Правильная речь - один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамотой и чтения, письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (нарушение письма и чтения).
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путём целенаправ-ленной работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Работая много лет в логопедической группе, мы заметили, что с каждым годом увеличивается число детей с нарушениями речи. Согласно статистике, к 2050 году каждый второй ребёнок будет нуждаться в коррекционной помощи. Однако, не все дети могут попасть в логопедические группы. Поэтому им необходимо получить помощь в обычных группах. Каждый педагог должен уметь оказать ребёнку такую помощь.
В настоящее время никто не сомневается в том, что коррекционную работу с детьми надо начинать в раннем возрасте. На этом этапе идёт подготовка артикуляционного аппарата. В этом возрасте необходимо выработать правильное речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звукообразование. Мы рекомендуем воспитателям начать с непроизвольных и таких забавных для ребёнка упражнений:
- дутьё через соломинку в стакан с водой;
- пускание мыльных пузырей;
- дутьё на вертушки;
- дутьё на одуванчики весной.
Ребёнок непроизвольно учится делать вдох через нос и выдох через рот. Часто мы замечаем у детей такой недостаток: рот приоткрыт, язык между зубами. Можно поиграть с ребёнком в игру “Прятки”: язычок показался - спрятался. Потом начинаем так играть со слогами, словами. Заучивая с детьми стихотворение А.Барто “Лошадка”, можно выполнять для губ. Например, сделать трубочку, остановить лошадку “тпру”, попеременно вытягивать губы в трубочку, а затем показать зубы, “пощёлкать” языком. Прочитав стихотворение “Васенька”, провести с ребёнком упражнение для языка, например: облизывать губы, показать, как котик лакает молоко “почистить” зубы языком. Можно поиграть в такие игры: “Голодные птенцы”, “Рыбки”, “Белочка грызёт орехи”.
В старшем дошкольном возрасте постановке звуков предшествует длительная и упорная работа по “настройке” артикуляционного аппарата, выработке нужных движений губ, языка. Работа начинается с ознакомления с органами артикуляции. Для того, чтобы детям было интересно, мы решили оформить книжечки в форме “язычка”, в которых пишем разные истории о нём. Серию этих книжек мы назвали “Весёлые сказки о язычке”. Книжечки отличаются друг от друга головным убором. Так, в первой книжечке дети знакомятся в игровой форме с артикуляционным аппаратом. Читая следующие книжечки, они с удовольствием включаются в игру, вместе с главным героем - Язычком выполняют различные артикуляционные упражнения.
Отрабатывая какой-то определённый звук, нужно закрепить артикуляцию этого звука. Сначала мы предлагаем выполнить упражнение определённого комплекса: “Белочка грызёт орехи”, “Лягушки” (“Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам”), “Борцы” (“С язычком случилось что-то, он толкает зубы. Будто хочет их за что-то вытолкнуть за губы”). Затем предложить произнести звук изолированно перед зеркалом и рассказать о нём. Легче и интереснее ребёнку будет давать характеристику звука по схеме: положение губ, зубов, языка, как выходит воздух (легко и свободно или с трудом), есть голос или нет. (Например, звук “О”- губы кружочком, зубы приоткрыты, язык внизу, воздух выходит легко и свободно, горлышко дрожит, голос есть. Параллельно даём характеристику звука: гласный или согласный, если согласный, то: звонкий или глухой, твёрдый или мягкий. Предложить детям придумать слова с этим звуком, поискать эти слова вокруг нас (в группе, дома, за окном и т.д.). Можно поиграть в игры: “Звуковой аукцион”, “Подскажи словечко”, “Что собрали братья?”, “Кто самый находчивый?” (проводится с двумя и больше детьми). Знакомя со звуком, одновременно нужно знакомить ребёнка и с буквой. Можно поиграть с детьми в такую игру: “Собери букву”. Здесь используется любой подручный материал- верёвочки, полоски, проволока, пластилин.
Важно, чтобы ребёнок не только слышал звук, но и умел определить его положение в слове (начале, середине, конце). В этом случае помогут такие игры: “Угадай звук в слове”, “Определи место звука в слове”, “Подбери слово”, “Звуковая линейка”, “Живые звуки”, “Звук заблудился”.
Затем учим детей делить слова на части (слоги) - отхлопать, прошагать. Интересная игра, которую мы можем предложить детям, “Как слова дружат?”. Очень помогает раздаточный материал- конверты, в которых находятся длинные и короткие полоски. Длинная полоска - слово, короткие- слоги. Схему слова дети могут записать в тетради:
(____________,_____________,________________)
( _______ ____ _____ ____ ____ ____ )
Можно поиграть в игру “Звуковые часы” (короткие и длинные слова). Одновременно делаем звуко-слоговой анализ слов ( количество слогов в слове, количество звуков в слоге, характеристика звуков, количество звуков в слове, количество гласных и согласных звуков в слове). Играем в игру “Живые звуки”. Гласные звуки можно назвать “Девочки-звуки”, а согласные - “Мальчики-звуки”.
Детям необходимо объяснить, что наша речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Считаем слова в предложении, выкладываем из кубиков, палочек. Знакомим детей с маленькими словами-помощниками (слова-кирпичики, кубик-предлоги). Опять поможет в этой работе игра “Как слова дружат?”. Отмечаем, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка.
Самой результативной формой работы с детьми в процессе постановки звуков является игра. Специальная поддержка детей с ФФНР доступна каждому педагогу при условии: старайтесь делать занятие не скучным уроком, а интересной игрой, чаще ободряйте ребёнка, хвалите, тогда ему будет интереснее и легче, он не так быстро устанет и не потеряет охоты к занятиям.