Тип урока: комбинированный.
Цели:
- Знакомство с тембрами инструментов симфонического оркестра.
- Развитие образного мышления, представления о музыке как важной части самой жизни.
- Воспитание слушательской культуры учащихся.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись симфонической сказки С.С. Прокофьева “Петя и волк”; рисунки персонажей сказки; музыкальные инструменты (кларнет, гобой, флейта, скрипка, литавры, валторна); дидактические карточки по теме: “Динамические оттенки”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Попевка:
“Добрый день, ребята!
Добрый день, учитель!
2. Чтение стихотворении я “Музыкант”.
- Говорят, что к нам сегодня
Прибыл ветер – музыкант
Все, кто слышал, утверждают
Что он подлинный талант.
- Да –да –да! Не зря же он
Оборвал столетний клен
И листву, как приглашенье
На вечерний свой концерт
Разослал без промедленья
И настроил инструмент!
- А какой?
- Да вроде дудку!
- Вот уж нет, виолончель!
- А я слышал, что гадулку!
- Ну я слыхал свирель.
- Все не так, - сосна сказала
“Музыканта” я видала
Инструментик так себе…
Ведь играет этот ветер
На простой печной трубе.
Учитель: Ребята! Прочитайте на доске тему нашего урока.
Учащиеся: “Певучая добрая сказка…”
Учитель: Значит сегодня мы отправимся с вами путешествовать по сказке. Сейчас мы поплывем по “музыкальной” реке и первой остановкой у нас будет станция “Динамика”.
Давайте повторим с вами те динамические оттенки, которые знаем. (учитель показывает карточки с обозначениями p, f, ff, mp, mf)
Чтобы закрепить эти знания давайте вместе прочитаем одно стихотворение. Вместо некоторых слов я буду показывать карточки, а вы должны будете хором их назвать.
Жил кот Василий, ленивый был кот
Острые зубы и толстый живот.
Очень p (тихо) он ходил
f (громко) настойчиво кушать просил
mp (не очень тихо) на печке храпел,
вот и все, что он делать умел
Кот как – то раз видит сон вот такой –
Будто затеял с мышами он спор
f (громко) крича он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой
В страхе тут мыши p (тихо) взмолились
- Ох, пожалей, пощади, сделай милость
mf (не очень тихо) вскликнул кот “Брысь”
И в рассыпную они понеслись.
(А на самом деле в то время, когда наш
кот спал, происходило вот что)
Мыши p (тихо) вышли из норки
f (громко)Хрустя съели хлебные корки
mp (не очень тихо) cмеялись над котом
Они ему хвост завязали бантом
Василий проснулся, чихнул
К стене повернулся и снова заснул
А мыши лентяю на спину забрались
До вечера f (громко) над ним потешались
Учитель: Молодцы! Поплывем дальше по “музыкальной” реке. Следующая остановка – “Игра в слова”.
Задание: прослушайте попевку и поднимите вверх карточку, которая соответствует динамике произведения.
(Исполнение попевки “Игра в слова”)
Дети: сначала f, потом p.
Учитель: Давайте ее разучим.
I этап – произношение вслух слов попевки.
Скажи погромче слово гром
Грохочет слово словно гром
Скажи потише шесть мышат
И мыши сразу зашуршат.
II этап: Исполнение I части попевки:
При пении слова “гром” букву – звук “о” тянем и утрированно произносим “гр”, что усилит звучание последующей долгой гласной и помогает создать при исполнении имитацию раската грома.
III этап: Исполнение II части попевки: - конец фразы повторить шепотом.
IV этап: Исполнение всей попевки с учетом динамических оттенков (дважды)
Учитель: Следующая станция – “Веселая пауза”
Что в музыке означает слово “пауза”?
Учащиеся: это остановка.
Проводится игра “Опенок”.
И.п. – сидя на корточках.
Влез опенок на пенек – дети встают.
Простоял один денек
На ветру качался
Низко наклонялся – дети раскачиваются корпусом влево – вправо
А потом склонился
И совсем свалился – дети наклоняются вниз, стараясь достать руками до пола.
Учитель: Поплывем дальше. Впереди остановка “Тембр”
Давайте поиграем в игру “Чей голос?”
Условия игры: один учащийся отворачивается и стареется угадать, кто из ребят произнес слово “тембр” (проводится игра с 2-3 водящими).
Учитель: Почему никто из водящих ни разу не ошибся?
Учащиеся: Потому что у каждого человека разная “окраска” голоса присущая только ему.
Учитель: Да, и это называется “тембром”.
Сегодня мы познакомимся с новым произведением – симфонической сказкой С.С. Прокофьева “Петя и волк”.
Сейчас я буду на фортепьяно играть темы персонажей этой музыкальной сказки, а вы с помощью разворота учебника “Музыкальное искусство” на стр. 108 – 109 попробуйте определить персонажа.
(Слушание тем.)
Учитель: А теперь посмотрите на эти музыкальные инструменты (кларнет, фагот, гобой, скрипка и др.). Каждый из них имеет свой неповторимый тембр. Композитор С.С. Прокофьев поручил скрипке озвучить в сказке Петю, а флейта поможет нам узнать Птичку. “Гнусавый” голос гобоя расскажет об утке, кошку изобразит кларнет, ворчливый голос фагота – Дедушку, а злого волка – 3 валторны.
С болотца, поросшего ряской
С полей, из лесного дупла
Певучая, добрая сказка
По нотным тропинкам сошла
К тесовому дому, под елки
Тропинка тебя приведет
Расскажут о Пете и волке
Квартет и кларнет и фагот
Упрятаны в нотных страницах
Поляны, луга т леса
Для каждого зверя и птицы
У сказки свои голоса
Пичугою флейта просвищет
Закрякает уткой гобой
А злого – презлого волчища
Валторны заменят собой
Однако, к чему торопиться
Твоя это сказка, бери!
Волшебные двери – страницы
В нее поскорей отвори!
(Слушание I части симфонической сказки)
Учитель: Ну что же, наше путешествие подошло к концу. Давайте подведем итоги.
- С какими музыкальными инструментами симфонического оркестра мы познакомились?
- Что такое тембр?
- Какое музыкальное произведение мы сегодня слушали?
(Ответы учащихся)
Прозвенел звонок!
Кончился урок!