Цели и задачи урока: повторение и углубление знаний по данной теме, решение качественных, экспериментальных и расчетных задач, задач исследовательского характера. Развитие ассоциативного мышления, воспитание уважительного отношения друг к другу, к точке зрения товарищей.
Ход урока:
I. Организационный этап
1. Формулировка цели и задач урока
2. Организация игры
Класс делится на команды по 5 человек. Играют команды по принципу телевизионной игры “Что? Где? Когда?” по круговой системе: не ответила команда на вопрос, садится за круглый стол другая команда и т.д.
Побеждает команда, которая выиграет большее количество очков. Максимальное количество очков – 6. Все учащиеся отвечают, решают задачи на отдельных листах и сдают помощникам, учащимся 10-го класса. По количеству правильных ответов в конце урока выставляется оценка каждому ученику. Помощники следят за ходом обсуждения “знатоками” вопросов, фиксируют активность ребят в заранее подготовленные таблицы и проводят конкурсы: “Нравится ли вопрос?”, “Самый результативный игрок сезона”.
Таблица 1.
Активность класса
п/п |
Список класса |
Номера вопросов |
||||
1 |
2 |
3 |
и т.д. |
итог |
||
1. | Алексеенко В. | + |
+ |
|||
2. | Богдан С. | + |
||||
и т.д. |
Таблица 2.
Самый результативный игрок
п/п |
Ф.И. учащегося |
Кол-во правильных ответов |
Команда 1 | ||
1. | Алексеенко В. | |
2. | Богдан С. | |
3. | Воробьев А. | |
4. | Кожухов Д. | |
5. | Кочина Д. | |
Команда 2 | ||
1. | ||
2. | И т.д. |
Таблица 3
Нравится ли вопрос?
п/п |
Вопрос |
Кол-во флажков |
1. | Апельсин | |
2. | Каракатица | |
3. | Лодка | |
4. | Басня Крылова | |
5. | 2 шарика и тележка | |
6. | Пушка | |
7. | Черный ящик | |
8. | Блицтурнир | |
9. | Пластилиновый шарик | |
10. | Мальчик и тележка | |
11. | Футболист | |
12. | Упругий удар | |
13. | Упаковка для елочный игрушек |
Для проведения данного конкурса (“Нравится ли вопрос?”), перед уроком каждому учащемуся выдается флажок. Если вопрос понравился, то учащийся поднимает флажок. Помощники подсчитывают количество поднятых флажков.
Вопросы для учащихся класса проецируются с помощью графопроектора на экран. Решения расчетных задач (для проверки решения) также высвечиваются на экране.
3. Повторение
На магнитной доске вывешен плакат, на котором оформлен опорный конспект:
Перед началом игры по вышеуказанному конспекту учитель повторяет с учащимися основные моменты данной темы.
II. Игра
Игру начинает команда, игрок которой первый ответит на вопрос жеребьёвки.
Примерные вопросы жеребьевки:
- Что означает слово “импульс” в переводе с латинского языка? (Толчок)
- Какой термин можно использовать вместо слова “импульс”? (Количество движения)
- Когда была введена в науку физическая величина “импульс тела”? (конец XVII века)
- Назовите единицу измерения импульса силы в системе СИ. (Нz с)
- Назовите единицу измерения импульса тела в системе СИ. (кгz м/с)
- Как направлен импульс тела?
Вопросы для игры:
1. “Апельсин” (вносят <Рисунок 1>). Почему апельсин, пробитый пулей, остался неподвижным, хотя он не закреплен и сила действия пули была достаточно большой? Ответ: время взаимодействия пули с апельсином мало из-за большой скорости движения пули, значит (изменение импульса) мало.
Рисунок 1
2. “Каракатица” (вносят <Рисунок 2>). На рисунке изображена морская каракатица. Объясните способ передвижения в различных направлениях этого морского животного. Ответ: у каракатиц, кальмаров, спрутов между головой и туловищем на брюшной стороне есть короткая конусообразная трубка а. Она сообщается с полостью в, расположенной между внешним покровом и самим телом. Полость через щель б заполняется водой. Затем, сокращением мускулов щель закрывается, и вода выталкивается с большой скоростью через воронку г. Наполнение полости водой и выталкивание водяной струи происходит ритмично. За счет реактивного действия струи жидкости каракатица перемещается. Животное может изменять направление движения за счет того, что может устанавливать воронку под разными углами к своему телу.
Рисунок 2
3. “Лодка” (вносят <Рисунок 3>). В немецком научно-популярном журнале указаны два способа использования энергии газовой струи для движения лодки, схематически изображенные на рисунке. Какой способ действеннее? Ответ: первый, при условии, что мех – достаточных размеров, и струя вытекает с большой скоростью. При вытекании струи воздуха в одну сторону, мехи, а, следовательно, и вся лодка, будут двигаться в противоположную сторону. Второй способ не может привести лодку в движение, так как струя вытекает вперед, лодка должна двигаться назад, но вращение ветряного двигателя будет тянуть лодку вперед – в итоге лодка будет покоиться.
Рисунок 3
“Басня Крылова”:
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись.
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там!
Вопрос: Почему воз и ныне там?
Ответ: по закону сохранения импульса: Р12 = Р3
5. “Два шарика и тележка” (экспериментальная задача)
На одинаковой высоте укреплены два желоба, по которым с одинаковой высоты скользят два одинаковых шарика.
Если скатывается:
1. Правый шарик – тележка приходит в движение;
2. Левый шарик – тележка приходит в движение;
3. Если скатываются оба сразу, то тележка остается в покое. Почему? Ответ: в первом и во втором случаях тележка получала импульс при взаимодействии с шариком. В случае, когда скатываются оба шарика сразу, горизонтальные проекции импульсов шариков равны и противоположны по знаку, а их сумма равна нулю, поэтому тележка была неподвижной.
6. “Пушка” (экспериментальная задача). На тележке укрепляется пробирка с небольшим количеством воды, плотно закрытая пробкой, и устанавливается спиртовка. Воду в пробирке доводят до кипения. Под действием давления пара пробка вылетает в одном направлении, а тележка приходит в движение в противоположном направлении. Сравните скорости вылета “снаряда” и отдачи “пушки”. Приборы: весы, набор гирь.
Ответ:
7. “Черный ящик”. В ящике находится физическое тело, с помощью которого можно продемонстрировать реактивное движение. Что находится в ящике? Ответ: воздушный шарик.
8. “Блицтурнир”: 1) Метеорит сгорает в атмосфере, не достигая поверхности Земли. Куда девается при этом его импульс? Ответ: передается молекулам воздуха. 2) Лютый враг нежно прижался щекой к прикладу и нажал курок. Пуля массой 10 г выскочила из винтовки и понеслась искать невинную жертву со скоростью 800 м/с. А винтовка в результате отдачи со скоростью 2 м/с послала врага в нокаут. Определите массу, сбившую с ног врага. Ответ: врага нокаутировало его собственное оружие массой 4 кг. Кто к нам, с чем придет, тот от того и упадет. 3) Белку с полными лапками орехов посадили на гладкий горизонтальный стол и толкнули по направлению к краю. Приближаясь к краю стола, белка, почувствовав опасность, предотвращает падение на пол. Каким образом? Ответ: бросает орехи вперед, сама движется противоположно.
9. “Пластилиновый шарик”. Пластилиновый шарик, массой 100 г, движущийся со скоростью 3 м/с, сталкивается со стенкой и останавливается. Найдите изменение импульса шарика.
10. “Мальчик и тележка”. Мальчик массой 20 кг, бегущий со скоростью 3 м/с вскакивает сзади на тележку массой 10 кг. Чему равна скорость платформы с мальчиком? Ответ:
11. “Футболист”. Футболист, ударив лежащий на поле мяч, массой 700 г, сообщает ему скорость 15 м/с. Считая длительность удара 0,02 с, определите среднюю силу удара.
12. “Упругий удар” (демонстрируется). Изменяется ли импульс системы? m1=m2
- “Упаковка для ёлочных игрушек”. Каково назначение мягкой упаковки для ёлочных игрушек? Ответ: для уменьшения
Ответ: нет,
III. Исторические паузы
Первая пауза. Выстрел из всякого оружия сопровождается отдачей. Старинные пушки после выстрела откатывались назад. В современных орудиях ствол укрепляется на лафете не жестко, а при помощи приспособлений, которые позволяют стволу отходить назад, затем пружины снова возвращают его на место. В автоматическом огнестрельном оружии явление отдачи используется для того, чтобы перезарядить оружие. При выстреле отходит только затвор. Он выбрасывает использованную гильзу, а затем пружины, возвращая его на место, вводят в ствол новый патрон. Этот принцип используется не только в пулеметах и автоматических пистолетах, но и в скоростных пушках.
Вторая пауза. “Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство” (К.Э. Циолковский). Сообщение о К.Э. Циолковском.
IV. Домашняя задача
(на смекалку)Находящийся в лодке человек, хочет определить её массу. Сможет ли он это сделать, если собственная масса ему известна, но ничем, кроме длинной веревки, он не располагает?
Решение: Пусть человек стоит на носу лодки (неподвижной), а затем начнет перемещаться. Согласно закону сохранения импульса , т.к. Fc можно пренебречь. Умножим на время прохождения от носа к корме: т.к. , где l – длина лодки, то
Нужно измерить длину лодки l и путь, пройденный лодкой в условных единицах.
Литература для учителя
- Перышкин А.В., Гутник Е.М. “Физика-9”, М: Дрофа, 2000
- Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Пономарева А.В. “Факультативный курс физики-8”, М: Просвещение, 1977
- Перельман Я.И. “Знаете ли вы физику?”, Д: ВАП, 1994
- Лансберг Г.С., Т.1 “Элементарный учебник физики”, М: Наука, 1985
- Газеты “Физика”, издательского дома “Первое сентября”
- Ланге В.Н. “Экспериментальные физические задачи на смекалку”, М: Наука, 1974