Интегрированный урок в 1-м классе компенсирующего обучения по теме: "Согласные звуки [з], [з'], буквы З, з"

Разделы: Начальная школа


При поступлении в Центр образования ребенок проходит индивидуальную диагностику у психолога, логопеда и невропатолога, так определяются ресурсы его речевого, психосоматического и интеллектуального развития, выявляются причины, которые могут негативно влиять на процесс обучения в школе. Учебный процесс мы организуем с учетом этих факторов, таким образом каждый ребенок получает необходимую ему комплексную психолого-педагогическую и логопедическую помощь во время групповых и индивидуальных занятий.

В первый класс компенсирующего обучения вошли дети, нуждающиеся в логопедической и психологической помощи. В классе 16 обучающихся. Уровень развития общего интеллекта по Д. Векслеру у всех учащихся находится в пределах нормы, уровень школьной готовности – ниже среднего уровня. Все дети имеют общее недоразвитие речи (ОНР III уровня) – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Все это говорит о системном нарушении всех компонентов речевой деятельности. Обучение этих детей в начальной школе сопровождается постоянными дополнительно организованными групповыми занятиями с учителем-логопедом.

Знакомство учащихся первого класса со звуками и обозначающими их буквами в более широком смысле предполагает включение в модель мира ребенка нескольких составляющих:

– акустико-артикуляционный образ звука,

– визуальный образ буквы,

– зрительно-моторный образ буквы.

Мы учитываем и то, что буквы и звуки для нашего первоклассника абстрактные единицы информации, которые не встречались раньше в его повседневной жизни. Поэтому этапы работы учителя, логопеда и психолога взаимосвязаны и личностно ориентированы на те виды деятельности учащихся, которые в наибольшей степени позволяют им использовать собственные ресурсы социального, психического и речевого развития, т.е. на игру-учебу. Проблема интеграции и дифференциации звуков и букв в модели мира ребенка – общая для всех первоклассников. Для ее решения мы объединили усилия логопеда, психолога и учителя. Мы провели серию уроков по темам “Знакомство с буквой … и звуком …”.

На наш взгляд такие уроки способствовали наиболее полному восприятию обучающимися учебной информации, поддерживанию интереса детей на протяжении всего урока в условиях психологической защищенности и комфорта, школьники легко и быстро научились распознавать звуки и буквы в речи и в тексте. А учитель класса получила определенный опыт и в дальнейшем самостоятельно могла выстраивать обучение детей звуко-буквенному анализу и синтезу.

Вашему вниманию предлагается один из уроков по теме “Согласные звуки [З], [З’]; буквы З, з”.

Цель урока:

Познакомить учащихся с новой буквой З, з, обозначающей согласные звуки [З], [З’].

Педагоги вместе с детьми решали следующие задачи урока:

– Актуализация знаний учащихся о звуках и буквах, приобретенных на прошлых уроках.

– Психофизиологическая подготовка к знакомству с буквой З, з и звуками [З], [З’] (развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов речи, развитие артикуляционной моторики, психогимнастика).

– Анализ артикуляционно-акустического образа звуков [З], [З’].

– Развитие фонематического слуха и восприятия звуков [З], [З’].

– Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [З], [З’]; выделение звуков из начала и середины слова, дифференциация звуков на материале слов со звуками [З], [З’].

– Восприятие визуального образа буквы, визуальное узнавание буквы, выделение буквы и слогов с буквой З из текста.

– Формирование новых знаний о звуках [З], [З’]; буквы З, з в модели мира ребенка.

– Формирование осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слогов и слов с буквой З, з.

– Развитие у детей личностных качеств самоконтроля и самооценки.

Оборудование урока: панно “Буквария”; звуковой веер; Русская азбука: Учебник для 1 кл. трехлетней и четырехлетней нач. шк./ В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкик, А.Ф. Шанько, В.Д. Берестов. – 2-е изд. М.: Просвещение, 1999; игрушки: заяц, обезьянка, змея; карточки – опорные схемы для логопедической работы с учениками (рис. 1, рис. 2, рис. 3, рис. 4, рис. 5 в приложении 1); носовые платки, зеркала, шпатели, игольчатые зонды; цветные карандаши; бланки для психологической работы с учениками (приложение 2); магнитофон, записи детской музыки.

Ход урока

1 этап – организационный момент.

Время на проведение: 1 мин.

Психогимнастика.

Комар летел и протяжно звенел – “ЗЗЗЗ”.

Дети–комарики с мамой летят. Тоненьким голосом протяжно звенят: “Зьз’ з’ з’ з’”.

Перед детьми лежат таблички (рис. 1, приложение 1).

Комар звенит: “ЗЗЗЗ”, комарик: “з’ з’ з’ з’”.

Учащиеся мимикой имитируют разное состояние: “укусил комар”, “прогоняем комара”, “назойливый комар”.

Опосредованная мимическая гимнастика. (рис. 2. приложение 1).

2 этап – актуализация знаний, полученных учениками на прошлых уроках.

Учитель работает в диалоге с классом. Время на проведение 2 мин:

  • В каком городе живут буквы? (Буквария).
  • Давайте выйдем в этот город (Идет работа с панно “Буквария”).
  • Первая улица – улица Гласных (Почему буквы живут на разных этажах?)

а

о

у

ы

э

я

ё

ю

и

е

(На первом этаже живут буквы, обозначающие мягкость согласных звуков, а на втором этаже – буквы, обозначающие твердость согласных звуков).

– Вторая улица – улица Согласных. Назовите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.

– Какие буквы обозначают глухие согласные звуки?

– Если перед гласным стоит согласный, то мы говорим о … (слиянии).

– Приведите примеры слияний с твердым согласным звуком, с мягким согласным звуком.

3 этап – сообщение темы урока.

Время на проведение: 1 мин.

– Сегодня в этом городе появится новый жилец. Кто он, и на какой улице будет жить, мы и должны узнать.

4 этап – работа над новым материалом.

Выделение звуков [З], [З’]. Время на проведение: 1 мин. Учитель работает у доски с классом: зо-о-парк.

1) Выделение звуков [З], [З’].

Разделим слово зо-о-парк на слоги.

1-й слог? 1-й звук? (з).

Разделим слово зеб-ра на слоги.

1-й слог? 1-й звук? (З’).

Для того, чтобы правильно произнести эти звуки, надо подготовить артикуляционный аппарат.

5 этап – развитие общей моторики.

5-11 этапы с детьми работает учитель-логопед.

Время на проведение: 1 мин.

“Веселый ручеек”. (Учащиеся читают стихи, выполняют движения совместно с логопедом).

Ручеек в лесу бежал (Дети постукивают ладонями по ногам.)
И зайчонка повстречал.
-За-за-за, зя-зя-зя –
Лапками по пню стучал.
Ручеек зайчонку вторит:
-Дзынь-дзынь-дзынь, (Хлопки в ладоши с поворотом в стороны.)
дзынь-дзынь-дзынь.

6 этап – развитие мелкой моторики.

(Упражнения для пальцев рук.) Время на проведение: 1 мин. (рис. 3, приложение 1).

Раз к зайчонку на обед (3-й и 4-й пальцы подогнуты к первому. 2-ой и 5-й выпрямлены

Прискакал дружок-сосед. вверх. Дети руками делают “прыгающие” движения.)

На пенек зайчата сели и (3-й, 4-й пальчики попеременно, быстро стучат по 1-му.

По две морковки съели. 2-ой и 5-й – тянут вверх.)

7 этап – подготовка к артикуляционной гимнастике.

Время проведения: 2 мин.

Массаж лица и шеи. Перед учениками лежит схема массажа лица (рис. 4, приложение 1). Учитель-логопед продолжает работу с классом и делает вместе с учениками массаж лица:

– Сделаем масса, чтобы мышцы расслабились и язычку было легче выполнять все упражнения. Представим себе, что мы находимся в массажном кабинете. Вы можете смотреть на схему массажа лица и шеи.

– Нежно поглаживаем лоб от середины к вискам.

– От внутренней стороны глаза вокруг век – “очки”.

– От крыльев носа к ушным раковинам.

– Согреем шейку – поглаживание шеи и точечный массаж.

– Массаж языка шпателем и игольчатым зондом. Ученики смотрят на рис. 5 (приложение 1).

8 этап – развитие мимических мышц.

Время проведения: 1 мин.

К доске прикрепляется игрушка – обезьянка с бананом.

Глядя на обезьянку с бананом, дети мимикой изображают эмоции: удивление, восхищение, огорчение, радость.

9 этап – артикуляционная гимнастика (работа с зеркалами).

Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [З], [З’].

Время на проведение: 1 мин.

– Рот широко открыть, удерживание языка на нижней губе под счет.

– Удерживание языка на нижних зубах под счет.

– Удерживание языка за нижними зубами под счет.

– Губы в улыбке.

– Зубы сближены.

– Кончик языка за нижними зубами.

– Выдох на кончик языка (контроль). ЗЗЗЗ.

10 этап – характеристика звука [З] по акустико-артикуляционным признакам.

(На столах у детей таблица Акустико-артикуляционного образа звука [З]) (рис. 6, приложение 1).

Время на проведение: 1 мин.

Используя контроль: оральный, тактильный, вибрационный, акустический, под руководством логопеда дети дают характеристику звука [З]

– Губы растянуты в улыбку, зубы видны.

– Зубы сближены, но не сомкнуты.

– Широкий кончик языка за нижними зубами.

– Воздушная струя холодная, плавно идет через рот по середине языка.

– Голосовые связки вибрируют, есть голос.

– Звук [З] – согласный, звонкий, твердый, свистящий.

При мягком звуке [З’] спинка языка выгнута больше, язык напряжен; кончик языка сильнее упирается в нижние зубы. [З]… [З’].

– Звук [З’] согласный, звонкий, мягкий, свистящий.

11 этап – обобщение опыта, полученного от логопеда.

Время на проведение: 1 мин.

– Ребята, подведем итог по изучаемым звукам: [З], [З’].

– Какие это звуки? (Согласные.) Почему? (Когда мы их произносим, воздух встречает преграду.)

– Еще какие? (Звонкие.) Почему? (Произносятся с голосом, с шумом.)

12 этап – развитие фонематического восприятия и внимания.

Время на проведение: 2 мин.

Звуки [З], [З’] обозначаются такой буквой, сейчас я вам ее покажу.

Учитель: Вот здесь лежала буква “З”. (ищет на столе) Я ее не нахожу. Где же буква “З”? Как мы теперь сможем прочитать. Озорная Обезьянка куда-то спрятала букву “З”. (Выходит Озорная Обезьянка, смеется, гримасничает.)

Может позовем на помощь Мудрую Змею? Сейчас я возьму волшебную указку, взмахну ей, произнесем все заклинание: [з-з-з-з-з’- з’- з’- з’]. (Музыка.)

Вползает (входит под музыку) Мудрая Змея.

Зачем вы меня позвали? (Ученики: У нас пропала буква “З”).

Мудрая Змея. Я вам смогу помочь, но вам надо отгадать загадки и сказать какой звук в отгадке [З] или [З’]:

– Что за коняшки –
На всех тельняшки. (Зебры)

– Студеная, морозная, снежная …. (Зима)

– Из-под крыши крыша под дождик вышла. (Зонт)

– Что за зверь лесной –
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы
Уши выше головы. (Заяц)

Смотрите, к нам в гости прискакал зайчик.

Игрушка крепится к доске.

– Мудрая Змея сообразительностью учащихся довольна и просит зайчика отыскать и поскакать по следам буквы “З”.

– Зайчик. А на что похожа буква “З”, как я узнаю ее следы?

– Зайчик, мы тебе подскажем, на что похожи следы буквы “З”.

(Дети читают заранее подготовленные стишки):

Слово “Зайка” начинаю,
Цифру три напоминаю. (Дети в воздухе “пишут” цифру три.)
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра “три”. (С. Маршак)

“З” - не просто завитушка,
“З” - пружинка, крендель, стружка. (Дети в воздухе “рисуют” завитушки.) (В. Степанов)

13 этап – физминутка.

Время на проведение: 1 мин.

“Зайка скачет”

Прыг- скок, прыг – скок, (Вместе с логопедом дети производят
Зайчики скачут: скок-поскок соответствующие тексту движения.)
На зелененький лужок.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыг зайчонок под кусток.

(Учащиеся сели за парты.)

На магнитной доске вычерчена карта (план).

– Зайчик, ты догадался, на что походят следу буквы З?

– Учащиеся внимательно рассматривают карту, ищут следы буквы З и обводят их кружком.

Следы привели к дереву, а за ним сидит Озорная Обезьянка и ест арбузы.

– Посмотрите внимательно, что это за арбузом спрятано? (буква З.)

Обезьянка вернет букву З если вы ответите, в каком слове звук [З], [З’].

– Поднимите синий сигнал, если [З] твердый, зеленый сигнал, если звук [З’] мягкий.

Обезьянка: ваза, газета, роза, зебра, заяц, зонт.

– Озорная Обезьянка возвращает букву З. Дети рассматривают букву, контур буквы “пишут” в воздухе.

– Педагог-психолог поможет вам научиться узнавать букву З, з среди других букв в словах и предложениях.

14 этап – восприятие визуального образа буквы, визуальное узнавание буквы, выделение буквы и слогов с буквой “З”.

Социализация. Этот этап ведет психолог.

Учащиеся работают с бланком (приложение 2).

Желательно разрезать бланк на две части. Первую часть с рисунками детей учитель собирает и вывешивает на доске, пока дети выполняют упражнения с вербальной частью бланка.

Время на проведение: 5 мин.

Мудрая Змея превращает каждого из вас в волшебника. Перед вами лист бумаги, на котором вы видите букву З. Оживите ее и превратите в зайчика или змейку, в барашка с рогами или в ласточку, а может кто-нибудь превратит букву “З” в девочку Зину? Раскрасьте карандашами свои рисунки.

– Ниже на бланке несколько букв нарисованы вперемешку. Посмотрите, что случилось – буквы в кучу все свалились. Быстро взяли карандаш, обведите “З” сейчас.

– Положите в рот конфету (жвачку). (Это нужно для подавления артикуляции.) А теперь держите ее во рту, а глазами прочтите слоги, которые образует буква З с гласными буквами. Ваши глаза очень внимательно смотрят, а язык отдыхает и наслаждается конфетой.

– Вы продолжаете жевать конфету. Возьмите в руки карандаш и зачеркните все буквы З, которые вам встретятся. Вы работаете ровно 1 минуту. Время пошло… стоп.

– Конфета у вас еще во рту. Одну минуту просматриваете глазами слова, просто бегите по ним глазами и зачеркивайте в словах слоги с буквой З. Начали… стоп.

– Посмотрите на доску. Вы видите какая у нас получилась замечательная выставка. Вы настоящие волшебники по оживлению и превращению буквы З в разные образы.

15 этап – формирование нового опыта о звуках [З], [З’]; буквы З, з в модели мира ребенка.

Далее все этапы ведет учитель.

Время на проведение остальных этапов 19 минут.

– Вы научились произносить звуки [З], [З’], научились слышать их. Познакомились с буквой З, научились видеть и узнавать ее. А где же живет буква З? (В ленте букв. В городе Буквария.)

– Поставим букву на место. Буква З будет жить в синем доме.

– Озорная Обезьянка просит прочитать зашифрованные слова:

БРУЗ (зубр)

ТОНЗ (зонт)

ВЕЗРИ (звери)

ЗОКА (коза)

БУЗ (зуб)

БОРЗА (забор)

ЗАФАН (фазан)

БРАЗЕ (зебра)

ЦАЗЯ (заяц)

Работа с учебником “Русская азбука” стр. 94-96.

Вместе с Озорной Обезьянкой мы поехали в зоопарк. Гуляем по зоопарку. Дети называют слова, в которых есть звуки [З], [З’], уточняют положение звука в слове (в начале, в середине, в конце).

Делят слова на слоги. Вспоминают, что слогов столько, сколько гласных звуков в слове.

Дают характеристику согласным [З], [З’].

Составление предложений по сюжетной картинке “Зоопарк” (стр.94-95). Сюда входят упражнения в согласовании глаголов с существительными.

Мудрая Змея очень довольна ответами учащихся и просит их почитать.

Дифференцированная работа.

Хорошо читающие – 4 человека: читают стихотворение на стр. 94 и текст на карточках (рис.7, приложение 1).

Остальные дети работают с учителем. Стр. 95. Чтение слов по единицам чтения: по слогам, целым словом.

Чтение рассказа “Звери в зоопарке” про себя, затем вслух.

– О ком прочитали?

– Какие звери живут в зоопарке?

– Где живут усатые сомы и налимы?

– Что вы узнали о змеях?

А сейчас найдите слово в слове ЗООПАРК (парк, коза, поза, роза, пар).

Итог урока. Рефлексия.

– Давайте вспомним, какой звук (букву) мы сегодня изучали?

– Кто даст характеристику звуков [З], [З’]?