Цели:
- продолжить изучение темы “Интонация”;
- рассмотреть еще один вид интонации;
- через рабочую наглядность (слайд-фильм) раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.
Задачи:
- научить различать выразительные и изобразительные интонации, выявить их значение в музыке через музыкальные произведения композиторов классиков и современных музыкантов.
- развивать образное восприятие, самостоятельность мышления. Умения слышать и выделять в музыке главное. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения
- воспитывать чувство прекрасного через музыкальные и художественные произведения.
Форма урока: урок-путешествие
Методы:
- организации и осуществления
учебно-познавательной деятельности:
- объяснительно-иллюстративный,
- проблемно-поисковый,
- ретроспективы,
- репродуктивный;
- стимулирования и мотивации
учебно-познавательной деятельности:
- метод эмоциональной драматургии,
- создание нравственных переживаний,
- ситуация занимательности,
- прием сопоставления,
- сравнение, анализ,
- игра.
Музыкальный материал:
- Д.Б. Кабалевский “Мы дежурные” – разучивание, исполнение;
- С.С. Прокофьев симф. сказка “Петя и волк” – слушание (фрагменты);
- Д.Б. Кабалевский “Три подружки” – слушание;
- Неизвестный автор “Утро в лесу” (музыка для релаксации) – слушание;
- А. Журбин “Веселый лягушатник” – исполнение;
Оборудование: карта-схема города Интонация, мультимедиапроэктор, слайд-фильм, проигрыватель, грамзаписи, CD-записи.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Со звонком дети входят в класс под музыку. На экране проектора приветствие (слайд №1) “Доброе утро, юные любители музыки!” Учитель исполняет музыкальное приветствие без выразительности.
II. Актуализация знаний
Учитель: Чего не хватает в нашем приветствии?
Дети: Выразительности (исполнить приветствие с выразительной интонацией).
Учитель: Обратим внимание на ребус и попробуем его расшифровать (слайд №2).
– Что такое интонация?
Дети: Интонация – это выразительность, а еще это название города.
На доске появляется карта-схема города Интонация.
Учитель: На каких улицах города мы с вами были на прошлом уроке?
Дети: На улице Музыкальных и речевых интонаций и на улице Правил выразительной интонации.
Учитель: Отчего зависит выразительность интонации?
Дети: От соблюдения знаков препинания и правил выразительной интонации.
Учитель: Давайте заглянем на улицу Музыкальных и речевых интонаций и вспомним в чем их сходство и различие (слайд № 3).
Дети: Сходство этих интонаций в том, что они должны быть выразительными, а различия в том, что музыкальную интонацию можно записать точно по высоте и она не изменится по истечении времени, а речевая интонация может изменяться.
Далее идет работа со слайдами № 3, № 4, № 5.
Учитель: Обратите внимание, на этой улице появился игровой салон “Интонационка”, где нас встречает конферансье. Попробуйте произнести его фразу соответствующей интонацией. Игра в этом салоне заключается в следующем: нужно произнести фразу соответствующей интонацией (речевой или музыкальной), подходящей для данного персонажа или иллюстрации.
Работа со слайдом № 6.
Ребята произносят последнюю фразу “Кто дежурные?”, представленную в игровом салоне.
Учитель: Знакома ли нам эта фраза? Откуда она?
Дети: Эта фраза из попевки Д.Б. Кабалевского “Кто дежурные?”.
Слушание попевки Д.Б. Кабалевского, разучивание 2, 3 куплетов и затем выразительное исполнение попевки по группам.
Учитель: Какие интонации услышали в попевке? Как движется интонация?
Дети: В попевке слышны вопросительные и утвердительные интонации, а также слышна горделивая интонация – “самые дежурные”, “лучшие дежурные”. Ребята гордятся тем, что сами делают свой класс чистым и красивым. Интонация движется вверх и вниз.
III. Изучение нового материала
Учитель: Сегодня мы заглянем еще на одну улицу (Выразительных и изобразительных интонаций) нашего необыкновенного города (работа со слайдом № 7). Интонация, как и музыка, может быть изобразительной (“рисует”) и выразительной (чувства человека). Какие интонации были в попевке “Кто дежурные?”.
Дети: Интонация была выразительной, т.к. выражала чувство гордости за класс.
Учитель: Вспомните героев сказки “Петя и Волк”, которую написал С.С. Прокофьев. Почему она называется еще и симфоническая?
Дети: Симфоническая сказка потому, что голоса героев заменили звучанием симфонических инструментов. А героями этой сказки являются – Петя, кошка, птичка, утка, волк, охотники, дедушка.
Учитель: А с помощью чего музыка рисовала портреты героев в этой сказке?
Дети: Музыка рисовала портреты героев с помощью характера и различных интонаций.
Слушание фрагментов из сказки. Цель – узнать героя и описать характер звучавшей интонации.
- Кошка – вкрадчивые, мягкие интонации
- Утка – неуклюжие, басовитые интонации
- Дедушка – ворчливые интонации
- Петя – безмятежные, озорные интонации
Учитель: Если музыка “рисовала” образ, можем мы определить какие это интонации выразительные или изобразительные?
Дети: Интонации были изобразительными.
Учитель: Во втором классе к нам в гости приходили три подружки, которые, оказывается, проживают на этой улице в доме № 5 (работа со слайдом № 8). Вспомните как их зовут и с помощью эмоций передайте их настроение.
Дети: Их зовут – Плакса, Резвушка, Злюка (далее игра “Эмоции”).
Слушание музыки Д.Б. Кабалевского “Три подружки”.
Задание для слушания:
- Обратить внимание, какие интонации прозвучат для выражения характера девочек?
- Какие инструменты использовал композитор, чтобы лучше передать образ подружек?
- Это интонации выразительные или
изобразительные и почему?)
- Резвушка – веселые, игривые интонации (фортепиано)
- Злюка – резкие, недружелюбные интонации (медная труба)
- Плакса – плачущие, горюющие, обижающиеся, несчастные интонации (скрипка)
IV. Физминутка “Движения”
С помощью эмоций выразить характер девочек, и изобразить их движения.
Учитель: Нам пора двигаться дальше. Послушайте фрагмент музыкального произведения (музыка для релаксации неизвестного автора “Утро в лесу”), я не скажу вам его названия, назовите сами, так, как подскажут вам музыкальные интонации.
Дети: Этот фрагмент можно назвать “Сказка”, “Заход солнца”, “Спящий лес”, “Утро в лесу”, “Волшебный лес” и т. д.
Учитель: По-вашему, это картины природы? Расскажите подробнее, что изображено на этой музыкальной картине? Какие интонации помогли вам их представить?
Дети: В музыке слышны мягкие, нежные, добрые, лирические интонации. Кроме того, эти интонации изобразительные, потому что рисуют картину природы.
Учитель: Обратите внимание, что на улице находиться “Галерея музыкальных картин” (работа со слайдом № 9). Выберите, какая из картин великих художников (“Над вечным покоем” и “Золотая осень”) сочетается своими интонации с прослушанным музыкальным фрагментом. Объясните свой выбор.
Учитель: Давайте пройдемся по галерее и насладимся миром прекрасного и посмотрим как художники и фотохудожники изображают природу (работа со слайдом № 10).
Звучит музыка для релаксации неизвестного автора “Утро в лесу”, на слайде поочередно появляются изображения картин.
Учитель: Выберите, какой живописный фрагмент не вливается в общую картину и почему?
V. Итог урока
Учитель: Много нового и интересного мы узнали, побывав на этой улице. Встретили старых друзей. Вспомните все, что встречалось нам на пути, и назовите жителей улицы.
Дети:
– На улице выразительных и изобразительных интонаций в доме № 5 проживают три подружки – “Злюка”, “Плакса”, “Резвушка” (выразительные интонации).
– Есть школа, в которой находиться “замечательный класс” (выразительные интонации).
– Находится на этой улице замечательная музыкальная картинная галерея (изобразительные интонации).
– Мы встретились со своими старыми знакомыми, героями сказки “Петя и волк” (изобразительные интонации).
Учитель: А еще на этой улице находиться замечательный бассейн, где все от радости визжат, и где плещется только веселье. Давайте и мы с вами туда отправимся (слайд № 11).
Исполнение песни А. Журбина “Веселый лягушатник”. Слайд № 12 – “В добрый путь, юные любители музыки!”. Учащиеся выходят из класса под музыку.