Тема: Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф ф
Цели:
- учить выделять в словах звуки [ф], [ф'] и характеризовать их;
- познакомить с печатными буквами Ф, ф; с историей возникновения флота в России,
- учить осознанно читать слова с этими буквами;
- повторить правила дорожного движения;
Ход урока.
I. Орг. момент.
Внимание? Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Всё ль на месте, все ль в порядке:
Книга, ручка и тетрадка?
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели.
II. Новый материал
1. Сообщение темы урока
Начинаем урок чтения. Сегодня мы познакомимся с новой буквой. Но сначала узнаем, как она звучит.
2. Выделение звука [ф].
а) Отгадайте загадки (по мере отгадывания на доске появляются иллюстрации слов – отгадок):
Вы ответьте мне сперва, Что же это за игра? Когда мяч ногой пинают И в ворота загоняют. (Футбол) |
Не галстук я, не воротник, Я шею обнимать привык. Но не всегда, а лишь тогда, Когда бывают холода. (Шарф) |
Этот глаз – особый глаз: Быстро взглянет он на вас, И появится на свет Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат) |
Вяжет мама длинный шарф, Потому что сын …… (Жираф) |
б)
- Какой одинаковый звук вы услышали во всех этих
словах?
- Какой он: согласный или гласный? Почему?
- Какой он: твердый или мягкий? Почему?
3. Выделение звука [ф’].
а) - Посмотрите на предметы, изображенные на
иллюстрациях.
Назовите их ( на доске: фиалка, конфеты, графин,
дельфин).
б) - Какой одинаковый звук вы услышали во всех
этих словах?
- Охарактеризуйте этот звук.
4. Упражнения со звуками [ф] ,[ф’].
а) Чистоговорка (учащиеся повторяют за учителем каждую строчку)
Фы-фы-фы-тут стоят шкафы,
Фу-фу-фу приберу я в шкафу,
Фет-фет-фет-я куплю конфет,
Арф-арф-арф- я надену шарф.
б) Подбор слов со звуками [ф],[ф’].
1 вариант: учащиеся сами называют слова с данными звуками.
2 вариант: учитель читает стихотворение, а учащиеся должны запомнить и назвать слова с данными звуками.
В этом доме этажи
Называют полками.
Тут белье мое лежит:
Кофточки с футболками,
Всё всегда на месте дома:
Сарафан, фуфайка, шарф.
Как зовется этот домик?
Угадали? ( Это шкаф).
в) Физминутка: Игра «Тим-Том».
(Учащиеся встают около своих парт, если в слове, произносимом учителем, слышится твёрдый [ф] – приседают мальчики, Томы, если мягкий звук [ф’] – девочки, Тимы). Светофор, фигурист, фартук, телефон, графин, портфель, шарф, дельфин, шкаф, фифочка
5. Знакомство с буквами Ф, ф.
а) Показ печатной буквы.
б) - На что похожа буква? (учащиеся высказывают свои мнения, учитель может дополнить их иллюстрированными примерами из «Занимательного азбуковедения»)
в) Печатание буквы в тетради.
6. Чтение сочетаний и слогов
(Карточки прочитываются по отдельности, а потом парами)
аф оф уф иф еф
фа фо фу фи фе фы
7. Чтение слов.
а) Чтение про себя (слова напечатаны на доске)
теле-фон теле-граф фер-ма ас-фальт фло-ра фау-на |
фото-графия фабри-ка фона-рик фен флаг (цвет) флот. |
б) Чтение «цепочкой», объяснение значения слов.
в) - Я разделила слова черточкой для переноса Почему слова «фен, флаг, флот» не разделены?
г) Чтение хором.
д) - Поясните слово «флот». Как вы его понимаете? (после ответов учащихся учитель зачитывает объяснение данного слова из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова )
е) Чтение скороговорки:
Флот плывет к родной земле,
Флаг на каждом корабле.
8 . Беседа о возникновении флота в России.
а) - Очень давно, много лет назад в России не было своих кораблей. Она даже не имела выхода к морю. В 17 веке с приходом к власти царя Петра 1 появились первые корабли на Балтийском море.
б) О старом и современном русском флоте. (Показ иллюстраций из книги А. Беслика «Корабли выходят в море»).
в) Иллюстрации в «Русской Азбуке» с. 194-195
9 . Чтение стихотворений А С. Пушкина (с. 195- 194)
а) Чтение учащимися стихотворений (про себя)
Сильная группа: стихотворение на стр. 195
Средняя группа: стихотворение на стр. 194, ответ на вопрос:
- Из какого произведения эти строки?
Слабая группа: стихотворение на стр. 194
б) Чтение стихотворений (вслух) учащимися.
Чтение стихотворения ( стр. 195 ) учителем.
- Объяснение выражения «В Европу прорубить окно».
10 . Физминутка
а)
На болоте 2 подружки,
2 зелёные лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались:
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям: «Физкультпривет!».
б) Изобразите букву «Ф».
11 . Работа над рассказом «Светофор» (с. 197).
а) – Отгадайте загадку:
Чтоб тёте помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь-
Зеленый, желтый, красный.
Что это? (светофор)
б) Чтение стихотворения В. Берестова (с. 196)
( чтение учащимися про себя и хором)
в) Чтение учителем рассказа «Светофор»
-Чему учит этот рассказ?
- Над чтением рассказа мы будем работать на
следующем уроке.
III. Итог.
- С какой новой буквой мы познакомились сегодня на уроке ? Какая это буква: гласная или согласная?
- Что особенно запомнилось на уроке?
- А мне понравилось, как вы хорошо работали: отвечали на вопросы, придумывали слова, читали и объясняли значения слов, читали тексты. Молодцы!
Урок русского языка.
Тема: Разделительные ъ и ь.
Цели:
- закрепить полученные детьми знания о разделительных ъ и ь знаках, учить сравнивать и различать слова с ъ и ь разделительными знаками;
- обогащать лексику, развивать память, внимание, логическое мышление, быстроту мысли;
- воспитывать умение работать в коллективе, взаимоуважение, интерес к предмету.
Оборудование: плакат, опорные схемы, учебник «Дидактический материал, 2 кл.» (авт. Комиссарова Л.Ю.)
Ход урока.
I. Орг. момент.
На доске плакат:
Учите русский – годы кряду,
С душой, с усердием, с умом.
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом.
Сабир Абдулла
Русский язык красив и богат. С его помощью мы выражаем свои мысли, общаемся друг с другом. Он помогает нам дружить, лучше понимать друг друга. И сегодня мы продолжаем глубже узнавать его.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Тему урока вы узнаете, посмотрев сценку про Незнайку.
Сценка.
Автор:
- Незнайка писал диктант.
(Незнайка старательно выводит: Сел кашу. Пю воду.
Веду сёмку. Забил коля.)
Слова:
- Ой – ой – ой!
Автор:
- Испугались неправильно написанные слова.
Слова:
- В таком виде нам нельзя появляться в обществе:
нас на смех поднимут.
Незнайка (удивлённо):
– А что с вами случилось?
Слова:
- Ничего–то ты не знаешь! В этих словах мы
обозначаем два звука. Ты, Незнайка, потерял наших
помощников.
- О каких помощниках говорят слова?
- Вот вы и узнали тему нашего урока:
«Разделительный твёрдый и мягкий знаки».
III. Повторение.
- Давайте поможем Незнайке исправить положение. (Учащиеся исправляют ошибки)
- А что вы знаете про разделительный мягкий и твёрдый знаки?
Учащиеся дают полные ответы:
Дети приводят примеры слов. На доске появляется схема: |
Дети приводят примеры слов. На доске появляется схема: |
IV. Минутка чистописания.
(Проводится по вариантам)
( Рядом со схемами учащиеся записывают по 2 примера.)
V. Игра «Угадай – ка»
- На доске слова записаны звуками. Вам нужно прочитать их и записать в тетрадях буквами.
[ с й’э с т ] съезд
[ с й’о ж ы л с’а ] съёжился
[ а б’й’а с’н’и л ] объяснил
[ а б й’э к т ] объект
- По идее количество звуков должно быть меньше, чем букв. Так ли это?
- Почему?
(Учащиеся делают вывод, что в этих словах гласные буквы е, ё, я обозначают два звука:
е – [й][э]
ё – [й][о]
я – [й][а]
- Назовите гласную букву, которая в схожей ситуации тоже обозначает два звука.
(Учащиеся называют букву ю – [й][у] )
Ну, что же, вас не проведёшь. Молодцы! Пришло время отдохнуть.
VI. Физминутка.
Мы зарядку делать будем.
Мы руками быстро крутим –
То назад, то вперёд,
А потом наоборот.
Наклоняемся пониже.
Ну – ка, руки к полу ближе,
Выпрямились, ноги шире,
Тянем спинку, 3 – 4.
На площадке красный мячик
Выше всех сегодня скачет.
Вместе с мячиком скачу,
До небес достать хочу.
Стоп! Закончилась зарядка.
Вдох и выдох для порядка.
VII. Индивидуальная работа учащихся по карточкам.
Сильный уровень.
1. Подчеркни какие буквы обозначают два звука,
где один из них – звук [й] :
Йогурт, ясли, юнга, ель, ёжик, лейка. маяк, каюта,
соловьи, подъём, съел.
2. Составь пословицу, чтоб в ней встречались
слова: ученье, свет, тьма.
____________________________
3. Запиши количество звуков и букв в словах:
объём - …. б., …. зв.,
угольки - …. б., …. зв.,
льёт - …. б., …. зв.,
съел - …. б., …. зв.
Средний уровень.
1. Вставь слова с разделительным ь знаком, которые подходят по смыслу.
……… желтеют ….... ……… . В лужах купаются …….. . ……… дружно строят свой дом – муравейник. Весной так чудно поют ……. . |
Слова для справок: осенью, воробьи, |
2. Обозначь орфограмму по образцу:
Льём пьеса семья пью воробьи |
съел объявил предъюбилейный съедобный |
Слабый уровень.
1. Вставь разделительные ъ и ь знаки в слова :
Жил…ё, колос…я, здоров…е, варен…е, сиден…е, учен…е, чирикан…е, ноч…ю.
2. Собери предложение, подчеркни разделительные ъ и ь знаки:
По, веленью, щучьему, по, хотенью, моему.
________________________________ .
VIII. Работа с сигнальными карточками.
- Я читаю стихотворение, я вы, услышав слово с разделительными ъ и ь знаками, поднимаете карточку с этой буквой.
Всё вокруг объято страхом:
Разъярённый людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.
В сверхъестественной тревоге
Всё зверьё уносит ноги.
Разъярённый людоед
Мигом съел мешок конфет,
Закусил печеньем плотно.
Он отъявленный злодей,
Но совсем не ест людей
И не трогает животных.
IX. Работа с учебником.
( «Дидактический материал. 2 класс» стр. 87, упр. 201 )
- Назовите произведения, в которых встречаются эти герои.
(Работу проверяют помощники - учителя )
X. Подведение итогов.
- К завершению подходит урок, давайте напомним тему урока.
- А что они разделяют?
- Чем отличаются эти два знака друг от друга ?
- Вы выполнили прекрасно все задания и каждый достоин звания «Знаток темы», тем самым мы ещё глубже познали русский язык.
- На уроке вы работали с душой, с усердием и умом. А великая награда – это ваши знания.
Спасибо за урок.
XI. Домашнее задание.
Написать по 10 слов с разделительными ъ и ь знаками.