Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения

Разделы: Работа с дошкольниками


Практика работы в массовой школе с детьми с нарушением зрения говорит о том, что дети с глазной патологией испытывают трудности с письмом: быстро устают, движения руки становятся недостаточно координированными, не всегда получается правильное написание букв, цифр, часто теряется рабочая строка.

Вследствие этого не все дети укладываются в общий темп работы класса. Неподготовленность к письму, неразвитость двигательной координации, зрительного восприятия вызывают у них напряжение, состояние тревоги. Поэтому работа по подготовке детей к письму должна начинаться задолго до поступления в школу.

Что же такое письмо?

Письмо есть знаковая система фиксации речи. Собственно письмо включает ряд специальных операций:

  1. Анализ звукового состава слова;
  2. Перевод фонем (слышимых звуков) в графемы, т.е. в зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения их элементов;
  3. “Перешифровка” зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи (графемы переводятся в кинемы).

Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.

При патологии зрительного анализатора у детей нарушается процесс зрительного восприятия. Зрительное восприятие - это сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию.

Основой этой системной деятельности являются первичные сенсорные процессы, происходящие в зрительном анализаторе.

Качество различимости признаков объектов оказывает существенное влияние на формирование перцептивной структуры образа.

При нормальном зрении в процессе формирования и опознания зрительного образа со свойствами предметности, целостности и константности сочетаются последовательные (сукцесивные) и одномоментные (симультанные) компоненты. При нарушениях зрения формирование и опознание зрительных образов имеет особую специфику. Ухудшение различимости одного или нескольких признаков объектов задерживает их синтез, требующийся для опознания по “целостному эталону” (М.С.Шехтер, 1981). Неодинаковое по качеству и скорости различение информативных признаков приводит к нарушению одномоментного опознания. Отсутствие одновременности сенсорного отражения информативных признаков объектов сопровождается затруднениями и замедлением формирования целостных образов.

Русское письмо относится к алфавитным системам письма.

Алфавит (буквы) - это своего рода сенсорные эталоны. Поэтому работу по знакомству с буквами предлагаю вести, так же как работу по формированию сенсорных эталонов.

Формирование сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения ведется по трем основным направлениям (стратегиям):

  1. Зрительный поиск ребенком заданного элемента (в нашем случае буквы) в системе эталонов по образцу, находящемся в поле зрения;
  2. Зрительный поиск эталона по представлению;
  3. Формирование устойчивой связи между эталоном и словом (между зрительным образом буквы и ее названием).

Включает следующие виды работ:

  1. Зрительное опознание изображений с усиленными признаками.
    • Знакомство с буквами через игровые приемы для создания зрительного образа буквы (стихи, загадки, буквы – позы, буквы - пальцы);
    • Буквы из наждачной бумаги, подключаем тактильные ощущения. Далее можно предложить опознание с закрытыми глазами.
  2. Зрительное опознание объемных и плоскостных объектов, и их соотнесение
    • “Чудесный мешочек” объемные буквы.
  3. Способность узнавать буквы независимо от пространственного положения, затрудняющего фактора (“помехи”).
    • Опознание букв, написанных разным шрифтом;
    • Указать правильно написанную букву рядом с ее зеркальным изображением;
    • Назвать букву, перечеркнутую дополнительными штрихами;
    • Выделить буквы наложенные друг на друга;
    • Определить буквы в неправильном положении;
    • Определить различия сходных букв, отличающихся лишь одним элементом;
    • Определить различия сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, различно расположенных в пространстве;
  4. Способность восстанавливать пространственную структуру целого изображения, разделенного на части, по образцу.
    • Игра “Составь букву” (из двух половинок);
    • Дополнить недостающий элемент в букве по речевой инструкции;
    • Переделать букву из одной в другую, добавляя недостающий элемент;
    • Сконструировать буквы печатного шрифта из элементов букв по образцу.
  5. Зрительно-моторные координации.

Это самые сложные операции для детей со зрительной патологией. Дети допускают много ошибок (переворачивают буквы, “зеркальное” письмо), потому развитие зрительно-моторных координации рассмотрим подробнее.

Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы ребенка тесно связано с момента его рождения. Исследования В.П.Зинченко и А.Г.Рузской показали, что если в первые месяцы жизни ребенка движения рук и ног учат его видеть предметы, фиксировать его внимание на движущемся объекте, то к 5-6 мес. соотношение зрения и двигательной сферы изменяется. Глаз начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности.

Именно поэтому двигательная сфера детей с нарушением зрения, чаще запаздывает в развитии, в координации движений, их точности, т.к. нарушенное зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль за движениями. При этом у детей с нарушением зрения наблюдается некоторые специфические особенности развития двигательной сферы. У них чаще, чем у нормально видящих, можно наблюдать отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений. А это естественно не может не сказаться на координации, согласованности действия рук и глаз.

В исследованиях МИ. Земцовой подчеркивается, что для детей с глубокими нарушениями зрения характерна нескоординированность зрительно-двигательных функций, нарушение микроориентирования и ослабленность различных групп мышц.

Дети, страдающие содружественным косоглазием и амблиопией, имеют разную этиологию, но их всех объединяет поражение зрительной и глазодвигательной системы, вызывающее периодическое или постоянное отклонение глазного яблока. Поэтому вся система медико-педагогической коррекции должна быть направлена на формирование у детей синхронности действия руки и глаза в различных видах деятельности. Т.е. им необходима помощь в формировании сложной психологической системы межфункциональных связей, получение точной сенсорной информации, обеспечивающей формирование двигательной сферы, контроль за ее функционированием. Все это и должно определять зрительно-двигательную скоординированность в работе рук и глаз, т.е. создается та психологическая система, о которой говорил Л.С. Выгодский в своих работах: возникают сложные связи между отдельными функциями в процессе развития, которые в процессе же развития изменяются и создают новые структуры.

Однако у детей с амблиопией и косоглазием формируется сложная и своеобразная психологическая система, т.к. она включает иные связи между нарушенными и нормально развивающимися функциями, поскольку в ее структуру будут входить формирующиеся компенсаторные процессы.

Детям с амблиопией и косоглазием необходимо помочь преодолеть дефицит целенаправленных действий, что положительно сказывается на функциональных свойствах самого зрительного аппарата и координированных действиях его мышц с мышцами пальцев руки.

Первым необходимым средством координации являются упражнения для укрепления и восстановления работы мышц глаза для всех детей, страдающих амблиопией и косоглазием. Поэтому необходимо включение в работу по развитию зрительно-моторной координации с детьми с нарушением зрения специальных зрительно-восстановительных комплексов (гимнастика для глаз).

Мышечные возможности руки ребенка так же, как и мышцы глаза, требуют особой тренировки и коррекции.

Этап конструирования букв является особо важным, т.к. в формировании образа участвуют зрительные, мышечные и осязательные чувства, а при их произношении слуховой анализатор.

Используем следующие виды работ:

  • Выкладывание букв из мозаики, конструктора, палочек, косточек;
  • Лепка букв из пластилина;
  • Штриховка букв, раскрашивание;
  • Вышивание букв.

Конспект занятия по предупреждению оптической дисграфии у детей с нарушением зрения.

Тема: Путешествие в Буквоград.

Цель: закрепление в памяти графического изображения букв с правосторонним и левосторонним написанием, умения узнавать букву по характерным элементам. Воссоздавать целый графический образ букв.

Оборудование: кукла Звукознайкин, тренажёр Базарного, панно “Озеро с островками”, панно “Парламент”, таблица для чтения, тренажёр для пальчиковой гимнастики “Волшебные ладошки”, тетради, ручки, зеркало, буквы пластмассовые.

Ход занятия

1. Оргмомент.

  • Сообщение темы.

К детям в гости приходит Звукознайкин и просит выручить его друзей. В Буквограде где живут буквы, случилась беда, буквы перепутались. Необходимо буквам занять свои места.

  • Гимнастика мозга. Упражнение “Умная (думающая) шляпа”.

Цель: активизирует процесс мышления, развивает межполушарные связи, позволяет быть внимательным, всё запоминать.

Задание. Потереть ладони друг о друга, взять воображаемую шляпу обеими руками. Затем медленно одеть на голову. Массажировать уши под счёт до 8 сверху вниз 2-3 раза, большой палец впереди.

Детям предлагается надеть воображаемую шляпу, которая поможет им справиться с любыми трудностями.

2. Зрительная гимнастика.

Тренажёр Базарного (Рисунок 1)

image1.jpg (13753 bytes)

Рисунок 1

Цели. Способствует улучшению координации движения глаз, развитию сложных движений. Снимает статическое напряжение с мышц глаз. Улучшает кровообращение.

Задание. Детям предлагается изучить маршрут их путешествия в Букваград, прослеживая глазами по указанному направлению.

По маршруту дети двигаются на “поезде” (цепочкой, держась за локти друг друга) за логопедом, произнося звук “Ч” и делая соответствующие движения руками.

3. Панно “Озеро с островками”

image2.jpg (40436 bytes)

(Рисунок 2).

На пути путешественников озеро, чтобы попасть в Буквоград, необходимо перебраться на другую сторону.

Задание. Из воды торчат буквы-островки. По ним надо перебраться с одного берега на другой. Но не все островки надёжные. Некоторые из них переворачиваются. Если торчащий из воды островок и его зеркальное отражение образуют букву – это надёжный остров, если нет – на него не надо наступать.

Далее дети “летят на самолёте”. Двигаются за логопедом, руки в стороны, произнося звук “Л”.

4. Панно “Буквоград. Парламент”

image3.jpg (36695 bytes)

(Рисунок 3).

В Буквограде всё перемешалось, буквы не могут занять свои места в Парламенте.

Задание. Помочь буквам занять свои места.

Центр: буквы, которые “смотрят” прямо (буквы у которых есть ось симметрии)

А, Д, Ж, Л, М, Н, О, П, Т, Ф, Ш, Х.

Правые: буквы, которые “смотрят” вправо.

Б, В, Г, Е, Ё, К, Р, С, Ц, Ц, Щ, Ь, Ъ, Ы, Ю.

Левые: буквы, которые “смотрят” влево.

У, З, Э, Я, Ч.

5.Чтение слов по таблице

image4.jpg (40764 bytes)

(Рисунок 4).

Буквы предлагают детям выполнить задание, которое они для них приготовили.

6. Физкультминутка. Речь с движением.

По прочитанным словам дети вспоминают потешку-стихотворение, а потом рассказывают его и показывают руками.

В нашей

избушке

петух

поёт

Руки к себе

руки “домиком” над головой

большой и указательный пальцы – “клювик”, остальные гребешок

“клюв” раскрыть.

Мышка

норушка

избушку

метёт

Ладошки вместе, большие пальцы поднять

сделать двумя ладошками горсточку

руки над головой “домиком”

поболтать кистью

Кошка

на окошке

штанишки

шьёт

Ручки “ушками” над головой

ладони под подбородком

большие пальцы соединить, остальные - вниз

движение “иголкой”

Курочка

на печке

горшки

скребёт

Большие пальцы - “клювик”, остальные - маленький “гребешок”

кулачок на кулачок - “печная труба”

ладошками сделать глубокую горсточку

Поцарапать “коготками”

7. Игра “Найди свою тетрадь”

image5.jpg (29491 bytes)

(Рисунок 5).

Озорные буквы зашифровали имена детей на тетрадях.

Задание: Каждый ребёнок должен найти свою тетрадь.

Дети с тетрадями проходят за столы.

8. Пальчиковая гимнастика “Прогулка” на тренажёре “Волшебные ладошки”

image6.jpg (38456 bytes)

(Рисунок 6)

image7.jpg (23199 bytes)

(Рисунки 7).

Вышли пальчики гулять

Ритмичные движения больших пальцев по тренажёру.

А вторые – догонять

Ритмичные движения указательных пальцев.

Третьи пальчики – бегом

Движения средних пальцев в быстром темпе.

А четвёртые – пешком

Медленное движение безымянных пальцев.

Пятый пальчик поскакал

Ритмичные касания мизинцами.

Поскользнулся и упал.

Удар кистями рук по тренажёру.

9. Кроссворд “Кошки – мышки”.

Задание. Вписать, буквы в свободные клеточки кроссворда, чтобы получились слова.

По мере печатания логопед следит за осанкой детей. Оказывает помощь детям, у которых возникают трудности в выполнении задания. После выполнения задания дети называют слова, придуманные ими.

10. Итог.

Звукознайкин благодарит детей за помощь его друзьям Буквам, за хорошие знания, которые они показывали в течение года, и вручает дипломы выпускников.