При поступлении в Центр образования ребенок проходит индивидуальную диагностику у психолога, логопеда и невропатолога, так определяются ресурсы его речевого, психосоматического и интеллектуального развития, выявляются причины, которые могут негативно влиять на процесс обучения в школе. Учебный процесс мы организуем с учетом этих факторов, таким образом каждый ребенок получает необходимую ему комплексную психолого-педагогическую и логопедическую помощь во время групповых и индивидуальных занятий.
В первый класс компенсирующего обучения вошли дети, нуждающиеся в логопедической и психологической помощи. В классе 16 обучающихся. Уровень развития общего интеллекта по Д. Векслеру у всех учащихся находится в пределах нормы, уровень школьной готовности – ниже среднего уровня. Все дети имеют общее недоразвитие речи (ОНР III уровня) – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Все это говорит о системном нарушении всех компонентов речевой деятельности. Обучение этих детей в начальной школе сопровождается постоянными дополнительно организованными групповыми занятиями с учителем-логопедом.
Знакомство учащихся первого класса со звуками и обозначающими их буквами в более широком смысле предполагает включение в модель мира ребенка нескольких составляющих:
– акустико-артикуляционный образ звука,
– визуальный образ буквы,
– зрительно-моторный образ буквы.
Мы учитываем и то, что буквы и звуки для нашего первоклассника абстрактные единицы информации, которые не встречались раньше в его повседневной жизни. Поэтому этапы работы учителя, логопеда и психолога взаимосвязаны и личностно ориентированы на те виды деятельности учащихся, которые в наибольшей степени позволяют им использовать собственные ресурсы социального, психического и речевого развития, т.е. на игру-учебу. Проблема интеграции и дифференциации звуков и букв в модели мира ребенка – общая для всех первоклассников. Для ее решения мы объединили усилия логопеда, психолога и учителя. Мы провели серию уроков по темам “Знакомство с буквой … и звуком …”.
На наш взгляд такие уроки способствовали наиболее полному восприятию обучающимися учебной информации, поддерживанию интереса детей на протяжении всего урока в условиях психологической защищенности и комфорта, школьники легко и быстро научились распознавать звуки и буквы в речи и в тексте. А учитель класса получила определенный опыт и в дальнейшем самостоятельно могла выстраивать обучение детей звуко-буквенному анализу и синтезу.
Вашему вниманию предлагается один из уроков по теме “Согласные звуки [З], [З’]; буквы З, з”.
Цель урока:
Познакомить учащихся с новой буквой З, з, обозначающей согласные звуки [З], [З’].
Педагоги вместе с детьми решали следующие задачи урока:
– Актуализация знаний учащихся о звуках и буквах, приобретенных на прошлых уроках.
– Психофизиологическая подготовка к знакомству с буквой З, з и звуками [З], [З’] (развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов речи, развитие артикуляционной моторики, психогимнастика).
– Анализ артикуляционно-акустического образа звуков [З], [З’].
– Развитие фонематического слуха и восприятия звуков [З], [З’].
– Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [З], [З’]; выделение звуков из начала и середины слова, дифференциация звуков на материале слов со звуками [З], [З’].
– Восприятие визуального образа буквы, визуальное узнавание буквы, выделение буквы и слогов с буквой З из текста.
– Формирование новых знаний о звуках [З], [З’]; буквы З, з в модели мира ребенка.
– Формирование осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слогов и слов с буквой З, з.
– Развитие у детей личностных качеств самоконтроля и самооценки.
Оборудование урока: панно “Буквария”; звуковой веер; Русская азбука: Учебник для 1 кл. трехлетней и четырехлетней нач. шк./ В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкик, А.Ф. Шанько, В.Д. Берестов. – 2-е изд. М.: Просвещение, 1999; игрушки: заяц, обезьянка, змея; карточки – опорные схемы для логопедической работы с учениками (рис. 1, рис. 2, рис. 3, рис. 4, рис. 5 в приложении 1); носовые платки, зеркала, шпатели, игольчатые зонды; цветные карандаши; бланки для психологической работы с учениками (приложение 2); магнитофон, записи детской музыки.
Ход урока
1 этап
– организационный момент.Время на проведение: 1 мин.
Психогимнастика.
Комар летел и протяжно звенел – “ЗЗЗЗ”.
Дети–комарики с мамой летят. Тоненьким голосом протяжно звенят: “Зьз’ з’ з’ з’”.
Перед детьми лежат таблички (рис. 1, приложение 1).
Комар звенит: “ЗЗЗЗ”, комарик: “з’ з’ з’ з’”.
Учащиеся мимикой имитируют разное состояние: “укусил комар”, “прогоняем комара”, “назойливый комар”.
Опосредованная мимическая гимнастика. (рис. 2. приложение 1).
2 этап – актуализация знаний, полученных учениками на прошлых уроках.
Учитель работает в диалоге с классом. Время на проведение 2 мин:
- В каком городе живут буквы? (Буквария).
- Давайте выйдем в этот город (Идет работа с панно “Буквария”).
- Первая улица – улица Гласных (Почему буквы живут на разных этажах?)
а |
о |
у |
ы |
э |
я |
ё |
ю |
и |
е |
(На первом этаже живут буквы, обозначающие мягкость согласных звуков, а на втором этаже – буквы, обозначающие твердость согласных звуков).
– Вторая улица – улица Согласных. Назовите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.
– Какие буквы обозначают глухие согласные звуки?
– Если перед гласным стоит согласный, то мы говорим о … (слиянии).
– Приведите примеры слияний с твердым согласным звуком, с мягким согласным звуком.
3 этап
– сообщение темы урока.Время на проведение: 1 мин.
– Сегодня в этом городе появится новый жилец. Кто он, и на какой улице будет жить, мы и должны узнать.
4 этап
– работа над новым материалом.Выделение звуков [З], [З’]. Время на проведение: 1 мин. Учитель работает у доски с классом: зо-о-парк.
1) Выделение звуков [З], [З’].
Разделим слово зо-о-парк на слоги.
1-й слог? 1-й звук? (з).
Разделим слово зеб-ра на слоги.
1-й слог? 1-й звук? (З’).
Для того, чтобы правильно произнести эти звуки, надо подготовить артикуляционный аппарат.
5 этап
– развитие общей моторики.5-11 этапы с детьми работает учитель-логопед.
Время на проведение: 1 мин.
“Веселый ручеек”. (Учащиеся читают стихи, выполняют движения совместно с логопедом).
Ручеек в лесу бежал (Дети постукивают
ладонями по ногам.)
И зайчонка повстречал.
-За-за-за, зя-зя-зя –
Лапками по пню стучал.
Ручеек зайчонку вторит:
-Дзынь-дзынь-дзынь, (Хлопки в ладоши с поворотом в
стороны.)
дзынь-дзынь-дзынь.
6 этап
– развитие мелкой моторики.(Упражнения для пальцев рук.) Время на проведение: 1 мин. (рис. 3, приложение 1).
Раз к зайчонку на обед (3-й и 4-й пальцы подогнуты к первому. 2-ой и 5-й выпрямлены
Прискакал дружок-сосед. вверх. Дети руками делают “прыгающие” движения.)
На пенек зайчата сели и (3-й, 4-й пальчики попеременно, быстро стучат по 1-му.
По две морковки съели. 2-ой и 5-й – тянут вверх.)
7 этап
– подготовка к артикуляционной гимнастике.Время проведения: 2 мин.
Массаж лица и шеи. Перед учениками лежит схема массажа лица (рис. 4, приложение 1). Учитель-логопед продолжает работу с классом и делает вместе с учениками массаж лица:
– Сделаем масса, чтобы мышцы расслабились и язычку было легче выполнять все упражнения. Представим себе, что мы находимся в массажном кабинете. Вы можете смотреть на схему массажа лица и шеи.
– Нежно поглаживаем лоб от середины к вискам.
– От внутренней стороны глаза вокруг век – “очки”.
– От крыльев носа к ушным раковинам.
– Согреем шейку – поглаживание шеи и точечный массаж.
– Массаж языка шпателем и игольчатым зондом. Ученики смотрят на рис. 5 (приложение 1).
8 этап
– развитие мимических мышц.Время проведения: 1 мин.
К доске прикрепляется игрушка – обезьянка с бананом.
Глядя на обезьянку с бананом, дети мимикой изображают эмоции: удивление, восхищение, огорчение, радость.
9 этап
– артикуляционная гимнастика (работа с зеркалами).Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [З], [З’].
Время на проведение: 1 мин.
– Рот широко открыть, удерживание языка на нижней губе под счет.
– Удерживание языка на нижних зубах под счет.
– Удерживание языка за нижними зубами под счет.
– Губы в улыбке.
– Зубы сближены.
– Кончик языка за нижними зубами.
– Выдох на кончик языка (контроль). ЗЗЗЗ.
10 этап
– характеристика звука [З] по акустико-артикуляционным признакам.(На столах у детей таблица Акустико-артикуляционного образа звука [З]) (рис. 6, приложение 1).
Время на проведение: 1 мин.
Используя контроль: оральный, тактильный, вибрационный, акустический, под руководством логопеда дети дают характеристику звука [З]
– Губы растянуты в улыбку, зубы видны.
– Зубы сближены, но не сомкнуты.
– Широкий кончик языка за нижними зубами.
– Воздушная струя холодная, плавно идет через рот по середине языка.
– Голосовые связки вибрируют, есть голос.
– Звук [З] – согласный, звонкий, твердый, свистящий.
При мягком звуке [З’] спинка языка выгнута больше, язык напряжен; кончик языка сильнее упирается в нижние зубы. [З]… [З’].
– Звук [З’] согласный, звонкий, мягкий, свистящий.
11 этап
– обобщение опыта, полученного от логопеда.Время на проведение: 1 мин.
– Ребята, подведем итог по изучаемым звукам: [З], [З’].
– Какие это звуки? (Согласные.) Почему? (Когда мы их произносим, воздух встречает преграду.)
– Еще какие? (Звонкие.) Почему? (Произносятся с голосом, с шумом.)
12 этап
– развитие фонематического восприятия и внимания.Время на проведение: 2 мин.
Звуки [З], [З’] обозначаются такой буквой, сейчас я вам ее покажу.
Учитель: Вот здесь лежала буква “З”. (ищет на столе) Я ее не нахожу. Где же буква “З”? Как мы теперь сможем прочитать. Озорная Обезьянка куда-то спрятала букву “З”. (Выходит Озорная Обезьянка, смеется, гримасничает.)
Может позовем на помощь Мудрую Змею? Сейчас я возьму волшебную указку, взмахну ей, произнесем все заклинание: [з-з-з-з-з’- з’- з’- з’]. (Музыка.)
Вползает (входит под музыку) Мудрая Змея.
Зачем вы меня позвали? (Ученики: У нас пропала буква “З”).
Мудрая Змея. Я вам смогу помочь, но вам надо отгадать загадки и сказать какой звук в отгадке [З] или [З’]:
– Что за коняшки –
На всех тельняшки. (Зебры)
– Студеная, морозная, снежная …. (Зима)
– Из-под крыши крыша под дождик вышла. (Зонт)
– Что за зверь лесной –
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы
Уши выше головы. (Заяц)
Смотрите, к нам в гости прискакал зайчик.
Игрушка крепится к доске.
– Мудрая Змея сообразительностью учащихся довольна и просит зайчика отыскать и поскакать по следам буквы “З”.
– Зайчик. А на что похожа буква “З”, как я узнаю ее следы?
– Зайчик, мы тебе подскажем, на что похожи следы буквы “З”.
(Дети читают заранее подготовленные стишки):
Слово “Зайка” начинаю,
Цифру три напоминаю. (Дети в воздухе “пишут”
цифру три.)
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра “три”. (С. Маршак)
“З” - не просто завитушка,
“З” - пружинка, крендель, стружка. (Дети в
воздухе “рисуют” завитушки.) (В. Степанов)
13 этап
– физминутка.Время на проведение: 1 мин.
“Зайка скачет”
Прыг- скок, прыг – скок, (Вместе с
логопедом дети производят
Зайчики скачут: скок-поскок соответствующие
тексту движения.)
На зелененький лужок.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыг зайчонок под кусток.
(Учащиеся сели за парты.)
На магнитной доске вычерчена карта (план).
– Зайчик, ты догадался, на что походят следу буквы З?
– Учащиеся внимательно рассматривают карту, ищут следы буквы З и обводят их кружком.
Следы привели к дереву, а за ним сидит Озорная Обезьянка и ест арбузы.
– Посмотрите внимательно, что это за арбузом спрятано? (буква З.)
Обезьянка вернет букву З если вы ответите, в каком слове звук [З], [З’].
– Поднимите синий сигнал, если [З] твердый, зеленый сигнал, если звук [З’] мягкий.
Обезьянка: ваза, газета, роза, зебра, заяц, зонт.
– Озорная Обезьянка возвращает букву З. Дети рассматривают букву, контур буквы “пишут” в воздухе.
– Педагог-психолог поможет вам научиться узнавать букву З, з среди других букв в словах и предложениях.
14 этап
– восприятие визуального образа буквы, визуальное узнавание буквы, выделение буквы и слогов с буквой “З”.Социализация. Этот этап ведет психолог.
Учащиеся работают с бланком (приложение 2).
Желательно разрезать бланк на две части. Первую часть с рисунками детей учитель собирает и вывешивает на доске, пока дети выполняют упражнения с вербальной частью бланка.
Время на проведение: 5 мин.
Мудрая Змея превращает каждого из вас в волшебника. Перед вами лист бумаги, на котором вы видите букву З. Оживите ее и превратите в зайчика или змейку, в барашка с рогами или в ласточку, а может кто-нибудь превратит букву “З” в девочку Зину? Раскрасьте карандашами свои рисунки.
– Ниже на бланке несколько букв нарисованы вперемешку. Посмотрите, что случилось – буквы в кучу все свалились. Быстро взяли карандаш, обведите “З” сейчас.
– Положите в рот конфету (жвачку). (Это нужно для подавления артикуляции.) А теперь держите ее во рту, а глазами прочтите слоги, которые образует буква З с гласными буквами. Ваши глаза очень внимательно смотрят, а язык отдыхает и наслаждается конфетой.
– Вы продолжаете жевать конфету. Возьмите в руки карандаш и зачеркните все буквы З, которые вам встретятся. Вы работаете ровно 1 минуту. Время пошло… стоп.
– Конфета у вас еще во рту. Одну минуту просматриваете глазами слова, просто бегите по ним глазами и зачеркивайте в словах слоги с буквой З. Начали… стоп.
– Посмотрите на доску. Вы видите какая у нас получилась замечательная выставка. Вы настоящие волшебники по оживлению и превращению буквы З в разные образы.
15 этап
– формирование нового опыта о звуках [З], [З’]; буквы З, з в модели мира ребенка.Далее все этапы ведет учитель.
Время на проведение остальных этапов 19 минут.
– Вы научились произносить звуки [З], [З’], научились слышать их. Познакомились с буквой З, научились видеть и узнавать ее. А где же живет буква З? (В ленте букв. В городе Буквария.)
– Поставим букву на место. Буква З будет жить в синем доме.
– Озорная Обезьянка просит прочитать зашифрованные слова:
БРУЗ (зубр) |
ТОНЗ (зонт) |
ВЕЗРИ (звери) |
ЗОКА (коза) |
БУЗ (зуб) |
БОРЗА (забор) |
ЗАФАН (фазан) |
БРАЗЕ (зебра) |
ЦАЗЯ (заяц) |
Работа с учебником “Русская азбука” стр. 94-96.
Вместе с Озорной Обезьянкой мы поехали в зоопарк. Гуляем по зоопарку. Дети называют слова, в которых есть звуки [З], [З’], уточняют положение звука в слове (в начале, в середине, в конце).
Делят слова на слоги. Вспоминают, что слогов столько, сколько гласных звуков в слове.
Дают характеристику согласным [З], [З’].
Составление предложений по сюжетной картинке “Зоопарк” (стр.94-95). Сюда входят упражнения в согласовании глаголов с существительными.
Мудрая Змея очень довольна ответами учащихся и просит их почитать.
Дифференцированная работа.
Хорошо читающие – 4 человека: читают стихотворение на стр. 94 и текст на карточках (рис.7, приложение 1).
Остальные дети работают с учителем. Стр. 95. Чтение слов по единицам чтения: по слогам, целым словом.
Чтение рассказа “Звери в зоопарке” про себя, затем вслух.
– О ком прочитали?
– Какие звери живут в зоопарке?
– Где живут усатые сомы и налимы?
– Что вы узнали о змеях?
А сейчас найдите слово в слове ЗООПАРК (парк, коза, поза, роза, пар).
Итог урока. Рефлексия.
– Давайте вспомним, какой звук (букву) мы сегодня изучали?
– Кто даст характеристику звуков [З], [З’]?