Цели:
- дать общую характеристику наречия как части речи, показать отличие наречия от других частей речи;
- научить детей распознавать наречие в тексте;
- обогатить словарный запас детей, воспитывать культуру речи
Оборудование: карточки – наречия, схема – опора “характеристика наречия”, раздаточный материал с текстом “Двенадцать месяцев” С.Я. Маршака, репродукция с картины “Осень” Новосёлова В.Н., плакаты – ребусы, карточка самооценки учащегося.
Ход урока
I. Введение в тему.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое написала ваша ровесница Эля Куклина и подумайте, какие слова привлекли внимание юной поэтессы.
- Отыщите эти слова в классе и прочитайте их (слова на карточках развешаны по классу).
- Правильный ответ на этот вопрос будет темой сегодняшнего урока.
Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово “высоко” произнеси-
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи “кругом белым бело!”-
И увидишь зимнее село.
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
Если скажешь слово ты “темно”-
Сразу вечер выглянет в окно.
Если скажешь “ароматно” ты –
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну а если скажешь ты “красиво”-
Пред тобою сразу вся Россия!
-О чём это стихотворение?
-Какие слова привлекли юную поэтессу? Почему?
На классной доске слова: темно, ароматно, красиво, бело, певуче, высоко, кругом, издалека.
- Вы правильно ответили на мой вопрос. Что это за слова? Что их объединяет? (Лексическое значение)
Их особенности и будут предметом нашего изучения на уроке. Мы встречались с этими словами и раньше. И я даже говорила, как они называются.
-Кто помнит?
II. Знакомство с наречием.
1. Исследование лексического материала.
-Попробуем определить основную особенность этих слов. В чём она заключается с грамматической точки зрения? (Отвечают на вопросы где, куда, откуда)
-Как бы мы назвали все эти вопросы?
- Где мы с ними встречались? (Когда определяли связь слов в предложении и эти слова были обстоятельством, в рифмованных строчках “где, куда, когда, откуда, почему, зачем и как”)
-Попробуем изменить эти слова, например, по падежам, лицам и числам (дети делают попытки).
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод. Эти слова не изменяются.
-Что показывает на неизменяемость этих слов? (Cуффиксы, которыми они заканчиваются)
2.Составление алгоритма разбора части речи “наречие” (на классной доске в ходе работы появляется план характеристики наречия – карточки).
-Итак, начнём составляем памятку для характеристики этой части речи (запись учителем со слов детей на классной доске:).
НАРЕЧИЕ
1) неизменяемая часть речи
2) вопросы: как, где, куда, откуда
3) суффиксы: о, а, е
4) -\\- (поясняют глагол)
3.Работа с предложениями: анализ.
Посмотрите на классную доску.
-Сравните (сопоставьте) предложения по смыслу. Чем они отличаются? (?)
Дождь вскоре прекратился. | Дождь прекратился. |
Вчера был хоккей. | Был хоккей. |
Вечером начались соревнования. | Начались соревнования. |
-Всё ли ясно в предложениях правого столбика? (Где, когда, откуда)-?
-Какие дополнительные сведения мы получаем из предложений левого столбика?
- А теперь выясним, с какой частью речи связаны по смыслу выделенные слова? Какие слова поясняют? (Обсуждаем и выделяем словосочетания)
прекратился (когда?) вскоре
начались (когда?) вечером
был (когда?) вчера
- Какой вывод мы можем сделать о связи наречий с другими словами? (Наречия поясняют глаголы)
Дополним нашу памятку: поясняют глагол – №4
Справка. Наречие- старое слово. Оно уже было в древнерусском языке и если мы обратимся к его этимологии (……?), то выделим корень -реч-. Слово же “речь” в древнерусском языке имело несколько значений, одним из которых было название части речи – глагол. Видимо, это не случайно: само слово “наречие” указывает на близость его к глаголу.
- Откройте учебник на стр.36 и прочитайте правило.
-Кто может его рассказать?
Физкультурная минутка:
физические упражнения, гимнастика для глаз
по “восьмёрке”,
пальчиковая гимнастика
III. Закрепление понятия “наречие”.
1.Самостоятельная работа по группам.
Примечание: 1 группа - невысокий уровень учебных возможностей
2 группа – средний уровень учебных возможностей
3 группа – высокий уровень учебных возможностей
1 группа | 2 группа | 3 группа |
Прочитай текст, выпиши выделенные слова и задай к ним вопросы - упр. №2, стр. 37. | Прочитай слова, запиши их в тетрадь по группам в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают - упр. №1, стр. 37 | Из текста, читаемого учителем, найти и записать наречия и доказать по памятке –алгоритму, что это именно наречие. |
- От 1, 2 группы по одному ученику работают на классной доске (обратная сторона и классу не видна).
-3 группа: работа с учителем.
Я прочитаю стихи К. Чуковского, а вы найдите в них наречия, запишите их и докажите (по памятке-алгоритму), что это именно они.
Но однажды поутру
Прискакала кенгуру,
Увидала усача,
Закричала сгоряча
“Разве это великан?”
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу! За тучей прогремело.
Принахмурилась земля.
- Проверка заданий 1,2 группы (по классной доске).
Вывод. На какие три группы можно разделить вопросы, на которые отвечает наречие? В каком порядке мы даём характеристику наречия?
2. Поморфемное письмо под диктовку стихотворных строчек (разбор каждого слова по составу), цель которого - увидеть морфемы изученных частей речи и отдельно - наречия.
Свисток немного посвистел,
Махнул крылом и улетел.
- Укажите морфемы в словах, найдите наречие и докажите, что оно таковым является.
IV. Выяснение роли наречия.
Мы изучили многие части речи. Говоря о каждой, выясняли, какова же их роль. Давайте теперь попробуем определить роль наречий в языке. Для этого проведём лингвистический эксперимент.
-Прочитайте про себя фрагмент сказки С. Маршака “Двенадцать месяцев” из книги “Живое слово” З.И. Романовской. Пометьте карандашом наречия.
-Прочитайте текст без наречий. Каким стал текст? (Менее точным, выразительным, образным).
Вывод. В чём выражается роль наречия? (Чтобы речь была более точной, содержательной и образной, выразительной).
V. Расширение словарного запаса детей.
1.Задания по группам.
1 группа |
2 группа |
3 группа |
Самостоятельная работа: подберите синонимы и запишите их парами. мелко – неглубоко Один ученик работает у классной доски на обратной стороне. |
Работа с учителем: запишите под диктовку фразеологическое сочетание, вдумайтесь в смысл устойчивого словосочетания и подберите подходящее наречие и запишите его. Черепашьим шагом-… |
Творческое задание: составьте и запишите и красивые, выразительные предложения (2-3), употребив наречия. Произведите синтаксический разбор предложения. |
Проверка:
1 группа: прочитайте пары синонимов вслух (читает ученик, работавший у классной доски, остальные сверяют), Что мы скажем о наречиях - синонимах? (Лексический запас расширяется).
2 группа: прочитаем, как вы истолковали фразеологизмы, заменив их наречием. Какова роль фразеологизмов? (Речь становится яркой и образной). А роль наречий в данном случае? (Стиль речи – деловой, сухой. т.е. менее эмоциональный).
Дополнительное задание: прочитаем предложение, передавая интонацией его образность и эмоциональность.
3 группа: зачитайте предложения. Какими средствами языка вы добивались художественности речи, как вам удалось передать своё эмоциональное состояние, чувства? Произведите синтаксический разбор одного предложения.
2. Разберите наречие по составу (любые из последнего задания): работа на время – 2 минуты!
VI. Итог урока.
Сегодня в течение всего урока мы исследовали наречие, старались понять его особенности. Как же мы теперь охарактеризуем эту часть речи?
VII. Домашнее задание.
Упражнение 3 на стр. №, правило – стр. 36. Индивидуальное творческое задание: сочинить стихотворение или написать сочинение, употребив наречия.
Дополнительный материал “Для любознательных” (если осталось время)
- Реши задачу: работа в парах (упр. №4 на стр. 38)
-кроссворды: отгадай.
Использованная литература
Селевко В.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
Толлингерова Д. Психология проектирования умственного развития детей. - Москва - Прага, 1994.
Библиотека “Первое сентября” Я иду на урок в начальную школу. Книга для учителя. – М., 2000.
Яковлева Е.В. Организация дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний младшими школьниками// Начальная школа.-№5.-2004.-С.69-74.