Приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности (НИД) позволяет создать благоприятные условия для их самообразования и профессиональной ориентации. Активизируя мыслительную деятельность, исследование способствует раскрытию личностных качеств школьника и развитию его эмоциональной сферы. Современные знания об интеллектуальных возможностях детей дают основания предполагать, что каждый ученик обладает относительно неиспользованными способностями к обучению. Примерные учебные планы профильной школы предусматривают не менее 70 учебных часов за два года обучения на проектную и исследовательскую работу. Но исследование из деятельности возможной станет деятельностью реальной не тогда, когда нам захочется его ввести, а тогда, когда к этому уровню работы будут готовы все участники образовательного процесса, будут созданы соответствующие условия. Для этого нужен целый комплекс организационных, управленческих, методических мер, то есть необходим системный подход к организации научно-исследовательской деятельности в учебном учреждении.
Научно-исследовательское движение в гимназии зародилось в 1999 году, когда было создано научное общество учащихся и прошла первая научно-практическая конференция. Учителя-новаторы выступили в роли первых научных руководителей детских исследовательских работ и проектов. Одновременно с этим на уроках стали шире применяться активные формы работы с учащимися, серьезнее проводиться работа над учебными исследованиями, усилилась роль эксперимента как одного из эффективных методов познания. Уроки химии, например, вылились во внеурочную деятельность, когда школьные исследования стали проводиться на базе одной из производственных лабораторий ведущего нефтегазового предприятия города.
Новое движение ширилось, но, по большей части, проходило стихийно, целиком зависело от степени энтузиазма ряда учителей и основывалось скорее на интуиции, чем на научном подходе.
В такой ситуации от руководства гимназии, ее организационно-управленческих и методических структур требовалась серьезнейшим образом спланированная работа по координации всех элементов начавшегося исследовательского движения, подведении под него научно-теоретической основы. В 2002-2003 учебном году научно-исследовательской деятельности в гимназии был придан статус новации; определены область, цели, субъекты и объекты новации.
Любой инновационный процесс создается при помощи управления и нуждается в нем. Результатом управленческого воздействия является создание условий, необходимых для успешной инновационной деятельности в школе.
Первым шагом на пути планового управления научно-исследовательской деятельностью явился тщательный анализ сложившейся ситуации и выявление проблем.
В 2002-2003 учебном году было проведено анкетирование учителей, учащихся и их родителей с целью выявления роли и места исследовательской работы в учебном процессе. Проведенное анкетирование показало, что в необходимости исследовательской работы в образовательном процессе убеждены 93% учащихся выпускных классов и 95,6% педагогов гимназии, участвовавших в опросе. Примерно равное количество прямых и косвенных участников образовательного процесса – 75,5 % родителей; 70,9 % учащихся и 73,9 % учителей – признают, что исследовательская деятельность не только нужна, но и помогает учить и учиться.
В то же время ряд учителей посчитали, что исследовательская деятельность создаст дополнительные сложности, и, прежде всего, для самих педагогов, поэтому именно эта категория педагогов потребовала в дальнейшем повышенного внимания при организации процесса управления введением научно-исследовательской деятельности в образовательный процесс. Здесь была необходима большая работа по выработке совместных целей, сближению позиций с точки зрения ценности результатов образовательного процесса, которые могут быть получены в результате освоения новшества, например, активного использования исследовательского подхода в обучении, а также создание мотивационной среды, подкрепляющей поведение, ориентированное на инновационную деятельность и саморазвитие.
Большинство участников исследовательской деятельности, уже будучи вовлеченными в той или иной мере в происходящий инновационный процесс, испытывали затруднения при определении деятельности, в которой уже участвуют, имели недостаточный теоретический, научно-методический уровень для ее эффективного осуществления и целенаправленного управления; не владели, или владели частично, на уровне проб и ошибок, соответствующими технологиями.
Общими проблемами для учителей и учащихся явились недостаточность информационных источников, специальной литературы, слабая материально-техническая база для проведения экспериментальной части исследований, практическое отсутствие связей с внешней научной средой.
Анализ выявленных проблем определил ряд управленческих решений, направленных на обеспечение информационных, мотивационных, кадровых, организационных, научно-методических, материально-технических, нормативно-правовых условий:
1. Обеспечить информированность всех участников образовательного процесса о целях новации “Организация совместной научно - исследовательской деятельности учащихся и педагогов, о критериях их достижения, добиться принятие ими этих целей.
2. Организовать работу с педагогическими кадрами с целью:
а) повышения мотивированности участников преобразований на проведение нововведений;
б) наличия у них знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления инноваций.
3. Провести ревизию материально-технической базы с целью обеспечения готовности ресурсов, необходимых для успешного освоения новшества.
4. Пересмотреть наличие необходимых подразделений, призванных обеспечивать управление организацией НИД на всех уровнях и установление формальных и неформальных, внутришкольных и внешкольных связей.
5. Зафиксировать нововведение в Программе развития МОУ “Гимназия”.
Управление будет эффективным, если управляемый объект имеет определенную структуру, организационно упорядочен. Поэтому вторым шагом явилось структурирование всех разрозненных элементов научно-исследовательской деятельности, существовавших на данный момент в гимназии, в единую систему, определение их места и роли в общей системе, установление связей между отдельными элементами и целыми модулями.
Учитывая, что в гимназии был уже накоплен некоторый опыт решения проблемы, то главной задачей управления на данном этапе явилась организация таких форм педагогического общения, которые стимулировали бы творческий процесс и способствовали бы выбору оптимального варианта. Такой формой явилась организационно-деятельностная игра на педагогическом совете “Научное и учебное исследование как фактор совместной развивающей деятельности учащихся и педагогов, на котором и была разработана организационная структура научно-исследовательской деятельности. <Рисунок1>
Основополагающим элементом системы, ее базовым ядром является урок. Именно на уроке формируются общеучебные и исследовательские умения и навыки, в совокупности образующие способ познания. Это тот стартовый этап, который предоставляет равные возможности всем учащимся включиться в исследовательскую деятельность, истоки формирования исследовательской готовности учащихся, поэтому урок мы назвали универсальным модулем. Логическим продолжением урочной деятельности является внеклассная работа, под которой мы понимаем деятельность, тесно связанную с изучаемым предметом, но выходящую за рамки базового школьного расписания (творческие и нестандартные уроки, конкурсы, предметные олимпиады, предметные декады, урочно-внеурочная проектная деятельность). Внеурочная деятельность позволяет повысить мотивацию и познавательную активность учащихся, вызвать у них интерес к более глубокому изучению предмета, способствует формированию информационных навыков, коммуникабельности, большей самостоятельности в выборе путей и методов поиска. Внеурочная деятельность образует дифференцированный модуль II уровня, так как в ней участвуют уже не все учащиеся, как на уроке, а наиболее увлеченные предметом. В систему дополнительного образования, образующую дифференцированный модуль I уровня, приходят учащиеся с довольно устоявшимися интересами, мотивированные на достижение практического результата своей деятельности. Данный модуль, в отличие от предыдущего, имеет больше связей и выходов на внешкольную среду. Участие в работе школьных спецкурсов, а также городских и общероссийских интеллектуальных, экологических, общественных конкурсах и проектах, дистанционное образование и телекоммуникационные проекты – все это способствует совершенствованию общеучебных навыков и формированию исследовательской культуры школьников. По характеру траектории развития личности мы отнесли научные общества учащихся (НОУ и малое НОУ), к модулю индивидуального развития, так как, в отличие от двух предыдущих модулей, научно-исследовательская деятельность в рамках НОУ отличается большей научной направленностью, организованностью, требует достаточно развитых исследовательских умений и навыков, и в этом плане успех будет сопутствовать наиболее способным, талантливым детям, имеющим склонности к занятию исследовательской деятельностью. Логическим завершением модели является возврат к уроку, но на новом, более высоком, уровне. В идеале, это такой урок, когда планирование, организация и управление самостоятельной творческой познавательной деятельностью осуществляется на основе абсолютно паритетного сотрудничества всех участников процесса познания. Условно этот уровень можно обозначить как модуль саморазвития и профессионального самоопределения.
Системная модель организации НИД позволяет планировать и осуществлять более гибкое управление каждым структурным элементом: управление познавательной деятельностью учащихся на уроке и во внеурочное время, управление формированием общеучебных и исследовательских умений и навыков, управление организацией и деятельностью НОУ, управление индивидуальной траекторией развития отдельных учащихся и т.д
Так как в гимназии на момент введения новшества уже были произведены необходимые преобразования в системе управления, обеспечивающие механизмы общего развития школы (была введена должность заместителя директора по научно-методической работе, создан научно-методический совет, предметные методические объединения учителей были преобразованы в межпредметные и надпредметные кафедры, наделенные более широкими полномочиями и с усложнившимися функциями), то внедрение в образовательный процесс научно-исследовательской деятельности не повлекло за собой дополнительной перестройки управленческих структур, а была лишь конкретизирована роль каждого субъекта в процессе управления НИД на каждом этапе и в каждом модуле.
Методическая служба является одним из самых важных элементов общей управленческой системы гимназии, обеспечивающей режим развития и освоения инноваций.
Выделив в качестве объекта управления совместную научно-исследовательскую деятельность учителей и учащихся, рассмотрим функциональные роли основных структурных подразделений методической службы как субъектов управления данной деятельностью.
Педагогический совет школы во главе с директором и научно-методический совет (НМС), состоящий из руководителей кафедр и методических объединений и возглавляемый одним из заместителей директора по научно-методической работе, являются “мозговым центром”, инициирующим и определяющим выбор новшества и стратегии его внедрения, принимает решения о необходимости и возможности реализации нового проекта, координирует работу служб и структур, задействованных в процессе, на основе анализа результатов контроля принимает решение о судьбе нововведения. НМС выступает и в роли эксперта, оценивающего промежуточные и конечные результаты с точки зрения их соответствия требованиям научного подхода, поставленным целям, эффективности. Функцией педагогического совета является также теоретическое и аналитико-коррекционное обеспечение новации. Заместитель директора по НМР выступает в роли организатора НИД и консультанта, оказывающего научно-методическую и консультативную поддержку участникам НИД. Функция организатора предусматривает также планирование последовательности этапов освоения новшества, координирование деятельности всех участников НИД, определение ответственных за контроль хода выполнения каждого этапа, оценивание промежуточных и конечных результатов инновационной деятельности.
В состав инициативных (временных) творческих групп входят учителя, которые первыми восприняли новые идеи, чуть раньше других приступили к освоению новшества в разных модулях. Согласно “Положению о временной творческой группе МОУ “Гимназия”, “временная творческая группа (ВТГ) создается из числа педагогов, интересующихся какой-либо научно-методической проблемой и желающих исследовать ее”. В ее задачи входит изучение проблемы, отслеживание результативности работы, пропаганда результатов и выработка рекомендаций для педагогов школы. Главнейшей функцией ВТГ является апробация новых технологий, обеспечивающих гимназии режим развития. По своей функциональной роли в управлении научно-исследовательской деятельностью – это и исполнители (так как непосредственно занимаются освоением новшеств), и организаторы, которые консультируют других участников НИД, совместно с завучем-организатором НИД участвуют в планировании и координировании деятельности всех участников НИД, анализируют информацию о ходе ее внедрения, оперативно проверяют на практике пути преодоления возникших проблем.
Особую роль играют методические кафедры. В функции кафедры (наряду с другими) входит анализ хода и результатов любой инновационной деятельности, проводимой в гимназии и в рамках кафедры; организация и проведение исследовательской работы членами кафедры; руководство исследовательской деятельностью учащихся; разработка методического инструментария для установления эффективности проводимых нововведений, результатов исследований; установление и развитие творческих связей и контактов как внутри школы так и вне ее в интересах совершенствования своей работы.
Руководитель кафедры привлекает всех учителей к опытно-экспериментальной и исследовательской работе, разрабатывает перспективный план работы своей кафедры, участвует в организации экспертизы деятельности учителей, классных руководителей, кафедр. Одним из разделов плана работы любой методической кафедры является “Инновационная и опытно-экспериментальная работа”, где учтено планирование организации научно-исследовательской деятельности учащихся и учителей.
Общее руководство совместной научно-исследовательской деятельностью учащихся и учителей осуществляет НМС через систему вышеописанных структур методической службы. Руководство научно-исследовательской деятельностью учащихся в каждом модуле реализуется через объединения школьников, носящих исследовательскую направленность: класс, группа, кружок, Школа юного исследователя, школьное научное общество учащихся во главе с Советом НОУ. Коллективное руководство школьным научным обществом учащихся 8-10 классов и малым научным обществом учащихся 5-7 классов осуществляется НМС через Совет НОУ. Индивидуальное руководство исследовательской деятельностью учащихся осуществляют отдельные педагоги, руководители исследовательских проектов в системе дифференцированных модулей и модулей индивидуального развития и саморазвития .
Таким образом, предложенная модель является гибким инструментом управления, в основе которого заложен системный подход к организации научно-исследовательской деятельности, от урока, являющегося базовым ядром системы, до выхода в мировое образовательное пространство с помощью новых информационных технологий, и возвратом к уроку на более высоком качественном уровне.
Подчеркнем, что это важная, но далеко не единственная составляющая организации НИД.
Для успешного осуществления исследовательской деятельности необходим ряд условий, важнейшими из которых, на наш взгляд, являются:
а) реализация исследовательского подхода в обучении, требующего прежде всего от педагога высокого профессионализма, методической и функциональной грамотности, мотивационной и психологической готовности к ведению совместной исследовательской деятельности и руководству ею;
б) развитие готовности учащихся к исследовательской деятельности, одним из путей которого может выступить система формирования исследовательской культуры школьников.
Обучение учащихся началам научного исследования возможно через различные организационные формы, но основной формой должен быть урок, так как именно на уроке закладываются, формируются и совершенствуются умения и навыки, в совокупности образующие инструмент познания, метод, позволяющий перейти от репродуктивного обучения набору знаний к реконструктивному обучению способам их получения.