Урок по окружающему миру в 4-м классе (1–4) на тему: "Пустыни" (программа "Школа России")

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь.
  • Познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.
  • Развивать умение работать с географической картой, атласам - определителем, гербарием, дополнительной литературой. Развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Оборудование:

Карта природных зон, картины и рисунки с изображением изучаемых объектов, видеокассета «Пустыня».

 Ход урока

I. Организационный момент

- Снова пришел долгожданный миг –
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы.

- Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона России. Разгадайте ребус:

 Ответ: Пустыни.

II. Актуализация опорных знаний

- Перед тем, как отправиться в пустыни, мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны мы знаем хорошо. О какой природной зоне идет речь в стихотворении:

На все стороны пусть:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор!

- Конечно же, это стихи о степи.

1 ученик рассказывает о степи с географической точки зрения, опираясь на свои знания и карту.

1) Конкурс рисунков «Какой я представляю себе степь». (Дом./зад.)

(Рисунки закреплены на доске).

Художники кратко комментируют свои работы.

Дети выбирают 2-3 лучших рисунка.

- Кто хочет поделиться своими научными открытиями о растениях и животных степи?

Заслушиваются сообщения, дети указывают литературу, с которой работали.

- Чье сообщение вас больше всего заинтересовало и почему?

2) Тест «Зона степей»

В этой время 2 ученика работают по карточкам).

1. Зона степей расположена на________ нашей страны:

а) севере,
б) востоке,
в) юге.

2. На карте природных зон зона степей закрашена______ цветом:

а) розовым,
б) зеленым,
в) желтым,
г) коричневым.

3. Характерный признак зоны степей – это ______

а) сплошной травянистый растительный покров;
б) отсутствие сплошного растительного покрова,
г) обилие мхов, лишайников, кустарников.

4. К степным птицам относятся________

а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;
б) ястребы, кедровки, сайки;
в) журавли – красавки, дрофы, пустельги.

5. Для растений степи характерны:

а) стелющиеся корни, крупные листья;
б) длинные корни, мясистые стебли;
в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.

6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:

а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины;
б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей;
в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.

7. Какая из целей питания характерна для степи:

а) ежевика --> песец;
б) водоросли --> рачки --> сайка --> гагарка;
в) растения --> заяц беляк --> рысь;
г) зерно --> суслик --> орел-беркут.

8. Основным занятием населения степей является _________

а) земледелие;
б) рыболовство;
в) оленеводство

9. В Красную книгу занесены следующие растения и животные ________

а) кречет, стерх, краснозобая казарка;
б) пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка;
в) зубр, филин, женьшень.

3) Индивидуальная работа по карточкам 1-ый ученик

- Разгадай кроссворд и прочитай название растения:

Вопросы к кроссворду:

1. Хвойное дерево, около него встречают Новый год. 2. Лиственное дерево-медонос. 3. Дерево здоровья, хвойное. 4. Дерево с мягкой хвоей. 5. Лиственное дерево: плакучая …… 6. Лиственное дерево с белой карой. 7. Лиственное дерево, их бывает три вида: остролистный, американский и татарский. 8. Лиственное дерево, листья которого дрожат от ветра. 9. Лиственное дерево с плодами, собранными в гроздья. 10. Растущий в скверах и парках лиственный кустарник со стреляющими стручками. 11. Лиственное дерево с мягкими пуховыми сережками. (Ответы: 1. Ель. 2. Липа. 3. Сосна. 4. Пихта. 5. Ива. 6. Береза. 7. Клен. 8. Осина. 9. Рябина. 10. Акация. 11. Ольха)

Ключевое слово: лиственница.

 2 ученик

- Впиши в таблицу следствия указанных причин.

Причина

Следствие

Вырубка лесных полос

 

Неправильная распашка почвы

 

Суховеи

 

Смыв почвы водным потоком

 

Физминутка

 III. Работа над новой темой

- Покинув бескрайние степные просторы, мне с вами оказались на самом юге России, точнее, на юго-западе

Солнечный, жаркий
Желтый поток
Льется в пустыне
На желтый песок.
В воздухе желтом
И плотном, как мед,
Желтая птица неслышно плывет.

А) Показ видеосюжета «Пустыня»

- Какой мы увидели пустыню?

Ответ учащихся.

Б) Работа с картой

 - Обратимся к карте. Что расскажет она о пустыне наша верная помощница?

На парты раздается карточки – «помогайки»:

  1. Географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон.
  2. В каком тепловом поясе расположена зона пустынь?
  3. Поверхность земли в пустыне.

 Выслушивается рассказ ученика

Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря.

Это юная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона.

- Можно еще добавить, что поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы – барханы – постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые (показ фотографии). Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях.

- Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается до + 70, а в тени выше 400. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают.

- Чего хочется человеку, когда ему очень жарко? (Ему хочется пить и купаться).

- К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь 5 месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -120, а длится зима 2-3 месяца.

IV. Работа в группах

1. Задание для ботаников:

Гербарий, рисунок с изображением растений, учебник (с. 123,124)

Карточка – «помогайка»

  1. Общая особенность растений.
  2. Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).
  3. Значение в природе.

Задание для зоологов:

Рисунки различных животных, населяющих пустыни, энциклопедия «Я познаю мир. Животные», материал учебника на стр. 126-128.

Карточка – «помогайка»

1. Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питается.
2. Значение в природе.

Задание для экологов:

Учебник (стр. 129-131).

Карточка – «помогайка»

1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения.
2. Охрана редких растений и животных, заповедники.

Выслушиваются рассказы от каждой группы.

Рисунки растений и животных помещаются на доску.

V. Закрепление изученного материала

Игра «Узнай меня»

  1. Сколько важности в походке!
    По пустыне – сковородке,
    По колючкам босиком
    Кто идет с горбом – мешком?
    (Верблюд)
  2. Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва.
    (Тушканчик)
  3. Я – пища «корабля пустынь».
    (Верблюжья колючка)
  4. Я ростом невелик, мои листья – зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески.
    (Джузгун)
  5. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок.
    (Ящерица)
  6. Мой ствол – как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы.
    (Саксаул)

- Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина – солнце и ветер?

Учащиеся: солнце – хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.

Выставление оценок.

Домашнее задание: Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя», составить, развернутый отчет о работе нашей экспедиции в пустыне.