Пояснительная записка
С болью мы смотрим на то, что происходит в нашем современном мире вокруг нас: убийства, кровавые “разборки”, войны, катастрофы, наркомания, бездомные дети. В мире царит хаос, цивилизация приходит в упадок, происходит полнейшая деградация личности человека, проявляются безнравственность, бездуховность.
По последней оценке специалистов, в ближайшие десятилетия в мире погибнет около 30 млн. человек от туберкулеза. СПИД стал поистине бичом для человечества. Затронут все эти болезни, прежде всего, низко духовных людей. Может, в это трудно поверить, но людей защищает... их высокая духовность. Кого же можно назвать духовным человеком? На этот вопрос люди отвечают по-разному. Духовный человек — это тот, у которого дух доминирует над плотью. Первое слово принадлежит духу. Духовный человек не завистлив и желает успеха другим, он сочувствует горю ближнего. В сердце духовного человека живет душа Христа — это дух прощения, мира и любви к ближнему.
С миссией становления нового мировоззрения пришел на Землю 2000 лет назад Богочеловек, которого мы называем Иисус Христос. Он пришел, чтобы помочь человечеству преодолеть поверхностность в понимании мира, примитивизм и бездуховность в отношениях между людьми вырваться из порочного круга бездушия и жестокости, царивших в обществе, в мир, где высшими принципами являются терпимость, любовь. Он внес в жизнь людей необходимые нравственные нормы.
Россия тысячу лет назад, приняв христианство из Византии, стала признанным в мире центром православия, принеся в него живительную силу, теплоту домашнего очага, интимность поклонения домашней иконе, необъятность просторов. Вера праотцев — святыня духовной жизни каждой нации.
Проект направлен на создание и формирование широко обновленных граждан Отечества для обновленной России.
Описание проекта
Как сберечь Человека? “Лепить” личность или “не вмешиваться”. Проект предполагает обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания. Это направление видится нам наиболее перспективным, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Это доказывает особую значимость и актуальность проекта по духовно нравственному образованию и воспитанию детей.
Проект основывается на Конституции Российской Федерации, законодательстве в сфере образования и международном праве, отвечает Доктрине национальной безопасности (сохранение национальной идентичности и территориальной целостности России) и Национальной доктрине образования в Российской Федерации (историческая преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры). А также реализует задачу Федеральной программы “Патриотическое воспитание” (Воспитание граждан на традициях духовно-нравственных ценностей российской культуры…).
Проект предполагает приложения с конспектами занятий, праздниками, играми, работой педагогического коллектива с родителями социумом.
Проблема: разрушение личности ребенка, так и человека в целом.
Актуальность: доминирование материальных ценностей над духовными – это самая большая опасность подстерегающая наше общество. У детей искажены представления о доброте, милосердие, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Новизна: в проекте представлены теоретические и практические материалы по использованию проектного метода в работе педагогических коллективов, по воспитанию всесторонне и гармонично развитой личности на основах православной культуры в дошкольных учреждениях.
Цель: подготовка для обновленной России культурных и широко обновленных граждан Отечества, способных самостоятельно осваивать духовные ценности многообразной культуры, развивая и совершенствуя родной язык и национальную культуру на основе глубокого осознания их исторических корней.
Задачи:
- Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Предупреждать безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
- Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
- Создать условия для восприятия целостной картины мира.
- Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).
Стратегия дстижения желаемого результата
Механизмы реализации проекта
- Аналитический
- Сбор информации по следующим областям:
- сбор конкретных фактов, материалов с помощью коллег, родителей, детей по проблеме (статистика);
- тестирование, анкетирование, интервьюирование детей и взрослых;
- оценка результатов диагностики;
- посещение семей воспитанников.
- Внешняя среда
- нормативно-правовая база;
- средства массовой информации;
- микросоциальный заказ;
- культурные тенденции, национальные и региональные особенности;
- памятники как духовные святыни Отечества и культурные ценности г. Уссурийска.
- Внуренняя среда
- статистические сведения о воспитанниках.
- достигнутые результаты воспитательно-образовательного процесса.
- интеллектуальный и творческий потенциал педагогов.
- материальная база ДОУ.
- Сбор информации по следующим областям:
- Основной
- Работа над практической частью пректа:
- обмен опытом семейного воспитания;
- тематические педсоветы;
- семинары практикумы;
- открытые занятия;
- оказание помощи семье через проведение мероприятий (тренинги, диспуты, круглые столы);
- работа педагогов по самообразованию;
- выставки;
- коллективные творческие дела;
- составление перспективного плана по работе с педагогическим коллективом;
- составление перспективного плана по работе с родителями и социумом;
- разработка и реализация конспектов серий занятий, праздников, развлечений.
- Работа над практической частью пректа:
- Заключительный
- Презентация проекта на заседании педагогического совета.
- Презентация проекта на городской ярмарке образовательных программ.
- Формирование комплекта методического обеспечения по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
- Перспектива:
- Создание на базе муниципальных учреждений группы с православной ориентацией, расширить сеть учреждений с русским этнокультурным компонентом.
- Разработка нормативно-правовой базы, подготовка педагогических кадров по вопросам православного воспитания подрастающего поколения.
График проектных мероприятий с дошкольниками
Мероприятия |
Сроки |
Ответсвенный |
1. Сюжетно-ролевые игры духовно-нравственного содержания | в течение работы проекта | Воспитатели, дети |
2. Экскурсии, целевые прогулки | 1 раз в месяц | Воспитатели, дети |
3. Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей) | 1 раз в квартал | Родители, дети |
4. Детская благотворительность | В течение работы проекта | Воспитатели, родители, дети |
5. Постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания | 1 раз в квартал | Воспитатели, муз. руководитель, дети |
6. Тематические вечера: Живопись; Музыка; Поэзия | 1 раз в квартал | Воспитатели, муз. Руководитель, дети |
7. Чтение библейских сюжетов | В течение работы проекта | Воспитатели |
8. Знакомство с православной кухней | В течение работы проекта | Воспитатели |
9. Изготовление народных игрушек | В течение работы проекта | Воспитатели, дети |
10. Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей. | В течение работы проекта | Воспитатели |
11. Тематические занятия | 1 раз в месяц | Воспитатели |
12. Православные праздники | По календарю | Воспитатели, муз. Руководитель. |
Направления работы
- Духовно-образовательное:
- занятия;
- беседы;
- устные поручения.
- Воспитательно-оздоровительное:
- праздники;
- игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные;
- прогулки;
- экскурсии;
- походы.
- Культурно-познавательное:
- встречи;
- целевые прогулки;
- экскурсии;
- концерты;
- просмотр диафильмов, видеофильмов;
- художественно-изобразительная деятельность.
- Нравственно-трудовое:
- труд по самообслуживанию;
- уборка группы и территории;
- труд по интересам;
- продуктивная деятельность;
- изготовление подарков к празднику.
Учебно-тематическое планирование
Количество занятий в год
Группы |
Старшая группа |
Подготовительная к школе группа |
МИР ВОКРУГ НАС |
4 |
4 |
ДРЕВО ДОБРА | 4 |
4 |
КРАЙ, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ | 2 |
2 |
О ЧЕМ ПОЕТ КОЛОКОЛ? | 1 |
1 |
ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА | 2 |
2 |
ПРАВОСЛАВНАЯ РОССИЯ В ЛИЦАХ | 5 |
5 |
ХОЗЯЕВА И ХОЗЯЮШКИ | 4 |
8 |
“Мир вокруг нас”
Занятия данного блока открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира, обращают их внимание на его богатство, красоту и разнообразие, учат видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы, понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения, способствуют развитию творческой личности ребенка.
“Древо добра”
Занятия данного цикла на основе литературных произведений учат детей различать добро и зло, дают представления о нравственной свободе человека, помогают увидеть красоту нравственных поступков.
“Край, в котором ты живешь”, “О чем поет колокол?”, “Православная культура в лицах”
Занятия данных циклов знакомят детей сродным городом, с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской.
“Православная культура”
Занятия данного цикла знакомят детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают подготовке и проведении календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.
“Хозяева и хозяюшки”
На занятиях данного цикла дети знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, узнают об особенностях разных материалов и правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок.
График проектных мероприятий с родителями
Мероприятия |
Срок |
Ответсвенный |
1. Изучение нормативных документов | Сентябрь 2005 |
Заведующая |
2. Родительские собрания на духовно-нравственные темы | В течение года |
Воспитатели, |
3. Дни открытых дверей | 1 раз в квартал |
Ст. воспитатель, |
4. Факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье. | В течение года |
Ст. воспитатель, заведующая, |
5. Совместные учебные мероприятия (выставки, конкурсы, семинары-собеседования, тематические семинары) | 1 раз в квартал |
Ст. воспитатель |
6. Индивидуальные консультации специалистов. | По запросам | Ст. воспитатель |
7. Наглядные виды работ: | ||
Информационные стенды для родителей | В течение года |
Ст. воспитатель, воспитатели |
Папки передвижки | 1 раз в месяц |
Воспитатели |
Выставки детских работ | В течение работы проекта |
Ст. воспитатель, |
литературы |
В течение проекта |
Ст. воспитатель |
8. Ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания | В течение работы проекта |
Воспитатели, |
9. Индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка) | В течение работы проекта |
Воспитатели |
10. Помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы). | В течение года |
Воспитатели, |
11. Совместная деятельность родителей, педагогов, детей | В течение года |
Заведующая, |
Ожидаемые результаты
- Образовательный
- Пробудить в детях старшего дошкольного возраста духовность, которая может и должна быть, как национальная духовность.
- Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
- Формирование такого коллектива, где каждый самоценен, а все пребывают в гармонии друг с другом.
- Воспитательный
- Воспитание патриотических чувств, связывающих разные поколения.
- Воспитание духовно-нравственных чувств, в жизни человека как действия любви, добра, человечности, единения.
- Воспитание детей дошкольного возраста в духе отечественных русских православных культурных традиций.
- Воспитание достойного гражданина Великой России.
- Статусный
- МДОУ “Детский сад” № 45 – база для курсов, повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений по духовно-нравственному воспитанию для развития российского социума.