Формирование учебно-познавательного интереса младших школьников

Разделы: Начальная школа


Познавательный интерес выступает как ценный мотив учебной деятельности школьников. Источниками формирования познавательных интересов учащихся являются: содержание учебного материала, которым овладевают школьники, многообразный и разносторонний процесс учебной деятельности учащихся и общение между участниками учебного процесса.

Содержание учебного материала каждого учебного предмета обладает богатейшими возможностями для укрепления и развития познавательных интересов школьников. Общение между учениками, между ними и учителями, не являясь обособленным источником формирования познавательных интересов, оказывает значительное влияние, усиливая (или ослабляя) воздействие стимулов, поступающих от содержания и процесса деятельности. Коллективные и межличностные отношения, которые складываются на уроках в процессе общения между сверстниками, а также между учениками и учителем, объективно меняют ситуацию учения и соответственно могут побуждать интеллектуальную деятельность, обострять переживания, способствовать волевому усилию, что оказывает стимулирующее действие на познавательные интересы учащихся.

Специальные исследования, посвящённые проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется, по крайней мере, тремя обязательными моментами:

  1. положительной эмоцией по отношению к деятельности;
  2. наличием познавательной стороны этой эмоции;
  3. наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.

В процессе обучения важно обеспечить возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к её содержанию, формам и методам осуществления.

Одним из приемов эмоционального стимулирования можно назвать создание ситуации занимательности - введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Без всего этого речь учителя, конечно, остается информационно полезной, но она не реализует в должной мере функцию стимулирования учебно-познавательной деятельности учеников.

Основным источником интереса к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание. Ведь сам метод, как известно, характеризует форму движения содержания. Для того, чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать ряду требований, сформулированных в принципах обучения ( научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, комплексное образовательное, воспитывающее и развивающее влияние обучения и т.д.)

Имеются и некоторые специальные приёмы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания обучения:

1. Создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым новым открытиям в науке, технике

2. Метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе “игровых ситуаций”

3. Метод создания ситуаций познавательного спора, метод организации учебных дискуссий.

Включение учеников в ситуации научных споров не только углубляет их знания по способствующим вопросам, но и невольно приковывает их внимание к теме. А на этой основе вызывает новый прилив интереса к учению.

4. Создание ситуации успеха у школьников, испытывающих определенные затруднения в учебе.

Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности в себе, без чего невозможны дальнейшие учебные успехи.

Познавательные интересы школьника развиваются, усложняются, обогащаются в ходе развития, в процессе становления личности ученика. Общие тенденции развития познавательных интересов:

- от интереса, связанного с внешними стимулами, к интересу, свободному от внешней ситуации, побуждаемому более сложными обстоятельствами, связанными с “внутренней средой” самого школьника;

- от интереса нерасчлененного ( “сам не знаю, что нравится”; “нравится всё”) к интересу всё более дифференцированному ( к определенным областям учебных предметов) 

- от интереса, подведенного частой смене ситуаций, случайным влияниям, к интересу более устойчивому, постоянному;

- от интереса поверхностного ( к ярким, занимательным сторонам явления) к интересу с глубокой теоретической основой, раскрывающей причинно-следственные связи, внутренние отношения.

На развитие познавательных интересов оказывает влияние возрастной аспект, поскольку приобретенные знания содействуют переводу интереса на более высокий уровень. Следует особенно подчеркнуть и то обстоятельство, что индивидуальное своеобразие познавательного интереса чрезвычайно велико. Учащиеся одного и того же класса могут находиться на самых различных, даже противоположных уровнях развития интереса. Познавательный интерес подвержен тем же закономерностям, что и процесс развития в целом.

Привитию школьникам интереса к учению способствуют учебные задания занимательного характера. Всю занимательность обучения принято делить на “внешнюю” (не связанную с содержанием урока) и “внутреннюю”.

Материалы занимательного характера можно разделить следующим образом:

- организационная занимательность;

- информационная занимательность

- внеучебные задания занимательного характера

- учебные занимательные задания

Использование методов, направленных на активизацию учебно-познавательного интереса, проведение нестандартных форм уроков и т.д. повышает интерес школьников к предмету, в целом влияет положительно на эффективность образовательного процесса в школе.