Практика работы в массовой школе с детьми с нарушением зрения говорит о том, что дети с глазной патологией испытывают трудности с письмом: быстро устают, движения руки становятся недостаточно координированными, не всегда получается правильное написание букв, цифр, часто теряется рабочая строка.
Вследствие этого не все дети укладываются в общий темп работы класса. Неподготовленность к письму, неразвитость двигательной координации, зрительного восприятия вызывают у них напряжение, состояние тревоги. Поэтому работа по подготовке детей к письму должна начинаться задолго до поступления в школу.
Что же такое письмо?
Письмо есть знаковая система фиксации речи. Собственно письмо включает ряд специальных операций:
- Анализ звукового состава слова;
- Перевод фонем (слышимых звуков) в графемы, т.е. в зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения их элементов;
- “Перешифровка” зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи (графемы переводятся в кинемы).
Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.
При патологии зрительного анализатора у детей нарушается процесс зрительного восприятия. Зрительное восприятие - это сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию.
Основой этой системной деятельности являются первичные сенсорные процессы, происходящие в зрительном анализаторе.
Качество различимости признаков объектов оказывает существенное влияние на формирование перцептивной структуры образа.
При нормальном зрении в процессе формирования и опознания зрительного образа со свойствами предметности, целостности и константности сочетаются последовательные (сукцесивные) и одномоментные (симультанные) компоненты. При нарушениях зрения формирование и опознание зрительных образов имеет особую специфику. Ухудшение различимости одного или нескольких признаков объектов задерживает их синтез, требующийся для опознания по “целостному эталону” (М.С.Шехтер, 1981). Неодинаковое по качеству и скорости различение информативных признаков приводит к нарушению одномоментного опознания. Отсутствие одновременности сенсорного отражения информативных признаков объектов сопровождается затруднениями и замедлением формирования целостных образов.
Русское письмо относится к алфавитным системам письма.
Алфавит (буквы) - это своего рода сенсорные эталоны. Поэтому работу по знакомству с буквами предлагаю вести, так же как работу по формированию сенсорных эталонов.
Формирование сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения ведется по трем основным направлениям (стратегиям):
- Зрительный поиск ребенком заданного элемента (в нашем случае буквы) в системе эталонов по образцу, находящемся в поле зрения;
- Зрительный поиск эталона по представлению;
- Формирование устойчивой связи между эталоном и словом (между зрительным образом буквы и ее названием).
Включает следующие виды работ:
- Зрительное опознание изображений с усиленными признаками.
- Знакомство с буквами через игровые приемы для создания зрительного образа буквы (стихи, загадки, буквы – позы, буквы - пальцы);
- Буквы из наждачной бумаги, подключаем тактильные ощущения. Далее можно предложить опознание с закрытыми глазами.
- Зрительное опознание объемных и плоскостных объектов, и их соотнесение
- “Чудесный мешочек” объемные буквы.
- Способность узнавать буквы независимо от пространственного положения, затрудняющего фактора (“помехи”).
- Опознание букв, написанных разным шрифтом;
- Указать правильно написанную букву рядом с ее зеркальным изображением;
- Назвать букву, перечеркнутую дополнительными штрихами;
- Выделить буквы наложенные друг на друга;
- Определить буквы в неправильном положении;
- Определить различия сходных букв, отличающихся лишь одним элементом;
- Определить различия сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, различно расположенных в пространстве;
- Способность восстанавливать пространственную структуру целого изображения, разделенного на части, по образцу.
- Игра “Составь букву” (из двух половинок);
- Дополнить недостающий элемент в букве по речевой инструкции;
- Переделать букву из одной в другую, добавляя недостающий элемент;
- Сконструировать буквы печатного шрифта из элементов букв по образцу.
- Зрительно-моторные координации.
Это самые сложные операции для детей со зрительной патологией. Дети допускают много ошибок (переворачивают буквы, “зеркальное” письмо), потому развитие зрительно-моторных координации рассмотрим подробнее.
Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы ребенка тесно связано с момента его рождения. Исследования В.П.Зинченко и А.Г.Рузской показали, что если в первые месяцы жизни ребенка движения рук и ног учат его видеть предметы, фиксировать его внимание на движущемся объекте, то к 5-6 мес. соотношение зрения и двигательной сферы изменяется. Глаз начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности.
Именно поэтому двигательная сфера детей с нарушением зрения, чаще запаздывает в развитии, в координации движений, их точности, т.к. нарушенное зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль за движениями. При этом у детей с нарушением зрения наблюдается некоторые специфические особенности развития двигательной сферы. У них чаще, чем у нормально видящих, можно наблюдать отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений. А это естественно не может не сказаться на координации, согласованности действия рук и глаз.
В исследованиях МИ. Земцовой подчеркивается, что для детей с глубокими нарушениями зрения характерна нескоординированность зрительно-двигательных функций, нарушение микроориентирования и ослабленность различных групп мышц.
Дети, страдающие содружественным косоглазием и амблиопией, имеют разную этиологию, но их всех объединяет поражение зрительной и глазодвигательной системы, вызывающее периодическое или постоянное отклонение глазного яблока. Поэтому вся система медико-педагогической коррекции должна быть направлена на формирование у детей синхронности действия руки и глаза в различных видах деятельности. Т.е. им необходима помощь в формировании сложной психологической системы межфункциональных связей, получение точной сенсорной информации, обеспечивающей формирование двигательной сферы, контроль за ее функционированием. Все это и должно определять зрительно-двигательную скоординированность в работе рук и глаз, т.е. создается та психологическая система, о которой говорил Л.С. Выгодский в своих работах: возникают сложные связи между отдельными функциями в процессе развития, которые в процессе же развития изменяются и создают новые структуры.
Однако у детей с амблиопией и косоглазием формируется сложная и своеобразная психологическая система, т.к. она включает иные связи между нарушенными и нормально развивающимися функциями, поскольку в ее структуру будут входить формирующиеся компенсаторные процессы.
Детям с амблиопией и косоглазием необходимо помочь преодолеть дефицит целенаправленных действий, что положительно сказывается на функциональных свойствах самого зрительного аппарата и координированных действиях его мышц с мышцами пальцев руки.
Первым необходимым средством координации являются упражнения для укрепления и восстановления работы мышц глаза для всех детей, страдающих амблиопией и косоглазием. Поэтому необходимо включение в работу по развитию зрительно-моторной координации с детьми с нарушением зрения специальных зрительно-восстановительных комплексов (гимнастика для глаз).
Мышечные возможности руки ребенка так же, как и мышцы глаза, требуют особой тренировки и коррекции.
Этап конструирования букв является особо важным, т.к. в формировании образа участвуют зрительные, мышечные и осязательные чувства, а при их произношении слуховой анализатор.
Используем следующие виды работ:
- Выкладывание букв из мозаики, конструктора, палочек, косточек;
- Лепка букв из пластилина;
- Штриховка букв, раскрашивание;
- Вышивание букв.
Конспект занятия по предупреждению оптической дисграфии у детей с нарушением зрения.
Тема: Путешествие в Буквоград.
Цель: закрепление в памяти графического изображения букв с правосторонним и левосторонним написанием, умения узнавать букву по характерным элементам. Воссоздавать целый графический образ букв.
Оборудование: кукла Звукознайкин, тренажёр Базарного, панно “Озеро с островками”, панно “Парламент”, таблица для чтения, тренажёр для пальчиковой гимнастики “Волшебные ладошки”, тетради, ручки, зеркало, буквы пластмассовые.
Ход занятия
1. Оргмомент.
- Сообщение темы.
К детям в гости приходит Звукознайкин и просит выручить его друзей. В Буквограде где живут буквы, случилась беда, буквы перепутались. Необходимо буквам занять свои места.
- Гимнастика мозга. Упражнение “Умная (думающая) шляпа”.
Цель: активизирует процесс мышления, развивает межполушарные связи, позволяет быть внимательным, всё запоминать.
Задание. Потереть ладони друг о друга, взять воображаемую шляпу обеими руками. Затем медленно одеть на голову. Массажировать уши под счёт до 8 сверху вниз 2-3 раза, большой палец впереди.
Детям предлагается надеть воображаемую шляпу, которая поможет им справиться с любыми трудностями.
2. Зрительная гимнастика.
Тренажёр Базарного (Рисунок 1)
Рисунок 1
Цели. Способствует улучшению координации движения глаз, развитию сложных движений. Снимает статическое напряжение с мышц глаз. Улучшает кровообращение.
Задание. Детям предлагается изучить маршрут их путешествия в Букваград, прослеживая глазами по указанному направлению.
По маршруту дети двигаются на “поезде” (цепочкой, держась за локти друг друга) за логопедом, произнося звук “Ч” и делая соответствующие движения руками.
3. Панно “Озеро с островками”
(Рисунок 2).
На пути путешественников озеро, чтобы попасть в Буквоград, необходимо перебраться на другую сторону.
Задание. Из воды торчат буквы-островки. По ним надо перебраться с одного берега на другой. Но не все островки надёжные. Некоторые из них переворачиваются. Если торчащий из воды островок и его зеркальное отражение образуют букву – это надёжный остров, если нет – на него не надо наступать.
Далее дети “летят на самолёте”. Двигаются за логопедом, руки в стороны, произнося звук “Л”.
4. Панно “Буквоград. Парламент”
(Рисунок 3).
В Буквограде всё перемешалось, буквы не могут занять свои места в Парламенте.
Задание. Помочь буквам занять свои места.
Центр: буквы, которые “смотрят” прямо (буквы у которых есть ось симметрии)
А, Д, Ж, Л, М, Н, О, П, Т, Ф, Ш, Х.
Правые: буквы, которые “смотрят” вправо.
Б, В, Г, Е, Ё, К, Р, С, Ц, Ц, Щ, Ь, Ъ, Ы, Ю.
Левые: буквы, которые “смотрят” влево.
У, З, Э, Я, Ч.
5.Чтение слов по таблице
(Рисунок 4).
Буквы предлагают детям выполнить задание, которое они для них приготовили.
6. Физкультминутка. Речь с движением.
По прочитанным словам дети вспоминают потешку-стихотворение, а потом рассказывают его и показывают руками.
В нашей |
избушке |
петух |
поёт |
Руки к себе |
руки “домиком” над головой |
большой и указательный пальцы – “клювик”, остальные гребешок |
“клюв” раскрыть. |
Мышка |
норушка |
избушку |
метёт |
Ладошки вместе, большие пальцы поднять |
сделать двумя ладошками горсточку |
руки над головой “домиком” |
поболтать кистью |
Кошка |
на окошке |
штанишки |
шьёт |
Ручки “ушками” над головой |
ладони под подбородком |
большие пальцы соединить, остальные - вниз |
движение “иголкой” |
Курочка |
на печке |
горшки |
скребёт |
Большие пальцы - “клювик”, остальные - маленький “гребешок” |
кулачок на кулачок - “печная труба” |
ладошками сделать глубокую горсточку |
Поцарапать “коготками” |
7. Игра “Найди свою тетрадь”
(Рисунок 5).
Озорные буквы зашифровали имена детей на тетрадях.
Задание: Каждый ребёнок должен найти свою тетрадь.
Дети с тетрадями проходят за столы.
8. Пальчиковая гимнастика “Прогулка” на тренажёре “Волшебные ладошки”
(Рисунок 6)
(Рисунки 7).
Вышли пальчики гулять |
Ритмичные движения больших пальцев по тренажёру. |
А вторые – догонять |
Ритмичные движения указательных пальцев. |
Третьи пальчики – бегом |
Движения средних пальцев в быстром темпе. |
А четвёртые – пешком |
Медленное движение безымянных пальцев. |
Пятый пальчик поскакал |
Ритмичные касания мизинцами. |
Поскользнулся и упал. |
Удар кистями рук по тренажёру. |
9. Кроссворд “Кошки – мышки”.
Задание. Вписать, буквы в свободные клеточки кроссворда, чтобы получились слова.
По мере печатания логопед следит за осанкой детей. Оказывает помощь детям, у которых возникают трудности в выполнении задания. После выполнения задания дети называют слова, придуманные ими.
10. Итог.
Звукознайкин благодарит детей за помощь его друзьям Буквам, за хорошие знания, которые они показывали в течение года, и вручает дипломы выпускников.