Цели урока:
- Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь.
- Познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.
- Развивать умение работать с географической картой, атласам - определителем, гербарием, дополнительной литературой. Развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
Оборудование:
Карта природных зон, картины и рисунки с изображением изучаемых объектов, видеокассета «Пустыня».
Ход урока
I. Организационный момент
- Снова пришел
долгожданный миг –
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в
загадочный мир,
Таинственный мир природы.
- Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона России. Разгадайте ребус:
Ответ: Пустыни.
II. Актуализация опорных знаний
- Перед тем, как отправиться в пустыни, мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны мы знаем хорошо. О какой природной зоне идет речь в стихотворении:
На все стороны пусть:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор!
- Конечно же, это стихи о степи.
1 ученик рассказывает о степи с географической точки зрения, опираясь на свои знания и карту.
1) Конкурс рисунков «Какой я представляю себе степь». (Дом./зад.)
(Рисунки закреплены на доске).
Художники кратко комментируют свои работы.
Дети выбирают 2-3 лучших рисунка.
- Кто хочет поделиться своими научными открытиями о растениях и животных степи?
Заслушиваются сообщения, дети указывают литературу, с которой работали.
- Чье сообщение вас больше всего заинтересовало и почему?
2) Тест «Зона степей»
В этой время 2 ученика работают по карточкам).
1. Зона степей расположена на________ нашей страны:
а) севере,
б) востоке,
в) юге.
2. На карте природных зон зона степей закрашена______ цветом:
а) розовым,
б) зеленым,
в) желтым,
г) коричневым.
3. Характерный признак зоны степей – это ______
а) сплошной травянистый растительный покров;
б) отсутствие сплошного растительного покрова,
г) обилие мхов, лишайников, кустарников.
4. К степным птицам относятся________
а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;
б) ястребы, кедровки, сайки;
в) журавли – красавки, дрофы, пустельги.
5. Для растений степи характерны:
а) стелющиеся корни, крупные листья;
б) длинные корни, мясистые стебли;
в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.
6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:
а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины;
б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей;
в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.
7. Какая из целей питания характерна для степи:
а) ежевика --> песец;
б) водоросли --> рачки --> сайка --> гагарка;
в) растения --> заяц беляк --> рысь;
г) зерно --> суслик --> орел-беркут.
8. Основным занятием населения степей является _________
б) рыболовство;а) земледелие;
в) оленеводство
9. В Красную книгу занесены следующие растения и животные ________
а) кречет, стерх, краснозобая казарка;
б) пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка;
в) зубр, филин, женьшень.
3) Индивидуальная работа по карточкам 1-ый ученик
- Разгадай кроссворд и прочитай название растения:
Вопросы к кроссворду:
1. Хвойное дерево, около него встречают Новый год. 2. Лиственное дерево-медонос. 3. Дерево здоровья, хвойное. 4. Дерево с мягкой хвоей. 5. Лиственное дерево: плакучая …… 6. Лиственное дерево с белой карой. 7. Лиственное дерево, их бывает три вида: остролистный, американский и татарский. 8. Лиственное дерево, листья которого дрожат от ветра. 9. Лиственное дерево с плодами, собранными в гроздья. 10. Растущий в скверах и парках лиственный кустарник со стреляющими стручками. 11. Лиственное дерево с мягкими пуховыми сережками. (Ответы: 1. Ель. 2. Липа. 3. Сосна. 4. Пихта. 5. Ива. 6. Береза. 7. Клен. 8. Осина. 9. Рябина. 10. Акация. 11. Ольха)
Ключевое слово: лиственница.
2 ученик
- Впиши в таблицу следствия указанных причин.
Причина |
Следствие |
Вырубка лесных полос |
|
Неправильная распашка почвы |
|
Суховеи |
|
Смыв почвы водным потоком |
Физминутка
III. Работа над новой темой
- Покинув бескрайние степные просторы, мне с вами оказались на самом юге России, точнее, на юго-западе
Солнечный, жаркий
Желтый поток
Льется в пустыне
На желтый песок.
В воздухе желтом
И плотном, как мед,
Желтая птица неслышно плывет.
А) Показ видеосюжета «Пустыня»
- Какой мы увидели пустыню?
Ответ учащихся.
Б) Работа с картой
- Обратимся к карте. Что расскажет она о пустыне наша верная помощница?
На парты раздается карточки – «помогайки»:
- Географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон.
- В каком тепловом поясе расположена зона пустынь?
- Поверхность земли в пустыне.
Выслушивается рассказ ученика
Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря.
Это юная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона.
- Можно еще добавить, что поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы – барханы – постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые (показ фотографии). Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях.
- Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается до + 70, а в тени выше 400. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают.
- Чего хочется человеку, когда ему очень жарко? (Ему хочется пить и купаться).
- К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь 5 месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -120, а длится зима 2-3 месяца.
IV. Работа в группах
1. Задание для ботаников:
Гербарий, рисунок с изображением растений, учебник (с. 123,124)
Карточка – «помогайка»
- Общая особенность растений.
- Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).
- Значение в природе.
Задание для зоологов:
Рисунки различных животных, населяющих пустыни, энциклопедия «Я познаю мир. Животные», материал учебника на стр. 126-128.
Карточка – «помогайка»
1. Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питается.
2. Значение в природе.
Задание для экологов:
Учебник (стр. 129-131).
Карточка – «помогайка»
1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения.
2. Охрана редких растений и животных, заповедники.
Выслушиваются рассказы от каждой группы.
Рисунки растений и животных помещаются на доску.
V. Закрепление изученного материала
Игра «Узнай меня»
- Сколько важности в
походке!
По пустыне – сковородке,
По колючкам босиком
Кто идет с горбом – мешком?
(Верблюд) - Лапки кенгуру, тельце
мыши, уши осла, а хвост льва.
(Тушканчик) - Я – пища «корабля
пустынь».
(Верблюжья колючка) - Я ростом невелик, мои
листья – зеленые веточки, своими корнями
удерживаю пески.
(Джузгун) - Я очень красива, у
меня большая голова, от врагов я
мгновенно зароюсь в песок.
(Ящерица) - Мой ствол – как
камень. Весной я красавец. А листья мои
тонкие, как вязальные спицы.
(Саксаул)
- Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина – солнце и ветер?
Учащиеся: солнце – хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.
Выставление оценок.
Домашнее задание: Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя», составить, развернутый отчет о работе нашей экспедиции в пустыне.