Урок музыки в 3-м классе по теме: "Выразительные и изобразительные интонации"

Разделы: Музыка


Цели:

  • продолжить изучение темы “Интонация”;
  • рассмотреть еще один вид интонации;
  • через рабочую наглядность (слайд-фильм) раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Задачи:

  • научить различать выразительные и изобразительные интонации, выявить их значение в музыке через музыкальные произведения композиторов классиков и современных музыкантов.
  • развивать образное восприятие, самостоятельность мышления. Умения слышать и выделять в музыке главное. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения
  • воспитывать чувство прекрасного через музыкальные и художественные произведения.

Форма урока: урок-путешествие

Методы:

  • организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
    • объяснительно-иллюстративный,
    • проблемно-поисковый,
    • ретроспективы,
    • репродуктивный;
  • стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
    • метод эмоциональной драматургии,
    • создание нравственных переживаний,
    • ситуация занимательности,
    • прием сопоставления,
    • сравнение, анализ,
    • игра.

Музыкальный материал:

  • Д.Б. Кабалевский “Мы дежурные” – разучивание, исполнение;
  • С.С. Прокофьев симф. сказка “Петя и волк” – слушание (фрагменты);
  • Д.Б. Кабалевский “Три подружки” – слушание;
  • Неизвестный автор “Утро в лесу” (музыка для релаксации) – слушание;
  • А. Журбин “Веселый лягушатник” – исполнение;

Оборудование: карта-схема города Интонация, мультимедиапроэктор, слайд-фильм, проигрыватель, грамзаписи, CD-записи.

ХОД УРОКА

I.  Оргмомент

Со звонком дети входят в класс под музыку. На экране проектора приветствие (слайд №1) “Доброе утро, юные любители музыки!” Учитель исполняет музыкальное приветствие без выразительности.

II. Актуализация знаний

Учитель: Чего не хватает в нашем приветствии?

Дети: Выразительности (исполнить приветствие с выразительной интонацией).

Учитель: Обратим внимание на ребус и попробуем его расшифровать (слайд №2).

– Что такое интонация?

Дети: Интонация – это выразительность, а еще это название города.

На доске появляется карта-схема города Интонация.

Учитель: На каких улицах города мы с вами были на прошлом уроке?

Дети: На улице Музыкальных и речевых интонаций и на улице Правил выразительной интонации.

Учитель: Отчего зависит выразительность интонации?

Дети: От соблюдения знаков препинания и правил выразительной интонации.

Учитель: Давайте заглянем на улицу Музыкальных и речевых интонаций и вспомним в чем их сходство и различие (слайд № 3).

Дети: Сходство этих интонаций в том, что они должны быть выразительными, а различия в том, что музыкальную интонацию можно записать точно по высоте и она не изменится по истечении времени, а речевая интонация может изменяться.

Далее идет работа со слайдами № 3, № 4, № 5.

Учитель: Обратите внимание, на этой улице появился игровой салон “Интонационка”, где нас встречает конферансье. Попробуйте произнести его фразу соответствующей интонацией. Игра в этом салоне заключается в следующем: нужно произнести фразу соответствующей интонацией (речевой или музыкальной), подходящей для данного персонажа или иллюстрации.

Работа со слайдом № 6.

Ребята произносят последнюю фразу “Кто дежурные?”, представленную в игровом салоне.

Учитель: Знакома ли нам эта фраза? Откуда она?

Дети: Эта фраза из попевки Д.Б. Кабалевского “Кто дежурные?”.

Слушание попевки Д.Б. Кабалевского, разучивание 2, 3 куплетов и затем выразительное исполнение попевки по группам.

Учитель: Какие интонации услышали в попевке? Как движется интонация?

Дети: В попевке слышны вопросительные и утвердительные интонации, а также слышна горделивая интонация – “самые дежурные”, “лучшие дежурные”. Ребята гордятся тем, что сами делают свой класс чистым и красивым. Интонация движется вверх и вниз.

III. Изучение нового материала

Учитель: Сегодня мы заглянем еще на одну улицу (Выразительных и изобразительных интонаций) нашего необыкновенного города (работа со слайдом № 7). Интонация, как и музыка, может быть изобразительной (“рисует”) и выразительной (чувства человека). Какие интонации были в попевке “Кто дежурные?”.

Дети: Интонация была выразительной, т.к. выражала чувство гордости за класс.

Учитель: Вспомните героев сказки “Петя и Волк”, которую написал С.С. Прокофьев. Почему она называется еще и симфоническая?

Дети: Симфоническая сказка потому, что голоса героев заменили звучанием симфонических инструментов. А героями этой сказки являются – Петя, кошка, птичка, утка, волк, охотники, дедушка.

Учитель: А с помощью чего музыка рисовала портреты героев в этой сказке?

Дети: Музыка рисовала портреты героев с помощью характера и различных интонаций.

Слушание фрагментов из сказки. Цель – узнать героя и описать характер звучавшей интонации.

  • Кошка – вкрадчивые, мягкие интонации
  • Утка – неуклюжие, басовитые интонации
  • Дедушка – ворчливые интонации
  • Петя – безмятежные, озорные интонации

Учитель: Если музыка “рисовала” образ, можем мы определить какие это интонации выразительные или изобразительные?

Дети: Интонации были изобразительными.

Учитель: Во втором классе к нам в гости приходили три подружки, которые, оказывается, проживают на этой улице в доме № 5 (работа со слайдом № 8). Вспомните как их зовут и с помощью эмоций передайте их настроение.

Дети: Их зовут – Плакса, Резвушка, Злюка (далее игра “Эмоции”).

Слушание музыки Д.Б. Кабалевского “Три подружки”.

Задание для слушания:

  • Обратить внимание, какие интонации прозвучат для выражения характера девочек?
  • Какие инструменты использовал композитор, чтобы лучше передать образ подружек?
  • Это интонации выразительные или изобразительные и почему?)
    • Резвушка – веселые, игривые интонации (фортепиано)
    • Злюка – резкие, недружелюбные интонации (медная труба)
    • Плакса – плачущие, горюющие, обижающиеся, несчастные интонации (скрипка)

IV. Физминутка “Движения”

С помощью эмоций выразить характер девочек, и изобразить их движения.

Учитель: Нам пора двигаться дальше. Послушайте фрагмент музыкального произведения (музыка для релаксации неизвестного автора “Утро в лесу”), я не скажу вам его названия, назовите сами, так, как подскажут вам музыкальные интонации.

Дети: Этот фрагмент можно назвать “Сказка”, “Заход солнца”, “Спящий лес”, “Утро в лесу”, “Волшебный лес” и т. д.

Учитель: По-вашему, это картины природы? Расскажите подробнее, что изображено на этой музыкальной картине? Какие интонации помогли вам их представить?

Дети: В музыке слышны мягкие, нежные, добрые, лирические интонации. Кроме того, эти интонации изобразительные, потому что рисуют картину природы.

Учитель: Обратите внимание, что на улице находиться “Галерея музыкальных картин” (работа со слайдом № 9). Выберите, какая из картин великих художников (“Над вечным покоем” и “Золотая осень”) сочетается своими интонации с прослушанным музыкальным фрагментом. Объясните свой выбор.

Учитель: Давайте пройдемся по галерее и насладимся миром прекрасного и посмотрим как художники и фотохудожники изображают природу (работа со слайдом № 10).

Звучит музыка для релаксации неизвестного автора “Утро в лесу”, на слайде поочередно появляются изображения картин.

Учитель: Выберите, какой живописный фрагмент не вливается в общую картину и почему?

V. Итог урока

Учитель: Много нового и интересного мы узнали, побывав на этой улице. Встретили старых друзей. Вспомните все, что встречалось нам на пути, и назовите жителей улицы.

Дети:

– На улице выразительных и изобразительных интонаций в доме № 5 проживают три подружки – “Злюка”, “Плакса”, “Резвушка” (выразительные интонации).

– Есть школа, в которой находиться “замечательный класс” (выразительные интонации).

– Находится на этой улице замечательная музыкальная картинная галерея (изобразительные интонации).

– Мы встретились со своими старыми знакомыми, героями сказки “Петя и волк” (изобразительные интонации).

Учитель: А еще на этой улице находиться замечательный бассейн, где все от радости визжат, и где плещется только веселье. Давайте и мы с вами туда отправимся (слайд № 11).

Исполнение песни А. Журбина “Веселый лягушатник”. Слайд № 12 – “В добрый путь, юные любители музыки!”. Учащиеся выходят из класса под музыку.