Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.
Класс: 2 (1 – 4)
Тип урока: урок решения частных задач по применению открытого способа, постановка учебной задачи.
Цели урока:
1. Образовательные:
- создать условия для отработки письма с пропуском орфограмм слабых позиций гласных и согласных;
- создать условия для постановки новой учебной задачи на следующий урок, когда появляется новая слабая позиция парного согласного (парный согласный перед звонким).
2. Развивающие:
- создать условия для развития компонентов учебной деятельности (целеполагания, учебной мотивации, планирования, само-взаимопроверки, рефлексии);
- создать условия для развития мышления, речи учащихся.
3. Воспитательные:
- создать условия для формирования умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
Материалы к уроку:
- С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко “Русский язык”, 2 кл, ч. 1. , М. , “ВИТА-ПРЕСС”, 2004.
- Листы с заданиями для групповой работы (по количеству групп в классе).
- Листы с заданиями для парной работы (по количеству пар в классе).
- Чистые листы формата А-4 для групповой работы (по количеству групп в классе).
- Маркеры чёрного цвета (по количеству групп в классе).
- Маркер красного цвета для корректировки выполненной детьми работы.
- На доске “Лесенка знаний” по ранее пройденному материалу.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Рефлексия.
- Какой урок мы начинаем?
- Как будем работать, чтобы урок прошёл успешно? (Вместе, дружно, слушать друг друга и учителя, быть внимательными, не повторяться, не ссориться, уметь договариваться…)
- Какую цель поставим на урок? (Подняться выше по лесенке знаний)
- Что для этого вы предлагаете сделать? (Поупражняться, исследовать)
3. Создание учебной ситуации.
3.1 Чистописание.
- С чего обычно начинаем урок? (С чистописания)
- Зачем оно нужно?
- Прочитайте буквы с доски: п ю р н т ф
- Что общего между ними? (В написании их есть прямая наклонная линия)
- Какая буква лишняя? (ю – гласная)
- На какие две группы можно разделить оставшиеся буквы? (Звонкие – глухие, парные – непарные)
- Отгадайте, какая буква выбрана для чистописания, если она состоит из трёх разных элементов и обозначает звук согласный глухой? (т )
- Какие элементы надо уметь писать, чтобы “собрать” эту букву? (Прямую наклонную линию, линию с закруглением с одной стороны)
- По каким критериям потом будем оценивать написание буквы? (Дети выбирают критерии оценивания написания буквы, на самооценочных линейках по данным критериям ставят себе прогностическую оценку, пишут по образцу букву, соединения)
- Оцените работу друг у друга в парах по критериям, похвалите, посоветуйте.
- Что можете рассказать о “работе” буквы Т в русском языке? (Обозначает звук согласный, глухой, может быть твёрдый [т] или мягкий [т'],в паре по звонкости-глухости с буквой Д)
3.2. Целеполагание
- А какая главная задача стоит перед нами на уроках русского языка, двигаясь по лесенке знаний? (Научиться писать без ошибок, с пропуском орфограмм слабых позиций гласных и согласных. )
3.3. Актуализация знаний. Ситуация успеха.
- Что для этого мы должны уметь и знать?
(На доске слова: ЗНАТЬ Позиции __ и |
УМЕТЬ Записывать с пропуском ОСП) |
(Учитель фиксирует под словами “ЗНАТЬ” - позиции сильные и слабые у гласных и согласных звуков, “УМЕТЬ” - писать с пропуском орфограмм слабых позиций гласных и согласных)
- Почему нельзя записывать все буквы? (Буквы чередуются.)
- Всегда ли звуки чередуются? (Только в слабой позиции)
- Как узнаете, что у гласного звука позиция слабая? (Без ударения, кроме [У])
- Как узнаете, когда у согласного позиция слабая? (По соседу справа)
- Какие согласные могут быть в слабой позиции? (Только парные)
- Продолжите Д-Т, Б-П (В-Ф, Г-К, З-С, Ж-Ш)
- Оцените свои умения находить ОСП гласных и согласных на самооценочных линейках. (Дети в тетрадях оценивают свои умения)
- Что сейчас надо сделать, чтобы проверить, правильно ли вы оценили себя? (Выполнить задания)
- Попробуем. (ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА) 1 задание. Я называю согласный звук, если звук всегда находится в сильной позиции, вы показываете карточку со знаком , +, если не всегда, то со знаком -.
[в ] [ч' ] [й' ] [ж ] [г ] [с' ] [ н] [п ] [ б']
- Как легко можно было определять? (Звуки, непарные по звонкости – глухости всегда в сильной позиции)
2 задание. (ГРУППОВАЯ РАБОТА) – Выберите слова, в которых буквы “не спорят” за право стоять в слове, обведите буквы теста с этими словами
А Т [ У ] МАН | (Дети, получают листы со словами, работают в группах, результат работы вывешивают на доску, затем идёт обсуждение выполненной работы) |
Б К [ А ] ТЁЛ | |
В ГОРО [ Т ] | |
Г ТА [ Ч' ] КА | |
Д ТРУ [ П ] КА | |
Е ТОВА [ Р ] | |
Ж С [ Т ] УЧИТ | |
З КР [ А ] СИТ |
- Кто готов дальше работать сам и сможет найти орфограммы слабых позиций в словах?
- В каком порядке будем работать при записи слов, чтобы не было ошибок?
(Алгоритм работы (опорные слова) вывешивается на доску:
1. ударение
2. позиции
3. пишем
4. заполняем)
3 задание. Определите, какое слово надо записать, самостоятельно в тетради запишите слово с пропуском орфограмм слабых позиций, а затем проверим с доски. (один пишет на доске)
А) Запишите то слово, которое подходит к модели
+ + + -
[УКАС] или [МАР'А]
Б) Подчеркните орфограммы слабых позиций в словах, по подчёркнутым буквам составьте слово
ГРУЗ ТРАВА СЕВ СЛОНЫ ПЛОД (З_ВО_)
В) Что это за название предмета, если это:
- часть предмета, за которую его держат или берут;
- письменная принадлежность;
- бывает дверная, шариковая, перьевая;
- держите в руке при письме. (РУЧКА)
Г) Антоним к слову запомнить. (З_БЫТЬ)
Д) Слово, которое получится, если в слове ТОЛЬ назвать звуки в обратном порядке. (ЛЁ_)
Е) Подберите слово, начинающееся с парного согласного, чтобы подходило по смыслу. Например, слон – заяц (животные)
ШОРТЫ - ? (Ж_ЛЕ_)
Ж) Узнайте слово, прочитав его с транскрипции [УТ'УЖОК] (УТЮЖ_ _)
З) Составьте слово, используя знаки игрового поля.
(Задание выполняется в парах, дети узнают закодированное слово, называют его, затем записывают)
4 | [ П ] | [ И ] | [ М' ] | [ Э ] |
3 | [ Ы ] | [ В ] | [ Г ] | [ О ] |
2 | [ Ш ] | [ Ч' ] | [ У ] | [ А ] |
1 | [ С ] | [ Ц ] | [ Т ] | [ Н' ] |
1 | 2 | 3 | 4 |
2,2 | 2,4 | 1,1 | 3,1 | 4,2 | 3,1 | 4,2 |
(Ч__Т_ТА)
И) Составьте слова из звуков другого слова.
(Задание выполняется в парах, дети узнают слово по звукам, называют его, затем
записывают самостоятельно)
1 звук - как в слове ПОЛЬКА третий, [Л']
2 звук - как ударный в слове МЕСТО, [Э]
3 звук парный по звонкости – глухости первому в слове ДОЧКА, [Т]
4 звук гласный в слабой позиции в слове ТУЧКА. [А]
(ЛЕТ_)
- Молодцы! Со словами справились! Вернитесь к самооценочным линеечкам, оцените зелёным цветом свои умения писать слова с пропуском гласных и согласных на месте орфограмм слабых позиций.
- Кто может что-то сказать по своей работе? (…. . )
5. Постановка учебной задачи.
- А кто готов записать целое предложение? Попробуем! (Один пишет на доске)
Машина едет к вокзалу. (М_шина ед_т к в__залу. )
(При написании слова ВОКЗАЛ дети сталкиваются с новой слабой позицией согласного, о которой не знали раньше. Варианты написания слова выносятся на доску, идёт их обсуждение в_ _залу в_ гзалу в_ кзалу )
- С чем столкнулись ? (С выбором буквы)
- Чем отличается, что изменилось в сравнении с тем, что знали и умели раньше? (…. . )
- Ваши гипотезы, предположения. Почему получилось у нас так? (…. . )
- Зафиксируйте это в модели. (ГРУППОВАЯ РАБОТА. В группах дети составляют модели. После выполнения работы, модели вывешиваются на доску, обсуждаются Лучшая вывешивается на “лесенку знаний”. ) (Новая позиция парного согласного перед звонким)
6. Итоговая рефлексия.
- Какая задача возникла у нас на уроке? (Пропускать букву или нет. )
- При записи какого слова? (вокзал)
- Что будем делать на следующем уроке? (Проверять, какая это позиция, сильная или слабая. )
- Смогли ли подняться на следующую ступеньку знаний?
7. Домашнее задание.
По выбору.
Попробуйте дома поискать слова, где 2 звонких согласных звука стоят вместе. Может больше таких слов и нет в русском языке. ИЛИ