Цели урока:
Образовательные:
- Формировать представление об освоении северных земель путешественниками-первопроходцами.
- Формировать умение работать с географической картой.
Развивающие:
- Развивать учебно-логические умения: находить логические взаимосвязи между изучаемыми объектами: географической картой, исследованием земной поверхности, политикой и интересами государства.
Воспитательные:
- Воспитывать патриотические чувства.
Оборудование урока:
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: Учебник для 4 класса. Часть 2. - 2 - е изд., исправ. и допол. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004. – 112 с.
- Карта «Природные зоны России».
- Иллюстрации карт прошлых столетий.
- Индивидуальные задания по вариантам для организации практической работы.
- Видеофильм «Россия: вера, армия, народ» (2004 Киностудия «Глобус XXI», 2004 Союз – видео).
Ход урока:
Этап урока, используемый метод | Изучаемый учебный материал | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
I. Оргмомент:
|
Мой край – моя земля, Родимые просторы! Мой край, как ты велик! С границы до границы. И скорый поезд напрямик В неделю не домчится. И быстрокрылый самолёт Летит неумолимо. На Север книги он везёт И яблоки из Крыма. Целевая установка: Наша Земля – огромный шар. Человек стремиться узнать о планете как можно больше. - Сегодня мы отправляемся в далёкое время, когда на карте нашей страны было большое количество белых пятен. Рассмотрите образцы старинных карт. - Чем отличаются они от современных карт? (Изображение совмещает план и карту). |
Придание учебной деятельности эмоционально-положительного характера | Проявление эмоционально-положительного отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности |
II. Этап проверки домашнего задания:
Практическая работа |
- Чем похожи карта и план? (Это изображения земной поверхности, условные знаки, масштаб, стороны горизонта). Чем отличаются план и карта? Цвет, размеры передаваемой территории, различные условные знаки) Практическая работа: На доске предложены пронумерованные рисунки условных знаков. Задания: 1 вариант: Записать номера следующих условных знаков: село, шоссе, река с мостом, огород, болото, луг с тропой. 2 вариант: Записать номера следующих условных знаков: село, шоссе, река с мостом, огород, болото, луг с тропой). Творческое задание: начертить план к рассказу. (Масштаб в 1 см 50 метров). Свой путь за грибами мальчик описал так: «От шоссе по тропинке через луг я прошёл на юг 200 м, а затем, повернув на юго-запад, прошёл ещё через кустарник 300 м и вошёл в смешанный лес». |
Определение материала, требующего
закрепления - Выписать номера карточек, соответствующих заданным условным знакам |
Закрепление материала, подлежащего усвоению |
III. Этап подготовки учащихся к активному
усвоению знаний: Беседа: |
- Интересно путешествовать по карте. Но
отчего карты старинные и современные так
непохожи? - Какие карты более точные? - Что позволяет создать точную карту? - Как вы понимаете выражение «белые пятна на карте?» - Почему Пётр I, а сегодня мы будем говорить о времени его правления (1672 – 1725) стремился исследовать все «белые пятна» на карте России? Фрагмент видеофильма « Россия: вера, армия, народ» (О Петре I). |
Определение целей и задач учебно-познавательной деятельности учащихся | Осознание целей и задач
учебно-познавательной деятельности учащихся
Овладение информацией в диалоговом общении. |
III. Этап усвоения новых знаний:
Частично-поисковый метод |
- Как вы думаете, во времена правления
Петре I нужны ли были знания географических карт,
умения составлять план местности? - В каких науках нельзя обойтись без планов и карт? (военное дело, морское дело, строительство городов, строительство дорог, развитие промышленности и др.). - Как составляются карты? (исследования, градусная сетка, типография). Картография – наука, занимающаяся составлением, уточнением карт. - Возникшие потребности государства требовали освоения новых территорий, поиска новых залежей полезных ископаемых. - Отметим на карте имена путешественников-первопроходцев, оставивших свой след в освоении земель. Мы отправимся на север. Беринг Витус (Берингово море) - датчанин, состоял на службе у России. По инструкции Петра 1 отправился на Камчатку для выяснения «где Азия сошлась с Америкой». Из Нижнекамчатска в 1728 году Беринг вышел в море. С ним был лейтенант Чириков. Они открыли о. Св. Лаврентия в Беринговом море и вошли в пролив, пройденный Дежнёвым, о плавании которого Беринг не знал. Этот пролив назван теперь Беринговым. Не увидав противоположного берега Америки, повернули обратно. Вернувшись в Петербург, Беринг подал проект новой экспедиции для разведки берегов Америки. В июне 1740 были спущены на воду два корабля - «Св. Петр» под командой Беринга и «Св. Павел» под командой Чирикова. В море суда разошлись и продолжали плавание самостоятельно. Берингом было достигнуто побережье Америки (о. Каяк) и открыты несколько островов из группы Алеутских. На одном из одном из островов, носящем теперь название Беринга. Беринг в 1741 скончался. Дежнев Семен - якутский казак. В 1648 (за 80 лет до вторичного открытия Берингом) прошел пролив, отделяющий Азию от Америки. Это открытие долго оставалось неизвестным в Европе. Именем Дежнёва назвали мыс крайней северо-восточной оконечности материка Азии. (Мыс – часть суши, выдающаяся в море, озеро, реку, более или менее острым углом. Мыс могут назвать – нос (Канин Нос). Лаптевы, Харитон и Дмитрий – братья, исследователи полярных берегов Сибири (XVIII в.). Их именем названа часть Северного Ледовитого океана у побережья Сибири. |
Определение содержания материала,
подлежащего усвоению учащимися.
|
Осмысление нового материала и основных
вопросов, подлежащих усвоению
|
IV. Этап закрепления новых знаний: Фронтальная беседа |
- Какими качествами должен обладать
исследователь? - Как составляются карты? - Определите важность исследований Арктики. Работа с учебником, обобщение изученного материала. |
Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изученным материа-лом. | Процесс осмысления, запоминания
учебного материала. Применение знаний на практике. |
V. Этап информации о домашнем задании и
инструктаж по его выполнению: Метод самоконтроля |
С. 5 -6 вопросы к тексту. | Контроль учебно-познавательной деятельности учащихся | Самоконтроль в организации учебно-познавательной деятельности учащихся |
Литература:
- Большая школьная энциклопедия. 6 – 11 кл. Т.2. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2000. – 717 с.