Урок: "Мир вокруг нас на тему: Экологическая безопасность". 3-й класс (1–4)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: познакомить детей с терминами «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «эколог»; развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать своё мнение.

ЗАДАЧИ УРОКА:

1. Познавательные:

· Активизировать и обогатить субъективный опыт учащихся об окружающей среде, формируя новые понятия: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «эколог».

Развивающие

· На основе выявления индивидуальных особенностей учащихся развивать индивидуальность: индивидуальные познавательные способности, творческую активность.

Воспитательные

· Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, к собственному здоровью и здоровью окружающих;
· Способствовать воспитанию коммуникативной направленности личности.

Ход урока.

I. ВВЕДЕНИЕ

Класс оформлен в виде космического пространства (на информационном поле развешаны изображения планет, Солнца)

Дети под музыку (группа «Спейс») заходят в класс, встают в круг перед доской.

Учитель: - Где мы с вами оказались?

Дети: - Мы находимся в космическом пространстве, потому что мы видим планеты, солнце и звучит космическая музыка.

Учитель: - Возникал ли у вас вопрос: Как образуются планеты?

Дети: - Да (мнения учащихся).

Учитель: - Гипотез образования планет несколько. Современные учёные предполагают, что Солнце и планеты возникли одновременно из межзвёздного вещества пыли и газа. Это вещество сжималось (в руках у учителя большой воздушный шар (голубой), внутри 9 маленьких шаров (оранжевые и синие), с названием планет и один шар (красный) - Солнце. Шары надуты гелием. Учитель сжимает шар, он лопается, и появляются маленькие шары. Затем расползлось на несколько сгустков, один из которых дал начало Солнцу. Вокруг него возникло вращающееся газово-пылевое облако, из сгустков которого образовались планеты, в том числе и наша Земля.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО.

А) ИГРА «РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ».

Учитель:- Разделите планеты на группы.

Дети: - 1 группа: планеты-гиганты (шары оранжевого цвета): Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон - самая маленькая и близкая по своим свойствам к планетам земной группы.

2 группа: планеты земной группы (шары синего цвета). Земную группу образуют четыре планеты: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Самая крупная планета из этой группы - Земля.

Учитель: - Молодцы! Займите свои места. Продолжаем путешествие по космосу.

Посмотрите, как выглядит планета Земля (мультимедиа: изображение планеты из космоса). Какая она, наша планета?

Дети: - Земля имеет форму шара, она голубого цвета. Космонавты с любовью называют Землю «Голубая планета».

Учитель: - Почему она такая голубая?

Дети: - На Земле много воды.

- Она имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придаёт планете голубой цвет.

Учитель: - Молодцы! Да, Земля – уникальная планета. В настоящее время только на ней обнаружена ЖИЗНЬ. Существованию жизни на Земле способствует ряд её особенностей:

  • Расстояние от Солнца.
  • Скорость вращения вокруг своей оси.
  • Наличие атмосферы (воздуха), гидросферы (воды).

Итак, на планете Земля есть жизнь. Наш космический корабль совершает посадку.

Б). КРОССВОРД

Без чего невозможна жизнь на Земле, вспомним, разгадав кроссворд.

  1. Смесь многих газов, а в основном азота, кислорода, углекислого газа. (Воздух)
  2. Вещество, которое существует на нашей планете в трёх состояниях. (Вода).
  3. Верхний плодородный слой земли. (Почва).

Солнце, воздух, вода и почва-это условия, без которых невозможна жизнь на нашей планете.

  1. Листопадное хвойное дерево. (Лиственница).
  2. Красавица русского леса. (Берёза).
  3. Лиственница, берёза и др. растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. При каком процессе жизнедеятельности растений это происходит? (Питание).

Учитель: - Какое итоговое слово у нас получилось?

Дети: - БЕЗОПАСНОСТЬ.

III. УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

А). БЕСЕДА.

Учитель: - Как вы понимаете слово безопасность?

Дети: - Безопасность – это защита от опасности.

Учитель: - Какие опасности могут угрожать жизни и здоровью человека в природе?

Дети: - Ядовитые растения и грибы, загрязнённая окружающая среда и т.д.

Учитель: - Сегодня на уроке мы узнаем, как уберечь себя от загрязнённой окружающей среды.

 

Тема урока: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

Учитель: - Природа переживает немалые потрясения. Часто звучат слова:

  • НЕБЛАГОПРИЯТНАЯ ЭКОЛОГИЯ
  • ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС
  • ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА

- Эту опасность изучает наука экология («Экос» - дом, «логос»- учение), наука о нашем общем доме.

Что изучает наука экология?

Дети: - Экология – наука, изучающая жизнь различных организмов в окружающей среде. Экология изучает как растения и животные, включая людей, живут вместе и как влияют друг на друга и на окружающую среду.

Учитель: - Внимательно послушайте рассказ ученика и задумайтесь, как человек влияет на окружающую среду (звучит рассказ в аудио записи, текст рассказа у учащихся на партах перед глазами). Найдите ошибки поведения детей в лесу.

Дети: - Перечисляют ошибки, доказывают.

Б). РАБОТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНАЖЁРА.

Учитель: - Приглашаю вас в лес прогуляться, не нарушая тишины.

Дети: Встают, выполняют упражнения глазами (на тренажёре стрелки оформлены рисунками к стихотворению).

Учитель:

Бежит тропинка через лес,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг
Да по колено травы…
Зелёный лес, могучий лес…
Он полон сказок и чудес!

Учитель: - Чистота воздуха в лесу во многом зависит от «Здоровья леса». А зависит ли «здоровье» леса от чистоты воздуха?

Дети: - Да… Воздух необходим животным, растениям…

Учитель: - Знаете ли вы, кто следит за наведением и поддержанием порядка в окружающей среде?

Дети: - Лесник, любители природы, специалисты.

Учитель: - Специалист-эколог, не допускающий загрязнения окружающей среды. Хотя экологи следят за окружающей средой, всё-таки проблема загрязнения окружающей среды существует, и загрязняющие вещества попадают в организм человека.

Как поступают загрязняющие вещества в организм человека? Рассмотрим схему (на доске) см. рис.1

Рис. 1

- Назовите источники загрязнения воздуха, воды, продуктов питания?

Дети: - Промышленные предприятия, транспорт, мусор…

Учитель: - Назовите возможные источники загрязнения в нашем городе.

Дети: - Дым из печей, выхлопные газы, предприятия (ТЭЦ, Кондитерская фабрика, котельные и т.д.)

В). РАБОТА ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ (КАРТИНКИ В УГЛАХ КАБИНЕТА) см. рис. 2

Учитель: - С помощью рисунков составьте рассказ о том, как загрязнение окружающей среды влияет на здоровье человека.

Дети: - Предприятие выбрасывало отходы в реку. Река стала грязной. Рыбак поймал рыбу в этой реке, приготовил обед, наелся и заболел, потому что в организм человека попали вредные вещества. (Из второго комплекта сюжетных картинок составляется цепь загрязнения по рассказу учащихся).

Учитель: - Внимательно посмотрите, как двигались вредные вещества?

Дети: - Друг за другом. Движутся по цепочке.

Учитель: - Эту цепочку экологи называют ЦЕПЬЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ.

IV. ОБОБЩЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

А). РАБОТА С «БЕГУЩИМИ ОГОНЬКАМИ».

Работа в группах.( С помощью бегущих огоньков класс делится на группы)

1,3,5 группы с помощью слов составляют цепь загрязнения. Остальные (2,4,6 группы) рисуют цепь загрязнения.

ЧЕЛОВЕК СЖИГАЕТ ЛИСТЬЯ -a ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА a ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Проверка. Оценивание (словесное).

Вывод: Человек вынужден дышать загрязнённым воздухом, пить загрязнённую воду, использовать продукты питания, в которых содержатся вредные вещества.

Учитель: - Можно ли при этом оставаться здоровым?

Дети: - НЕТ.

Учитель: - Поэтому каждому человеку необходимо соблюдать не только правила личной гигиены, но и ПРАВИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Б). РАБОТА В ПАРАХ.

(У учащихся на рабочих местах «секретики»)

Учитель: - Найдите секретик - правило, попробуйте сами восстановить пропущенные слова так, чтобы получилось правило экологической безопасности.

В помощь можно воспользоваться учебником с.31-33 (А.А. Плешаков, 2004г)

1.________ стой вблизи _______________ с работающим двигателем.
2. _______ оставайся в закрытом гараже во время работы _____________.
3. ____ходи по туннелям, где___________ особенно загрязнен.
4. Разводи _______________________, которые очищают воздух.
5. Не стой рядом с _______________ людьми.
6. Нельзя купаться в ___________________.
7. Пей только_______________ воду.
8. ________ могут быть кислотными, поэтому во время ________ старайся не гулять без головного убора.
9. Не собирай ________, __________,__________, вблизи свалок, заводов, дорог.
10. Перед _______________ мой фрукты и овощи только ________________ водой.
11. Не ешь ___________, у которых истек срок _______________.

Дети: Выходят к доске по цепочке, озвучивают составленное правило, помещают в нужную группу.

ВОЗДУХ     ВОДА     ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

Проверка.

Учитель: - Мы вывели правила экологической безопасности, которые следует выполнять.

А сейчас прочитай и добавь словечко.

Экологическая безопасность-это защита от вредного воздействия окружающей среды.

В). ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.

Итоговый тест по теме.

Что такое цепь загрязнения?

В). Загрязняющие вещества попадают в реки.
Б). Загрязняющие вещества попадают в организм растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания.

Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды?

Е). Через воздух, воду, продукты питания.
Ж). Через воздух, воду, почву.

Что такое экологическая безопасность?

П). Как растения, животные и люди живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду.
Р). Экологическая безопасность-это защита от вредного действия загрязнённой окружающей среды.

Как можно защититься от загрязнённого воздуха?

Д). Отойти в сторону.
Е). Не задерживаться в тех местах, где грязный воздух.

Как защититься от загрязнённой воды?

В). Не пей грязную воду.
Г). Пей только кипячёную воду.

Какие правила личной экологической безопасности связаны с продуктами питания?

З). Промывай овощи и фрукты.
И). Пользуйся экологически чистыми продуктами.

Взаимопроверка (одна ошибка-«4», без ошибок-«5», выставляются только положительные отметки). Кто испытал затруднения, возьмите домой тесты и поработайте с учебником (с.29-31).

Проверка.

Учитель:- Какое слово в итоге получилось?

Дети: - БЕРЕГИ…

Учитель: - Продолжи фразу.

Дети:

Береги лес!
Береги природу!
Береги планету!

V. ИТОГ УРОКА.

А). РАБОТА С СЕНСОРНЫМИ КРЕСТАМИ.

(на крестах расположены слова и словосочетания)

Игра «Составь фразу».

1.ЗЕМЛЯ- 2.НАШ ДОМ 3.БЕРЕЖЕМ ДОМ- 4.БЕРЕЖЕМ ЗДОРОВЬЕ.

Учитель: - Наш дом-планета Земля, береги нашу планету. Дома я предлагаю вам написать сочинение на тему «Береги нашу планету!»

Б). РЕФЛЕКСИЯ

Учитель: - Кто принял решение для себя всегда выполнять правила экологической безопасности – прикрепите на планету Земля (на доске изображение Земли) цветок красного цвета, кто не уверен, что будет полностью выполнять эти правила, ваш цветок белого цвета, для тех, кто решил, вообще не подчинятся правилам, для вас жёлтые цветы.

Учащиеся украшают планету цветами. (Звучит «Вальс цветов»).

Здоровьесберегающая среда, формы, методы и приёмы обучения содействуют становлению и развитию личности, формированию положительной Я – концепции каждого ребёнка

итература:

  1. Т.И. Тарабарина, Е,И. Соколова. «И учеба, и игра: природоведение» Ярославль: «Академия развития» 1997.
  2. Кульневич С. В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе (Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителя начальных классов, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: ТИ «Учитель», 2002.
  3. Я познаю мир: Дет. Энциклопедия: Растения. / Сост. Л.А.Багрова. Под общ. Ред. О. Г. Хинн. – М.: ТКО «АСТ», 1995.
  4. Я познаю мир. Дет. Энциклопедия: Животные. / Сост. П.Р.Ляхов. Под общ. Ред. О. Г. Хинн. – М.: ТКО «АСТ», 1995.
  5. Что такое? Кто такой? В 3 т. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
  6. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 112 с.