Урок-зачет по теме: "Органические вещества" в курсе "Химия. 9-й класс"

Разделы: Химия

Класс: 9


При знакомстве с миром органических веществ по программе О. С. Габриеляна не предполагается контрольной работы. Для того чтобы повысить мотивацию обучающихся на изучение темы, мы проводим зачет.

На первом занятии учащимся объявляется, что после изучения темы на 12 уроке будет проходить зачет, который состоит из трех частей. Первая часть – теоретическая: содержит 17 вопросов (в основном это определения). Вторая и третья части – практические, они включают в себя задания на умение составлять формулы изомеров и гомологов; называть вещества по международной системе ИЮПАК и узнавать вещества по их формуле, т.е. уметь классифицировать.

Теоретические вопросы вывешиваются в классе на стенде заранее, чтобы обучающиеся могли их видеть, переписать и готовиться, а по второй и третьей частям нужно показать образец выполнения.

Зачет проводится в рамках одного урока. Дети делятся на три группы (по рядам), сохраняя их коммуникативные привязанности. По желанию учителя можно назначить двоих помощников, у нас это Хранители Времени и Знаний. Это учащиеся из числа хорошо занимающихся по химии и уже, заранее, сдавшие зачет. Во время зачета они раздают задания и предварительно проверяют их.

Опыт показывает, что дети долго путают изомеры и гомологи, поэтому предлагается на обратных сторонах карточек заданий привести своеобразные подсказки: определения изомеров и гомологов - знающие дети убедятся в правильности своих действий, а сомневающиеся – определятся в дальнейших действиях.

Приведем образец такой карточки:

Карточка № 1

Для предложенного вещества составьте по одной структурной формуле изомера и гомолога. Назовите все вещества.

СН3-СН2-СН2-СН3

СН3 СН3

 

Изомеры – это вещества, имеющие один и тот же качественный и количественный состав (одну формулу), но разное строение.

Гомологи – это вещества, имеющие сходное строение и свойства, но отличающиеся друг от друга на одну или несколько групп – СН2.

Для заданий третьей части также можно привести справочный материал по классификации, но это по усмотрению учителя. Задания второй и третьей частей можно приготовить на карточках разного цвета.

На доске записана схема смены (переходов) заданий и уточняется время каждого этапа.

На выполнение каждого задания отводится 10 минут. Помощники раздают на второй и третий ряды карточки с заданиями и по листу чистой бумаги. Учащиеся работают самостоятельно. Учитель же в это время работает с первым рядом, задавая им вопросы и отмечая, в предварительно подготовленном списке, правильный ответ “+”, отсутствие ответа “-”, неполный ответ мы обозначаем “T”. Вопросы задаются по очереди всем учащимся и учитель после опроса сразу может объявить отметку за теоретическую часть. Из опыта работы известно, что десяти минут, как правило, на выполнение каждой части задания хватает.

По истечении 10 минут помощники собирают выполненные задания у учащихся второго и третьего ряда и, согласно схеме, раздают задания на вторую десятиминутку. Учитель проводит опрос учащихся второго ряда. Через 10 минут происходит очередная смена деятельности.

Итак, за урок каждый ученик получает три отметки: он ответил на теоретические вопросы; составил формулы изомера, гомолога, назвал три вещества; узнал, определил и назвал 5 веществ разных классов.

В результате проведения такого контроля знаний учитель добивается:

  1. Полной самостоятельности учащихся;
  2. Их занятости на весь урок;
  3. Периодической смены деятельности, а значит меньшей утомляемости детей;
  4. Снижения тревожности обучающихся и состояние психологического комфорта (открытость заданий).

Вопросы для теоретической части

  1. Что изучает органическая химия?
  2. Что характеризует валентность?
  3. Что понимают под химическим строением?
  4. Что такое изомеры?
  5. Что такое гомологи?
  6. Что называют углеводородами?
  7. Как классифицируются углеводороды?
  8. Какую общую формулу имеют алканы и чем они характеризуются?
  9. Какую общую формулу имеют алкены и чем они характеризуются?
  10. Какую общую формулу имеют алкины и чем они характеризуются?
  11. Что такое спирты и чем они характеризуются?
  12. Что такое альдегиды и чем они характеризуются?
  13. Что такое карбоновые кислоты и чем они характеризуются?
  14. Что такое сложные эфиры? Назовите наиболее известные представители сложных эфиров.
  15. Что такое аминокислоты и как они связаны с белками?
  16. Назовите наиболее известные углеводы.
  17. Что такое полимеры? Какие из природных полимеров вам известны?

Задания для самостоятельной работы на проверку знаний номенклатуры и умений составлять структурные формулы изомеров и гомологов

Для предложенного вещества составьте по одной структурной формуле изомера и гомолога. Назовите их.

Задания для проверки знаний классификаций органических веществ

Определите к какому классу органических веществ относится каждое из предложенных веществ и назовите их.

Список использованной литературы

  1. Габриелян О.С. Химия 9 Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2004
  2. Габриелян О.С. Химия 8-9. Методическое пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2001.
  3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия 9. –М.: Дрофа, 2002.
  4. Чернобельская Г.М. Основы методики обучения химии. Учебное пособие. –М.: Просвещение,1987