Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций гласных и согласных

Разделы: Начальная школа


Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.

Класс: 2 (1 – 4)

Тип урока: урок решения частных задач по применению открытого способа, постановка учебной задачи.

Цели урока:

1. Образовательные:

  • создать условия для отработки письма с пропуском орфограмм слабых позиций гласных и согласных;
  • создать условия для постановки новой учебной задачи на следующий урок, когда появляется новая слабая позиция парного согласного (парный согласный перед звонким).

2. Развивающие:

  • создать условия для развития компонентов учебной деятельности (целеполагания, учебной мотивации, планирования, само-взаимопроверки, рефлексии);
  • создать условия для развития мышления, речи учащихся.

3. Воспитательные:

  • создать условия для формирования умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.

Материалы к уроку:

  1. С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко “Русский язык”, 2 кл, ч. 1. , М. , “ВИТА-ПРЕСС”, 2004.
  2. Листы с заданиями для групповой работы (по количеству групп в классе).
  3. Листы с заданиями для парной работы (по количеству пар в классе).
  4. Чистые листы формата А-4 для групповой работы (по количеству групп в классе).
  5. Маркеры чёрного цвета (по количеству групп в классе).
  6. Маркер красного цвета для корректировки выполненной детьми работы.
  7. На доске “Лесенка знаний” по ранее пройденному материалу.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Рефлексия.

- Какой урок мы начинаем?

- Как будем работать, чтобы урок прошёл успешно? (Вместе, дружно, слушать друг друга и учителя, быть внимательными, не повторяться, не ссориться, уметь договариваться…)

- Какую цель поставим на урок? (Подняться выше по лесенке знаний)

- Что для этого вы предлагаете сделать? (Поупражняться, исследовать)

3. Создание учебной ситуации.

3.1 Чистописание.

- С чего обычно начинаем урок? (С чистописания)

- Зачем оно нужно?

- Прочитайте буквы с доски: п ю р н т ф

- Что общего между ними? (В написании их есть прямая наклонная линия)

- Какая буква лишняя? (ю – гласная)

- На какие две группы можно разделить оставшиеся буквы? (Звонкие – глухие, парные – непарные)

- Отгадайте, какая буква выбрана для чистописания, если она состоит из трёх разных элементов и обозначает звук согласный глухой? (т )

- Какие элементы надо уметь писать, чтобы “собрать” эту букву? (Прямую наклонную линию, линию с закруглением с одной стороны)

- По каким критериям потом будем оценивать написание буквы? (Дети выбирают критерии оценивания написания буквы, на самооценочных линейках по данным критериям ставят себе прогностическую оценку, пишут по образцу букву, соединения)

- Оцените работу друг у друга в парах по критериям, похвалите, посоветуйте.

- Что можете рассказать о “работе” буквы Т в русском языке? (Обозначает звук согласный, глухой, может быть твёрдый [т] или мягкий [т'],в паре по звонкости-глухости с буквой Д)

3.2. Целеполагание

- А какая главная задача стоит перед нами на уроках русского языка, двигаясь по лесенке знаний? (Научиться писать без ошибок, с пропуском орфограмм слабых позиций гласных и согласных. )

3.3. Актуализация знаний. Ситуация успеха.

- Что для этого мы должны уметь и знать?

(На доске слова: ЗНАТЬ

Позиции

__ и

УМЕТЬ

Записывать

с пропуском ОСП)

(Учитель фиксирует под словами “ЗНАТЬ” - позиции сильные и слабые у гласных и согласных звуков, “УМЕТЬ” - писать с пропуском орфограмм слабых позиций гласных и согласных)

- Почему нельзя записывать все буквы? (Буквы чередуются.)

- Всегда ли звуки чередуются? (Только в слабой позиции)

- Как узнаете, что у гласного звука позиция слабая? (Без ударения, кроме [У])

- Как узнаете, когда у согласного позиция слабая? (По соседу справа)

- Какие согласные могут быть в слабой позиции? (Только парные)

- Продолжите Д-Т, Б-П (В-Ф, Г-К, З-С, Ж-Ш)

- Оцените свои умения находить ОСП гласных и согласных на самооценочных линейках. (Дети в тетрадях оценивают свои умения)

- Что сейчас надо сделать, чтобы проверить, правильно ли вы оценили себя? (Выполнить задания)

- Попробуем. (ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА) 1 задание. Я называю согласный звук, если звук всегда находится в сильной позиции, вы показываете карточку со знаком , +, если не всегда, то со знаком -.

[в ] [ч' ] [й' ] [ж ] [г ] [с' ] [ н] [п ] [ б']

- Как легко можно было определять? (Звуки, непарные по звонкости – глухости всегда в сильной позиции)

2 задание. (ГРУППОВАЯ РАБОТА) – Выберите слова, в которых буквы “не спорят” за право стоять в слове, обведите буквы теста с этими словами

А Т [ У ] МАН (Дети, получают листы со словами, работают в группах, результат работы вывешивают на доску, затем идёт обсуждение выполненной работы)
Б К [ А ] ТЁЛ
В ГОРО [ Т ]
Г ТА [ Ч' ] КА
Д ТРУ [ П ] КА
Е ТОВА [ Р ]
Ж С [ Т ] УЧИТ
З КР [ А ] СИТ

- Кто готов дальше работать сам и сможет найти орфограммы слабых позиций в словах?

- В каком порядке будем работать при записи слов, чтобы не было ошибок?

(Алгоритм работы (опорные слова) вывешивается на доску:

1. ударение
2. позиции
3. пишем
4. заполняем)

3 задание. Определите, какое слово надо записать, самостоятельно в тетради запишите слово с пропуском орфограмм слабых позиций, а затем проверим с доски. (один пишет на доске)

А) Запишите то слово, которое подходит к модели

+ + + -

[УКАС] или [МАР'А]

Б) Подчеркните орфограммы слабых позиций в словах, по подчёркнутым буквам составьте слово

ГРУЗ ТРАВА СЕВ СЛОНЫ ПЛОД (З_ВО_)

В) Что это за название предмета, если это:

- часть предмета, за которую его держат или берут;

- письменная принадлежность;

- бывает дверная, шариковая, перьевая;

- держите в руке при письме. (РУЧКА)

Г) Антоним к слову запомнить. (З_БЫТЬ)

Д) Слово, которое получится, если в слове ТОЛЬ назвать звуки в обратном порядке. (ЛЁ_)

Е) Подберите слово, начинающееся с парного согласного, чтобы подходило по смыслу. Например, слон – заяц (животные)

ШОРТЫ - ? (Ж_ЛЕ_)

Ж) Узнайте слово, прочитав его с транскрипции [УТ'УЖОК] (УТЮЖ_ _)

З) Составьте слово, используя знаки игрового поля.

(Задание выполняется в парах, дети узнают закодированное слово, называют его, затем записывают)

4 [ П ] [ И ] [ М' ] [ Э ]
3 [ Ы ] [ В ] [ Г ] [ О ]
2 [ Ш ] [ Ч' ] [ У ] [ А ]
1 [ С ] [ Ц ] [ Т ] [ Н' ]
  1 2 3 4

 

2,2 2,4 1,1 3,1 4,2 3,1 4,2
             

(Ч__Т_ТА)

И) Составьте слова из звуков другого слова.

(Задание выполняется в парах, дети узнают слово по звукам, называют его, затем

записывают самостоятельно)

1 звук - как в слове ПОЛЬКА третий, [Л']

2 звук - как ударный в слове МЕСТО, [Э]

3 звук парный по звонкости – глухости первому в слове ДОЧКА, [Т]

4 звук гласный в слабой позиции в слове ТУЧКА. [А]

(ЛЕТ_)

- Молодцы! Со словами справились! Вернитесь к самооценочным линеечкам, оцените зелёным цветом свои умения писать слова с пропуском гласных и согласных на месте орфограмм слабых позиций.

- Кто может что-то сказать по своей работе? (…. . )

5. Постановка учебной задачи.

- А кто готов записать целое предложение? Попробуем! (Один пишет на доске)

Машина едет к вокзалу. (М_шина ед_т к в__залу. )

(При написании слова ВОКЗАЛ дети сталкиваются с новой слабой позицией согласного, о которой не знали раньше. Варианты написания слова выносятся на доску, идёт их обсуждение в_ _залу в_ гзалу в_ кзалу )

- С чем столкнулись ? (С выбором буквы)

- Чем отличается, что изменилось в сравнении с тем, что знали и умели раньше? (…. . )

- Ваши гипотезы, предположения. Почему получилось у нас так? (…. . )

- Зафиксируйте это в модели. (ГРУППОВАЯ РАБОТА. В группах дети составляют модели. После выполнения работы, модели вывешиваются на доску, обсуждаются Лучшая вывешивается на “лесенку знаний”. ) (Новая позиция парного согласного перед звонким)

6. Итоговая рефлексия.

- Какая задача возникла у нас на уроке? (Пропускать букву или нет. )

- При записи какого слова? (вокзал)

- Что будем делать на следующем уроке? (Проверять, какая это позиция, сильная или слабая. )

- Смогли ли подняться на следующую ступеньку знаний?

7. Домашнее задание.

По выбору.

Попробуйте дома поискать слова, где 2 звонких согласных звука стоят вместе. Может больше таких слов и нет в русском языке. ИЛИ

Приложение 1

Приложение 2