очень небольшой части школьников — экстравертов удается сохранить относительно положительное, комфортное самочувствие к школе.
В нашем лицее традиционно проводятся различные психолого-педагогические семинары. Замечено, что в случаях предоставления учителям начальной школы возможности выбора урока одни из них всегда выбирают математику, другие — русский язык и так далее. Это явный показатель предпочтительного отношения учителя к тому или иному учебному предмету. При этом опытные учителя средней школы часто говорят, что по классу легко можно определить, какой учитель начальной школы их обучал. Значит, отношение учителя к предмету сказывается на качестве преподавания и результатах обучения.
Исходя их вышеизложенного можно предложить следующее решение проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе. Следует провести более раннее, но в то же время постепенное "дробление оценивающих". Изучая базисный план, мы нашли как это сделать.
Первый класс учитель ведет традиционно с прибавлением специалистов по ИЗО, музыке, физкультуре, иностранному языку. Во 2-З-ем классе остается схема 1, но в четвертой четверти на уроки математики и русского языка приходят (2-3 раза в неделю) учителя — предметники.
Какие положительные стороны этого дробления могут появиться?
- Учащиеся в более раннем возрасте обогащаются опытом конструктивного общения. При этом дети приобретают опыт сравнения этих типов и выбирают наиболее подходящее для себя.
- Уменьшается время самоподготовки учителя к уроку.
- Максимально снижается дискомфорт учащихся в условиях постепенного переходам к новым типам обучения.
Проблема преемственности обучения в школе
Формулировка проблемы: снижение успеваемости при переходе из начальной школы в среднюю у значительной части учащихся 20% учащихся вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.
Формулировка цели и способа ее достижения: добиться сохранения качественного уровня выполнения образовательных стандартов выпускниками начальных классов в средней школе за счет введения активных методов обучения в начальной школе и использование различных педагогических технологий в средней школе, за счет расширения образовательного пространства и систематического взаимопосещения уроков в начальной школе и в 5-х классах средней школы учителями 3-х, 4-х класов и учителями-предметниками 5-х классов.