Оборудование урока.
У учителя:
- трафареты костюмов, запись сказки “Царевна-лягушка”, репродукция картины М. Врубеля “Царевна-Лебедь”,
- иллюстрации с изображением крестьян в праздничной одежде,
- детские работы.
У детей:
- бумага,
- кисти,
- акварельные краски,
- гуашь.
На доске слова:
- рубаха,
- юбка-понева,
- кичка (утка),
- кокошник (курица),
- пушк'и,
- сарафан,
- кор'уна,
- косоворотка,
- штаны-порты,
- онучи;
- детские работы с прошлых уроков.
Ход урока
1. Оргмомент. Проверка готовности к уроку.
2. Подготовка к восприятию нового материала.
Мы продолжаем работать над основной темой четверти “Древние корни народного искусства”. Посмотрите на выставку ваших работ, посвященных этой теме.
- Какая из уже изученных тем вам больше понравилась?
- Какие рисунки на выставке особенно хороши и почему?
- За какие работы вы получили отметку “отлично”?
3. Сообщение темы урока.
Я хочу, чтобы вы сами догадались, о чем мы будем говорить на уроке сегодня и что будем рисовать. Для этого послушайте народный заговор, записанный в одной из деревень Челябинской области.
Пойду я во чистое поле –
Под красное солнце,
Под светел месяц,
Под полетные облака,
Стану я во чистом поле
На ровное место,
Облаками облачуся,
Небесами покроюся,
На главу свою кладу
Красное солнце,
Подпояшуся светлыми зорями,
Обтычуся чистыми звездами,
Что вострыми стрелами –
От всякого злого недуга.
- Догадались ли вы, что мы будем сегодня рисовать?
- Правильно: народный праздничный костюм (открывается тема урока. Записанная на доске).
4. Объяснение нового материала.
Давайте представим и изобразим костюмы, которые носили наши пра-пра-прабабушки и дедушки.
Все в русском костюме должно быть красивым, он напоминает красоту родной земли, рождает в душе ощущение праздника.
В течение веков в разных концах земли русской складывались характерные особенности одежды: люди старались строго соблюдать местные традиции.
Откройте учебник на странице 49.
Рассмотрите, из каких элементов состоит женский костюм.
Основа костюма – рубаха. Ее шили из тонкого льняного или конопляного полотна. На русском Севере праздничной считалась рубаха-долгорукавка. Рукава длиной до 2 метров имели прорези – “окошки” для рук. Таким рукавам приписывалась колдовская сила.
Вспомните Царевну-Лебедь (картина М. Врубеля) и Василису Прекрасную из русских народных сказок, у которой после каждого взмаха руки появлялись озеро, лебеди. (Прослушивание фрагмента из русской народной сказки “Царевна-лягушка”).
Особое значение на рубахе поневе имела вышивка. Она не только украшала, но и оберегала, защищала женщину.
На рубахе выше пояса – веточки, цветы, условные изображения растений: в них заключена идея земли, плодоносящей почвы.
Поверх рубахи женщины носили сарафаны. Шили их из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, кружевом, резными пуговицами.
Костюм дополняли головным убором, бусами, серьгами, кольцами.
Крестьянка, одетая в праздничный костюм, являла собой образ мира, вселенной.
Основа мужского костюма – рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посередине или сбоку (такая рубаха называлась косовороткой). Носили ее навыпуск и обязательно подпоясывали. В русском языке существует слово “распоясался”, которое имеет 2 значения: прямое - “развязать на себе пояс” и переносное – “стать распущенным, наглым, утратить сдержанность”. Это слово берет начало из традиций ношения народной одежды. Пояс шили из белой, красной или синей ткани и украшали изысканной вышивкой.
Обязательной частью одежды русских крестьян были широкие длинные штаны - порт'ы, которые завязывались шнурком вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали их онучами, а поверх надевали лапти или сапоги.
5. Практическая работа.
5.1. Ученикам раздаются трафареты женского и мужского костюмов.
5.2. Учитель обращает внимание на этапы раскрашивания костюма.
5.3. Весь класс слушает запись сказки “Царевна-Лягушка”.
Вопрос учителя: попробуйте представить, как одеты герои этой сказки: Иван Царевич и Василиса Прекрасная?
6. Закрепление.
Чем отличается народный костюм от современного?