Цели урока:
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, вежливость на примере героев сказки;
- закрепить знание состава числа 10 и навыка быстрого счета в пределах;
- решать задачи на повторение целого и части;
- продолжить обучение решению задач на сложение и вычитание, в котором целое разбито на части разными способами;
- развивать мыслительные операции – анализ, синтез, классификацию, сравнение, математическую речь, внимание, общий кругозор, творческое воображение;
- реализовывать принципы здоровьесбережения, межпредметных связей.
ХОД УРОКА
1. Организация класса.
Ритмический счет двойками до 20, пятерками – до 50.
2. Минутка чистописания.
Учитель;
– Ребята, все вы знаете русскую народную сказку “Гуси – лебеди”. (Показывает иллюстрацию к сказке.) А давайте расскажем с вами эту сказку по-новому, на математический лад, повторим состав числа 10 и покажем, как мы умеем считать в пределах 10
Итак, слушайте! Начну я, а продолжать будете вы.
…Жили- были муж да жена, и было у них двое детей – девочка и мальчик .Вот отправляются родители на ярмарку и приказывают дочери за братцем смотреть. Собрались и уехали. А девочка позабыла про родительский наказ, заигралась с подружками. Приходит домой, а братца нет. Кинулась она за ворота, да только и увидела, как высоко вдали гуси-лебеди ее братца понесли. А про них давно дурная слава ходила, что они маленьких детей уносят. Побежала девочка им вдогонку. Смотрит– стоит печь.(Рисунок печи) Девочка к ней:
– Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
А печка ей и говорит:
– Напиши красиво цифру 2 и цепочку логическую составь, тогда скажу…
Ребята, поможем девочке справиться с заданием?… Открываем тетради и записываем сегодняшнее число. Приготовились писать цифру 2.
Два похоже на гусенка
С длинной шеей,
Шеей тонкой.
Учитель пишет на доске, дети – в тетрадях.
– Восстановите логическую цепочку:
302,302, 303,…309.
– Проверяем цепочку.
– Чем интересны числа 3 и 9? (Вопрос для любителей сказок)
3. Устные упражнения.
– Кто хочет продолжить рассказывать сказку?
Ученик рассказывает до того момента, как девочка прибежала к яблоньке. На доске появляется изображение яблоньки с яблоками.
– Яблонька тоже дает девочке задание. Если мы поможем ей с ним справиться, то она сможет бежать дальше.
а) Назови линии. (рисунок №1)
– Где расположены точки по отношению к замкнутой линии?
– Чем отличается отрезок от прямой?
б) В это время ученики решают у доски уравнения:
х +6=10
х- 2 =8
в) Раскрась картинку. (Картинка изображает девочку, детали одежды которой помечены цифрами. Дети решают примеры, ответы которых соответствуют определенному цвету, которым и раскрашивается та или иная деталь одежды)
г) .Покажи ответ (на карточках):
Ну-ка, сколько здесь ребят
На горе катается?
Трое в саночках сидят,
Один дожидается.
Три больших, три маленьких,
Маленьких, удаленьких –
Целая семья опят.
Сколько их на пне сидят?
Три гуся летят над нами,
Три других за облаками,
Два спустились на ручей.
Сколько было всех гусей?
д) Чтобы отправиться дальше, надо сказать, по какому признаку фигуры разбиты на части, и составить все возможные числовые равенства:
2 + 4 = 6
4 + 4 = 6
6 – 2 = 4
6 – 4 = 2
4. Отработка навыка быстрого счета.
– Рассказываем дальше сказку…(Дошли до речки. На доску вывешивается рисунок с изображением речки)
Речка дает девочке свои задания.
а) Запиши четыре возможных варианта получения числа 10.
Учащиеся записывают в тетрадях. Проверяем.
б) Работа по учебнику: с. 48, №1. Задание выполняется по рядам (каждому ряду – по одному столбику). Проверяем. (За правильные ответы даю яблочки.)
5. Здоровьесберегающая пауза. Игра “Найти свою маму”.
6. Решение задач.
Рассказываем сказку дальше:
– Прибежала девочка в избушку на курьих ножках. (Рисунок с изображением избы.) Чтобы Баба Яга девочку не схватила, мы должны решить задачи № 2,3 на с.48 учебника.
№2. Сколько у Вани было тетрадей?(2 и 8)
– Какое выражение можно составить, если все тетради были поделены на две части?
– Когда Ваня отдал тетради, их стало больше или меньше?
– От целого он отдал часть, значит, искать надо часть. Как найти часть?
– Какое выражение вы получили?
Записываем в тетради.
Один ученик работает у доски.
Аналогично решается задача №3
7. Логические упражнения.
– Убежала девочка вместе с братом от Бабы Яги, но еще надо до дома добраться и от гусей-лебедей скрыться. Опять на пути речка. Просит девочка речку спрятать их с братцем. А речка ей опять задание дает:
1. №8 на с. 49 учебника.
– Найти общий признак фигур, расположенных в строках.
– Побежала девочка дальше. Прибежала она к яблоньке и просит ее спрятать их с братцем. А та ей свое задание дает:
2. №9 на с. 49 учебника.
– Чем отличаются фигуры в столбиках?
– Побежала девочка дальше. Стоит печка. Девочка просит печку спрятать их гусей-лебедей. А печка ей свое задание дает:
Расшифруй слово.
10 – 1 =И 5 + 5 = М 4 + 2 = Ц |
10 – 6 =Н 7 – 2 = А 10 – 2 = У |
Наконец брат с сестрой благополучно добрались домой. А тут и родители вернулись с подарками.
8. Подведение итогов урока.
– Наш урок подходит к концу. Понравилось ли вам математическая сказка?
– Вы тоже молодцы. Хорошо помогали девочке. Посчитаем, у кого сколько яблок за урок собралось. Составим “дерево Успеха” Каждый из учеников получил яблоки разного цвета.
*зеленое – не допустил ни одной ошибки, доволен
собой;
*желтое – допустил неточность;
*красное – надо постараться, и успех придет.
Яблоки дети прикрепляют на дерево, и сразу видна общая картина класса.
Самые активные ученики получают звания “умников” и “умниц”.
9. Домашние задание.
Дома зашифруйте слово “печка”.