Большое значение для успешной реализации задач школьного химического образования имеет предоставление учащимся возможности изучения курсов по выбору, так называемых элективных, содержание которых предусматривает расширение и углубление знаний, развитие познавательных интересов, целенаправленную предпрофессиональную ориентацию старшеклассников. В первую очередь эти курсы должны быть ориентированы на детей, проявляющих повышенный интерес к изучению химии и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественнонаучного профиля.
Данный элективный курс разработан для учащихся 11 класса. Он выполняет роль надстройки, т.е. дополняет базисный курс. Направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных учащихся в различных областях химии. Курс рассчитан на 17 часов. Основным стержнем элективного курса выбраны общие принципы классификации химических реакций и закономерности их протекания, которые изучаются на большом числе реакций. Для успешной реализации данного элективного курса необходимо, чтобы учащиеся владели обязательным минимумом знаний по систематическому курсу химии, изучаемому в средней школе.
В настоящее время целый ряд разделов школьной программы химии рассматривается в рамках основной школы весьма поверхностно. Это относится, в частности, к основам термохимии, теории кислот и оснований, учащиеся не умеют использовать принцип смещения химического равновесия. Крайне формальный подход практикуется по отношению к окислительно-восстановительным процессам и вопросам гидролиза. Можно смело утверждать, что абитуриент, не умеющий уравнивать окислительно-восстановительные реакции, заранее обречен на неудачу. Знание окислительно-восстановительных реакций необходимо как при ответе на большинство теоретических вопросов, так и при решении подавляющего числа задач.
Химическое равновесие изучается в стандартном курсе химии, но недостаточно глубоко. Дополнительное введение понятия о константе химической реакции позволяет более обоснованно рассуждать о смещении равновесия при воздействии на систему извне (принцип Ле-Шателье).
Для регулярного контроля на учащегося заводится диагностическая карта, в которой по каждой теме ставится соответствующий балл: 2 – высокий уровень (знаю, владею в полном объёме); 1 – средний (знаю, владею с помощью преподавателей, одноклассников, учебника); 0 – низкий (не владею знаниями, умениями) Каждый учащийся ведёт тетрадь пробелов знаний. Для отслеживания результатов используются тесты, контрольные работы, проекты и др..
Цель элективного курса: систематизировать и углубить знания учащихся о видах химических реакций в органической и неорганической химии.
Задачи:
1) сформировать и углубить знания учащихся по органической и неорганической химии;
2) продолжить формирование на конкретном учебном материале умений: сравнивать, анализировать, сопоставлять, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать учебный материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания, а также объяснять доступные обобщения диалектико-материалистического характера;
3) развить интеллектуальные творческие способности учащихся;
4) развить интерес к изучению химии для осознанного выбора профессии.
Методы обучения: словесно-иллюстративные методы, методы дифференцированного обучения.
Формы обучения: урок-лекция, урок-семинар, урок-практическое занятие.
Учащиеся должны знать:
- степень окисления; тепловой эффект эндотермических и экзотермических реакций; зависимость скорости реакции от условий её протекания; механизм гомогенного и гетерогенного катализа; условия смещения химического равновесия, классификацию неорганических веществ; механизм электролитической диссоциации в растворах и расплавах электролитов; химические свойство кислот, солей, оснований в свете теории электролитической диссоциации; классификацию окислительно- восстановительных реакций; влияние на характер ОВР концентрации веществ, среды раствора, силы окислителя и восстановителя, отличия продуктов реакции электролиза водных растворов и расплавов солей и щелочей; свойства и способы получения органических веществ.
Учащиеся должны уметь:
- применять следующие понятия: электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; электролитическая диссоциация;
- составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства соединений; термохимические уравнения; молекулярные и ионные уравнения химических реакций; уравнения ОВР методом электронного баланса и методом полуреакций; уравнения окислительно-восстановительных процессов при гидролизе расплавов солей и щелочей, водных растворов кислот, щелочей и солей; составлять генетические цепочки, характеризующие связь неорганических и органических веществ.
- определять; тепловой эффект реакции; скорость реакции по изменению температуры; изменение скорости реакции в зависимости от условий; направление смещения химического равновесия в зависимости от условий; степень диссоциации вещества; константу диссоциации; коэффициенты при составлении уравнений ОВР; восстановитель и окислитель; реакцию среды при гидролизе солей; состав веществ, образующихся при электролизе растворов и расплавов щелочей и солей, водных растворов кислот;
- решать задачи по термохимическим уравнениям; на вычисление скорости химической реакции по кинетическому уравнению; вести расчеты по уравнениям окислительно-восстановнтельных реакций.
Программа элективного курса по химии.1. Классификация химических реакций. 8 часов
Типы химических реакций в неорганической и органической химии. Классификация химических реакций по изменению степени окисления, по числу и составу исходных и образующихся веществ, по тепловому эффекту, по признаку обратимости Химические реакции в органической химии (реакции присоединения-гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование, полимеризации), (реакции отщепления-дегидрирование, дегидратация, дегидрохлорирование, термическое расщепление), (реакции изомеризации). Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие и условия его смещения. Константа химического равновесия. Тепловой эффект химической реакции. Эндотермические и экзотермические химические реакции. Сохранение и превращение энергии при химических реакциях. Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции.
Окислительно-восстановительные реакции: межмолекулярные, внутримолекулярные, диспропорционирования. Степень окисления.
Важнейшие окислители и восстановители. Особенности окислительной активности азотной и серной кислот.
Порядок составления уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного и электронно-ионного баланса
2. Растворы. Электролитическая диссоциация. 4 часов.
Понятие о растворах. Процесс растворения. Электролитическая диссоциация неорганических и органических кислот, щелочей, солей. Степень диссоциации. Диссоциация воды. Водородный показатель. Реакции ионного обмена в водных растворах электролитов. Составление ионных уравнений. Гидролиз солей. Электролиз растворов и расплавов солей.
3. Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения: углеводородов, кислородосодержащих и азотсодержащих соединений. 2 часа.
Свойства и способы получения углеводородов: (Алканов, Алкенов, Алкинов, Аренов). Свойства и способы получения кислородосодержащих и азотсодержащих соединений: (Спиртов, Альдегидов и кетонов, Карбоновых кислот, Сложных эфиров, Аминов и Аминокислот).
4. Генетическая связь неорганических и органических веществ. 3 часа.
Генетическая связь неорганических и органических веществ.
Тематическое планирование курса.
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1. Классификация химических реакций. 8 часов |
||
1 | Типы химических реакций в неорганической и органической химии | 1 |
2 | Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие и условия его смещения. | 1 |
3 | Тепловой эффект химической реакции. Сохранение и превращение энергии при химических реакциях. | 1 |
4 | Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции. | 1 |
5 | Окислительно-восстановительные реакции: межмолекулярные, внутримолекулярные, диспропорционирования. Степень окисления. | 1 |
6 | Важнейшие окислители и восстановители. Особенности окислительной активности азотной и серной кислот. | 1 |
7 | Порядок составления уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного и электронно-ионного баланса | 2 |
2. Растворы. Электролитическая диссоциация. 4 часов. |
||
1. | Понятие о растворах. Процесс растворения. | 1 |
2. | Электролитическая диссоциация неорганических и органических кислот, щелочей, солей. Степень диссоциации. | 1 |
3. | Реакции ионного обмена в водных растворах электролитов. Составление ионных уравнений. | 1 |
4. | Гидролиз солей. Электролиз растворов и расплавов солей. | 1 |
3. Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения: углеводородов, кислородосодержащих и азотсодержащих соединений. 2 часа. |
||
1. | Свойства и способы получения углеводородов. | 1 |
2. | Свойства и способы получения кислородосодержащих и азотсодержащих соединений. | 1 |
4. Генетическая связь неорганических и органических веществ. 3 часа. |
||
1. | Генетическая связь неорганических и органических веществ. | 2 |
2. | Зачётный урок. | 1 |