Развитие творческого потенциала учащихся как средство формирования познавательного интереса к географии

Разделы: География

Класс: 9


Каждый учитель стремится к формированию познавательного интереса, который способствует познанию, расширению знаний по предмету. География – интереснейший предмет, позволяющий учащимся не только узнавать окружающий мир, но и развивать свой творческий потенциал. Творческий потенциал – внутренние возможности, позволяющие создавать новые по замыслу культурные или материальные ценности. У каждого ребенка есть способности и таланты. Задача учителя – руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования, способствовать развитию творческих способностей, максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира, способствовать формированию познавательного интереса к географии.

Если в процессе обучения школьников будет использована система, позволяющая развивать творческий потенциал ребёнка, то повысится качество образования выпускников и будет воспитана общественно-активная творческая личность, способная приумножить общественную культуру.

Проводя ежегодное анкетирование учащихся, я определила, что 88,9% обучаемых считают, что умеют и с желанием выполняют творческие задания, а вместо стандартного выполнения предложенных заданий 68,2% стараются выполнять задание необычно. Поэтому я решила и в дальнейшей работе практиковать систему творческих заданий для учащихся, т.к. они способствуют развитию психических свойств личности (Таблицы 1, 2).

Таблица 1. Влияние различных видов заданий на развитие творческого потенциала учащегося.

Типы творческих заданий

Способствуют развитию, психических свойств

Репродуктивного уровня Рисунок Воображение
Сообщение Устная речь, память
Чайнворды, кроссворды, ребусы Мышление, память, внимание
Игра “термин-понятия” Память, внимание
Частично-поискового уровня Рассказ с ошибками Внимание, память
Составление логических цепочек Внимание, логическое мышление
Узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию) Внимание
Творческий уровень Путешествие Внимание, память, мышление, воображение
Решение географических задач Внимание, логическое мышление
Составление образца территории Внимание, память, логическое мышление, воображение
Социологический опрос Внимание, мышление
Свое задание Внимание, память, мышление, воображение

Таблица 2. Классификация творческих задач (по Шелонцеву В.А., Ждан Н.А.)

Типы творческих задач

Виды творческих задач

По функциям

По дидактическим целям

Конвергентного характера 1-го уровня по овладению теоретическими и практическими знаниями Рисунок, сообщение, чайнворды, кроссворды, ребусы, игры
2-го уровня по приобретению необходимых умений и навыков Узнай объект, составление рассказа
Дивергентного характера 3-го уровня по развитию логического мышления Рассказ с ошибками, составление алгоритмизированных логических цепочек
4-го уровня по развитию творческого мышления Выполнение географических задач на моделирование и проектирование, составление образа территории, путешествия по..., сложение стихотворений

При выполнении творческих задач появляются возможности для развития творческого мышления через их дивергентные функции.

Развитию творческого потенциала способствует длительное, целенаправленное применение на уроках группы заданий.

I. Репродуктивные задачи, направленные на контроль в развитии внимания, способствующие формированию умения быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, т.к. задания выполняются в высоком темпе.

  • Цифровой диктант (правильно – 1, неправильно – 0):

1. В состав Волго-Вятского района включаются 2 области и 3 республики.
2. Городом-миллионером является Нижний Новгород, вокруг которого формируется городская агломерация.
3. Это основной сельскохозяйственный район Центральной России.
4. Собственные ресурсы не очень велики – торф, строительные материалы, фосфориты.
5. Отрасли специализации района – машиностроение, химическая и лесная промышленность.

  • Произнесение слов наоборот: Семенов – Вонемес, Новгород – Дорогвон.
  • Вставьте пропущенные буквы в слова: Чеб…ксары, С…ранск.
  • Составьте слово из левой и правой половины:
Новго
Пав
Ки
Семе
нов
ров
лово
род
  • Назовите за 1 минуту не менее 8 географических названий в данном районе:

Нижний Новгород, Павлово, Чебоксары, Киров, Саранск, Семенов, Балахна, Волжск.

Кто это? Что это? Дымково, Дивеевский, Киров, Семенов.

II. Задачи на развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности:

А) Посмотрите на рисунок и попробуйте его воспроизвести:

  • Чебоксарская,
  • Чебоксары,
  • Новочеркасск

Какие отрасли развиваются в этих пунктах?

Б) Прочитайте пару слов, попробуйте воспроизвести, называя одну из них:

ГАЗ – Нижний Новгород
Бумага – Балахна
Лампы – Саранск
Тракторы – Киров
Удобрение – Дзержинск
ГЭС – Чебоксары

В) Не глядя на карту, выберите правильный ответ:

  1. Что располагается севернее: Чебоксары или Йошкар-Ола?
  2. Какой город западнее: Нижний Новгород или Чебоксары?
  3. Какой город южнее: Саранск или Чебоксары?
  4. С какой областью граничит Кировская обл. на западе?

III. Решение частично поисковых задач:

Распределите города на группы: Нижний Новгород, Павлово, Саранск, Киров, Чебоксары, Дзержинск, Кстово, Балахна, Волжск, Семенов.

IV. Решение творческих задач:

Предложите проекты возрождения сельских поселений Волго-Вятского района. Какие условия необходимы для воплощения проекта в жизнь?

Задания могут быть использованы на уроках всех типов, для составления контрольных работ, для самоконтроля и взаимоконтроля учащихся.

В результате использования сложившейся системы творческих заданий на уроках можно судить о формировании познавательного интереса к географии. Одним из проявлений познавательного интереса является положительная мотивация к учебной деятельности на уроках географии.

На протяжении двух лет проводилась диагностика, в параллели 8–9 классов, позволяющая судить о повышении уровня мотивации (по Третьякову П.И.):

  • в 2003–2004 г. – 1,15 балла.
  • в 2004–2005 г. – 1,36 балла.
  • допустимый уровень мотивации – 1 балл.
  • оптимальный уровень мотивации – 2 балла.

Ярким проявлением творческих способностей является написание учащимися стихотворений. Уже стало доброй традицией ежегодное издание сборников стихотворений юных географов школы.

Здравствуй, география!
Милая и скромная.
Здравствуй, география!
Строгая и вольная.
Что таишь в себе ты там?
Давай выкладывай все нам!
Хотим мы многое узнать
И пятёрки получать.

1997/98 г. 8-й“Б” класс
Вышимирская Лена

Реки и моря,
Озера и леса,
Степи и вулканы,
Города и страны –
Изучает лишь одна наука,
География – моя подруга.
География важна!
Она каждому нужна.
Географию люблю
И её боготворю.

1997/98 г. класс 8-1
Астафурова Маша

Откуда мы узнаем, где Тюмень?
Где простираются озера, горы?
Откуда мы узнаем, где Ильмень?
Широкие Российские просторы,
Ну, а поможет всем она – это география.
Учебник этот невелик,
Он нам лениться не велит.
Найдете в нем, чем ум занять,
Его лишь надо прочитать.
Перед вами встанут города, леса, моря,
Обширная прекрасная Земля.
Время мчится без следа,
Как в реке бежит вода.
Минуты даром не теряйте,
К уроку тему повторяйте.
Среди предметов непростых
Запомни девять букв таких:
Сначала Г, вторая Е, потом О, Г,
Затем Р, А, и ФИ, и, наконец-то – Я.
Предмет поможет много знать,
Россию надо изучать!

1998/99г. класс 9-1