Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, самостоятельно или в партнерстве со взрослым. Вместе с тем для детей старшего дошкольного возраста целесообразно выделить в образовательном процессе познавательно-исследовательскую деятельность, впрямую направленную на постижение устройства мира (вещей, явлений, находящихся в определенных отношениях и связях), упорядочение, систематизацию представлений об окружающем.
Данная программа предполагает включение познавательно-исследовательской деятельности в развитие основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Истоки познавательно-исследовательской деятельности обнаруживаются в свойственном дошкольнику свободном экспериментировании с предметами и явлениями, в поисковой активности, отвечающей на вопросы: почему? зачем? как устроен мир? для чего нужно бережно относиться к окружающему миру?
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами познания – средствами дифференциации и упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. Кроме того, познавательно-исследовательская деятельность развивает у него внимание, мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им, а также совершенствует такие необходимые качества, как наблюдательность, прилежание, аккуратность.
Программа “Воспитание основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста” может быть введена в основную программу дошкольного образовательного учреждения вместо традиционных занятий по ознакомлению с окружающим. Программа рассчитана на восемнадцать часов. Занятия проводятся с сентября по май два раза в месяц. В рамках данной программы рекомендуем проводить работу с дошкольниками не как регламентированные занятия, а в форме непринужденной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми, где взрослый-партнер учитывает детские интересы и инициативы.
Задачи познавательно-исследовательской деятельности:
- использовать познавательно-исследовательскую деятельность как стержнеобразующую для познавательного развития ребенка;
- обеспечить освоение дошкольниками основополагающих форм упорядочения опыта (причинно-следственные, пространственные и временные отношения) и переход от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами окружающего мира);
- стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различия, связей вещей и явлений, к словесному анализу-рассуждению;
- развивать познавательную инициативу дошкольников (любознательность), самостоятельную исследовательскую деятельность за счет партнерства со взрослым;
- расширять кругозор ребенка, выводя его за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу.
Нормативные показатели познавательной инициативы и характера познавательно-исследовательской деятельности к концу дошкольного возраста:
- проявление интереса к предметам и явлениям, лежащим за кругом непосредственного данного, постановка вопросов почему? зачем? как?;
- стремление объяснить связь фактов, использование простого причинного рассуждения потому что…;
- стремление к упорядочению, систематизации конкретных материалов;
- проявление интереса к познавательной литературе, к символическим языкам: самостоятельно берется записывать наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).
Уровни освоения программы
Высокий уровень
Знает:
- что такое вещество; три состояния вещества; использует в речи термины “жидкий”, “твердый”, “газообразный”;
- основные свойства воды (безвкусная, бесцветная, без запаха, изменяет форму, но сохраняет объем, имеет температуру, может замерзать, испаряться и т.д.); использует в речи соответствующие термины;
- что происходит с водой при нагревании, замерзании; использует термины “расширение”, “сжатие”;
- что такое туман, роса, снег, лед;
- почему зимой подо льдом темнее;
- куда уходит вода после дождя;
- из чего состоят облака и тучи, почему идет дождь;
- почему воду называют неутомимой путешественницей;
- для чего нужен воздух;
- основные свойства воздуха;
- какие общие свойства у воды и воздуха;
- главное различие воды и воздуха;
- как очистить воздух в помещении;
- виды почв, их состав и свойства;
- как обнаружить в почве воздух;
- из чего образуется перегной;
- как продвигается вода в почве;
- где можно встретить дикорастущие и культурные растения;
- для чего удобряют почву;
- почему нельзя загрязнять почву.
Умеет:
- самостоятельно объяснять связь фактов (использует простое причинное рассуждение потому что);
- упорядочить и систематизировать конкретные материалы;
- самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные связи и взаимоотношения (если…, то…);
- самостоятельно выстраивает простейшие экологические зависимости типа здоровая природа – здоровый я;
- делать простейшие опыты по словесному описанию или по образцу; по завершении опыта, делать соответствующие выводы;
- самостоятельно зарисовывать свои наблюдения.
Средний уровень:
Знает:
- что такое вещество; три состояния вещества; использует в речи термины “жидкий”, “твердый”;
- основные свойства воды (безвкусная, бесцветная, без запаха, изменяет форму, но сохраняет объем, имеет температуру, может замерзать, испаряться и т.д.);
- куда уходит вода после дождя;
- почему воду называют неутомимой путешественницей;
- для чего нужен воздух;
- основные свойства воздуха;
- какие общие свойства у воды и воздуха;
- главное различие воды и воздуха;
- виды почв;
- как обнаружить в почве воздух;
- где можно встретить дикорастущие и культурные растения;
- для чего удобряют почву;
- почему нельзя загрязнять почву.
Умеет:
- при помощи взрослого объяснять связь фактов (потому что);
- упорядочить и систематизировать некоторые материалы;
- при помощи взрослого продолжить логическую цепочку: если…, то…;
- делать простейшие опыты по образцу;
- зарисовывать свои наблюдения.
Низкий уровень
Знает:
- простейшие свойства воды (безвкусная, бесцветная, без запаха, может замерзать, испаряться );
- куда уходит вода после дождя;
- для чего нужен воздух;
- виды почв;
- где можно встретить дикорастущие и культурные растения;
- для чего удобряют почву;
- почему нельзя загрязнять почву.
Умеет:
- при помощи взрослого объяснять связь фактов (потому что);
- делать простейшие опыты по образцу;
- зарисовывать свои наблюдения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ занятия | ТЕМА | Количество часов |
1-2
3-4
5-8
9-12
13-14
15-16
17-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-32
33-34
35-36 |
Вода Сентябрь Самое удивительное вещество на земле Цель. Познакомиться с понятием “вещество”. Познакомиться с некоторыми свойствами воды: бесцветность и прозрачность. У воды температура Цель. Познакомиться со свойством воды: температура, с понятием “расширение”. Октябрь Познакомьтесь: невидимка Цель. Познакомиться с паром и свойством воды “испарение”. Научиться находить “невидимку” и узнавать по запаху некоторые вещества. Ноябрь Под ледяной крышей Цель. Познакомиться со свойством замерзания воды. Повторить понятия “расширение” и “прозрачность”. Декабрь Неутомимая путешественница Цель. Познакомиться с различными превращениями воды и проследить за ее “путешествием” (круговорот воды в природе). Воздух Вдох-выдох: первое знакомство Цель. Узнать, для чего нужен воздух, что такое частота дыхания и от чего зависит ее изменение. Январь Прогулки с невидимками Цель. Установить сходство и различие пара и воздуха. Научиться находить невидимку. Узнать свойства воздуха. Февраль Горячо, тепло, холодно Цель. Узнать, что такое ветер и научиться определять его направление. Раздувайся, пузырь Цель. Познакомиться с такими свойствами воздуха, как расширение, сжатие и способность присваивать запахи. Март Раздувайся, пузырь Цель. Продолжить знакомство с такими свойствами воздуха, как расширение, сжатие и способность присваивать запахи. Научиться простейшим способам очищения воздуха. Дыхание и горение Цель. Установить, в чем сходство дыхания и горения. Узнать, как воздух сохраняет тепло. Почва Апрель Как устроена волшебная кладовая Цель. Узнать, что такое почва, какими свойствами обладает. Май Как устроена волшебная кладовая Цель. Продолжить изучение почвы, узнать, как она образуется, из чего состоит, какими свойствами обладает. Чтобы почва не болела Цель. Познакомиться с друзьями и помощниками почвы. Узнать, для чего почве нужны помощники. ВСЕГО ЗАНЯТИЙ (проводятся один раз в неделю) |
14
2
2
4
4
2
7 2
4
2
2
2
2
8 4
2
2
36 |