В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство. Как в такой ситуации научить детей умению самостоятельно мыслить, анализировать, делать свои выводы (пусть порой и ошибочные). Как построить обучение так, чтобы ученики не боялись ошибиться и умели все логично объяснить, обосновать? Конечно, существует масса методических приемов и дидактических методов, позволяющих творческому педагогу вовлекать учащихся в учение.
Работая по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова, учащиеся прогимназии c первого класса осваивают главный метод работы на уроке – поисково-исследовательский. Поисково-исследовательский характер учебной деятельности способствует нахождению удачного пути к научно-исследовательской деятельности учащихся. Исследование подводит к одной из сложнейших категорий современности – понятию интеллектуальной собственности, то есть исследовательская деятельность учащихся выступает не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. Цель, стоящая перед учителями гимназии, – создать условия для подготовки ученика к непрерывному образованию в рыночных условиях, обеспечивая конкурентоспособность гимназиста на рынке труда и при этом дальнейший профессиональный рост педагогического коллектива.
Какие условия созданы в нашей прогимназии для реализации этого направления?
Мотивация учителей и учащихся на выполнение научно-исследовательской деятельности через различные формы – семинары, практикумы и др.
Организация юниорской лиги научного общества гимназистов “Грани”. Запись в научное общество определяется на основании желания ученика участвовать в научно-исследовательской работе. Все условия направлены на то, чтобы ученик научился мыслить самостоятельно, сам умел сопоставлять факты и искать информацию.
Технология и результативность опыта.
Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда потребностей развития личности ученика: самоутверждение, самовыражение, самоопределение, самоактуализация. Ученик себя адаптирует к социуму, проходит первые социальные пробы, то есть осуществляет самосовершенствование. Особая страница – традиционные гимназические Недели науки. В гимназии они проходят на протяжении 12 лет. Вот уже шестой год существует при гимназическом научном обществе “Грани” юниорская лига в прогимназии. Всю научно-исследовательскую работу регламентирует “Положение о научно-исследовательской работе учащихся в гимназии “Лаборатория Салахова””. Исследовательская и учебно-поисковая работа членов юниорской лиги “Грани” организуется:
а) для развития творческих возможностей учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области наук;
б) для формирования первоначальных практических умений организации научной работы;
б) для улучшения профориентации гимназистов;
Юниорская лига организована в прогимназии в 1999 году. За 6 лет гимназистами 4-6-х классов представлено к защите 324 учебно-поисковых работ по математике, физике, русскому, английскому языкам, литературе, истории, философии, естествознанию. Научными руководители выступили 99 преподавателей. О том, как растет заинтересованность учебно-поисковой работой преподавателей и гимназистов начальной прогимназии можно судить по результатам:
Учебный год | 1999-2000 | 2000-2001 | 2001-2002 | 2002-2003 | 2003-2004 | 2004-2005 |
Количество преподавателей. | 5 | 13 | 15 | 15 | 17 | 24 |
Количество гимназистов | 13 | 23 | 48 | 54 | 86 | 96 |
В гимназии образовалась творческая группа педагогов, которые реализуют исследовательскую деятельность учащихся и дают результат. Путь труден, не всегда заканчивается успешно, но эта деятельность адаптирует учащихся к социуму, способствует их самосовершенствованию. Ежегодно все новые преподаватели становятся руководителями научно-исследовательской деятельности учащихся. Это значит, что коллектив заинтересован данной проблемой. Темы учебно-поисковых работ разнообразны
Первая трудность, с которой сталкивается преподаватель, это критерии значимости учебных проблем. Какую тему выбрать? На что в первую очередь обратить внимание?
Тема должна:
- соответствовать потребностям и интересам данного класса,
- быть достаточно серьезной, чтобы заинтересовать весь класс;
- допускать разные способы решения;
- отвечать возрастным особенностям класса.
Естественно, вовлечь всех детей в в учебно-поисковую работу – это не самоцель. На первом этапе ребята знакомятся с требованиями к написанию реферата, с методами поиска необходимых источников, с фондом научно-популярной литературы в гимназических и городских библиотеках. На следующем этапе – индивидуальная работа “Ученик - научный руководитель”.На этом же этапе, с целью популяризации учебно-поисковых работ, организованы выступления гимназистов на классных часах, “утренних пятнадцати- минутках”, где ребята приобретают первые навыки ораторского искусства, умения владеть аудиторией. Во время традиционных гимназических “Недель науки” оформляется стенд “От творческой личности к творческому коллективу”, с фотографиями участников юниорской лиги и краткими аннотациями работ.
Учебно-поисковая работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы, т.е. ученики не являются пассивными реципиентами информации. Участие в этой деятельности дает возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях. Успех в любом исследовании ждет того, кто несет в себе заряд оптимизма, терпения, кто выносил и выстрадал свою позицию, свои взгляды, свой стиль.
Главная задача выступающего – точно сформулировать и эмоционально изложить суть работы. Ученик должен понимать это, и его должны научить, что работу нельзя перегружать лишними данными, учитывать регламент, отведенный на выступление; у аудитории нужно вызвать интерес, чтобы возникли вопросы. В гимназии разработаны критерии оценки выступлений учащихся на гимназических академических чтениях. Учащиеся должны помнить, что их исследования – это лишь первый шаг в слегка приоткрывшуюся дверь науки, что главная заслуга в этом, конечно, их учителей. Слова “Я – Учитель и Ученик, Воспитатель и Воспитанник” для нас, учителей, работающих в направлении образования через науку, актуальны. Они означают что ,обучая, учитель учится сам. Цель учителя-руководителя заключается в развитии интеллектуальных способностей учащихся через усвоение алгоритма научного исследования и формирование опыта в выполнении учебно-поисковых работ, приобретении уверенности в своих силах. Чаще всего учитель руководит не научным исследованием, а учебным исследованием. Новизна заключается в том, что ученик постигает истину не как готовый результат, а как итог собственных наблюдений, самостоятельно учится интерпретировать проблемы. Из проведенного экспресс-опроса среди учителей был сделан вывод, что научно-исследовательская деятельность готовит учащихся к преодолению трудностей в различных жизненных ситуациях, т.к. ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь.
В последние годы в прогимназии складывается собственная система организации научно-исследовательской деятельности, которая включает требования к развитию творческих возможностей учащихся от занятий искусством до выполнения исследовательских проектов. Определились результативные формы работы с такими детьми: психологами школы проводятся аналитические исследования наличия одаренных детей в школе (тесты, анкеты), создается образовательная среда через:
- работу предметных кружков;
- специальную подготовку к олимпиадам различного уровня ;
- индивидуальную и групповую работу учащихся по подготовке научных проектов;
- конкурсные работы учащихся, игры, встречи, состязания, проводимые в период предметных декад (учителя предметники);
- работу мастерской живописи;
Задачи НОУ:
- раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности учащихся;
- формирование системы научных взглядов учащихся;
- выявление познавательных интересов учащихся по школьному курсу интересующих их учебных предметов;
- участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня.
Направление деятельности НОУ:
- организация исследовательской деятельности;
- организация семинаров, олимпиад, игр в рамках деятельности гимназии;
- осуществление совместной деятельности с представителями академической науки.
НОУ в данном учебном году работало по трем направлениям:
- Разработка научных проектов;
- Подготовка к олимпиадам;
- Проведение Интеллектуальной игры Ученик XXI века.
В течение года учащиеся гимназии приняли участие:
- в заседаниях юниорской лиги (январь);
- в X научно-практической конференции (январь-февраль);
- в гимназических дебатах ( в рамках летней школы).
Участие учащихся гимназии в исследовательской деятельности помогло решить множество задач, обеспечивающих развитие личности. Необходимо отметить то нужное и важное, что вырабатывается у школьников, занимающихся исследовательской деятельностью:
- понимание необходимости исследовать явления с разных точек зрения;
- выработка самостоятельного взгляда на происходящие события;
- умение выдвигать , аргументировать и защищать собственные идеи;
- развитие критического мышления;
- осознание своих возможностей.
Научно-исследовательская деятельность гимназистов рождает интересные формы взаимодействия педагогов и учащихся, становится необходимой, органически вписывается в общий педагогический процесс, становится мощным фактором влияющим на результативность труда школьного коллектива, развитие педагога и ребенка. Жажда открытия, стремление проникнуть в сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому очень важно именно в среднем звене школы выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Поэтому наш педагогический коллектив стремится к тому, чтобы гимназия стала центром научно-исследовательской работы учителя и ученика в городе. При организации учебно-поисковой работы в начальной прогимназии наиболее успешно и полно использовались технология учебного исследования описанные в работах Дж.Бруннера, Д.Шваба, Х.Таба, Кларина М., Зориной Л., и способы, методы. задачи организации исследовательской деятельности. Обобщая дидактические разработки различных авторов, алгоритм обучения как учебного исследования можно представить следующим образом:
- знакомство с литературой,
- видение проблемы,
- постановка проблемы,
- прояснение неясных вопросов,
- формулирование гипотезы,
- планирование и разработка учебных действий,
- сбор данных (накопление фактов , наблюдений, доказательств)
- анализ и синтез собранных данных,
- сопоставление данных и умозаключений,
- подготовка и написание реферата,
- выступление с подготовленным сообщением,
- переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы,
- проверка гипотез,
- построение обобщений,
- построение выводов и заключений.
Технология учебного исследования предполагает возможность индивидуальных занятий. В учебном исследовании ученики с той или иной долей самостоятельности создают новый продукт - будь то знание (субъективно новое) или личностное новообразование(потребности, запросы, способности). В таких технологиях ученик выступает как полноценный субъект учебно-познавательной деятельности.
Исследовательская деятельность учащихся.
Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы. В процессе исследовательской деятельности реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования), характерные для исследований в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Исследовательское обучение – образовательный процесс, реализуемый на основе исследовательской деятельности учащихся. Основные характеристики исследовательского обучения: 1) Выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса “от этих точек” или проблемная подача материала; 2) развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития процесса и др.) в избранной проблеме, их адекватное формулирование; 3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников - (методики сбора материала, сравнения и др.); 4) работа с первоисточниками, “свидетельствами” при разработке версий; 5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.
Метод проектов - способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности. Это метод, позволяющий спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т. д. с тем, чтобы достичь результата оптимальным способом. В этом смысле любая сознательная деятельность является проектом постольку, поскольку предполагает достижение этого результата и работу по организации и планированию движения к нему. Нужно хорошо понимать, что проект реализации исследования не является проектом, а остается исследованием, при этом лишь организованным проектным методом.
Педагогический проект руководителя исследовательской работы – проект, направленный на организацию образовательного процесса с учащимися на основе применения учебного исследования. Главной целью этого проекта является достижение образовательного результата – развитие способностей учащихся анализировать полученные данные, планировать ход выполнения работы, занимать исследовательскую позицию. С этой целью руководитель анализирует склонности и способности учащихся, возрастные особенности психического развития, предлагая те или иные темы работ, адаптирует методики, создает условия для проявления познавательной инициативы учащихся.
Авторская позиция учащегося в учебных исследованиях.
Как было сказано, главной целью исследований школьников является развитие их способности занимать исследовательскую позицию по отношению к окружающим явлениям, навыков аналитического мышления. Это достигаются наилучшим образом тогда, когда учащимся создаются условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, выдвижения версий (гипотез) развития исследуемого явления. При этом учащийся действует в соответствии со своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, т. е. самостоятельно ставит цели своей деятельности. Из этого следует, что на каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб методике, - иначе исследование может постепенно превратиться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов. Можно сформулировать основные функции, которые исследовательское обучение имеет в образовательном процессе, учитывающие обозначенные выше параметры, определяющие содержание образования:
- путь повышения эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков, освоения государственных образовательных программ общего образования и достижения соответствующих образовательных стандартов. Эту задачу общего образования никто не отменял и исследовательская деятельность здесь может выступать
- инструмент становления и развития психических функций, общих и специальных способностей, мотивационных установок учащихся. В этом аспекте исследовательская деятельность выступает как образовательная технология построения общего образования, ориентированная на задачи развития, способ обновления содержания общего образования через развитие деятельностных способностей;
- способ профориентации и начальной профессиональной подготовки. Этот контекст задает задачу построения непрерывного образования школа-вуз, отбора талантливых и мотивированных детей с последующей профилизацией их образования и ориентацией на работу в высокоинтеллектуальных отраслях;
- средство обретения молодым поколением культурных ценностей, вхождение в мир культуры через культуру и традиции научного сообщества. Это прежде всего - способность строить собственные отношения к явлениям окружающего мира, занимать авторскую позицию. Здесь мы имеем дело с образовательными задачами самого широкого плана – эффективной социализацией, историко-патриотическим и сословным воспитанием – в конечном счете, воспроизводством культуры социума от поколения к поколению.
Исходя из этого можно сформулировать основные задачи, которые позволяет решать исследовательское обучение:
Приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом – как одним из наиболее мощных методов построения представлений об окружающем мире и оценки достоверности этих представлений. В этом смысле освоение исследовательского метода является приобретением общей компетентности исследователя, основой которой является способность строить достоверные представления об окружающем. Исследовательский метод созвучен учебной деятельности В.В.Давыдова, целью которой является развитие общих способностей учащегося по постановке целей и реализации процесса собственного учения.
Рекомендуемая литература:
- Кларин М.В. “Инновации в мировой педагогике”. Педагогический центр “Эксперимент”, Москва-Рига 1998 год. 176 с.
- Кларин М.В “Технология обучения” Педагогический центр “Эксперимент”, Москва-Рига 1999 год, 180 с.
- Левитес Д.Г. “ Школа для профессионалов” Российская Академия образования, Московский психолого-социальный институт, Москва- Воронеж, 2001 год, 253 с.
- Митина Л.М. “Психология развития конкурентоспособной личности” Российская Академия образования, Московский психолого-социальный институт, Москва- Воронеж, 2002 год, 397 с.
- Повзун В.Д.. , Сидорова Н.Н. “Формирование конкурентоспособности старшеклассника в гимназии” Издательство РГПУ им. Герцена, Санкт- Петербург.2005г. 138 с.