Тема урока: "Северные земли России" по предмету "Мы и окружающий мир" (система Л.В. Занкова). 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

Образовательные:

  • Формировать представление об освоении северных земель путешественниками-первопроходцами.
  • Формировать умение работать с географической картой.

Развивающие:

  • Развивать учебно-логические умения: находить логические взаимосвязи между изучаемыми объектами: географической картой, исследованием земной поверхности, политикой и интересами государства.

Воспитательные:

  • Воспитывать патриотические чувства.

Оборудование урока:

  • Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: Учебник для 4 класса. Часть 2. - 2 - е изд., исправ. и допол. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004. – 112 с.
  • Карта «Природные зоны России».
  • Иллюстрации карт прошлых столетий.
  • Индивидуальные задания по вариантам для организации практической работы.
  • Видеофильм «Россия: вера, армия, народ» (2004 Киностудия «Глобус XXI», 2004 Союз – видео).

Ход урока:

Этап урока, используемый метод Изучаемый учебный материал Деятельность учителя Деятельность учащегося
I. Оргмомент:

 

Мой край – моя земля,

Родимые просторы!

Мой край, как ты велик!

С границы до границы.

И скорый поезд напрямик

В неделю не домчится.

И быстрокрылый самолёт

Летит неумолимо.

На Север книги он везёт

И яблоки из Крыма.

Целевая установка:

Наша Земля – огромный шар. Человек стремиться узнать о планете как можно больше.

- Сегодня мы отправляемся в далёкое время, когда на карте нашей страны было большое количество белых пятен.

Рассмотрите образцы старинных карт.

- Чем отличаются они от современных карт? (Изображение совмещает план и карту).

Придание учебной деятельности эмоционально-положительного характера Проявление эмоционально-положительного отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности
II. Этап проверки домашнего задания:

 

 

 

Практическая работа

- Чем похожи карта и план?

(Это изображения земной поверхности, условные знаки, масштаб, стороны горизонта).

Чем отличаются план и карта?

Цвет, размеры передаваемой территории, различные условные знаки)

Практическая работа:

На доске предложены пронумерованные рисунки условных знаков.

Задания:

1 вариант:

Записать номера следующих условных знаков: село, шоссе, река с мостом, огород, болото, луг с тропой.

2 вариант:

Записать номера следующих условных знаков: село, шоссе, река с мостом, огород, болото, луг с тропой).

Творческое задание: начертить план к рассказу. (Масштаб в 1 см 50 метров).

Свой путь за грибами мальчик описал так: «От шоссе по тропинке через луг я прошёл на юг 200 м, а затем, повернув на юго-запад, прошёл ещё через кустарник 300 м и вошёл в смешанный лес».

Определение материала, требующего закрепления

- Выписать номера карточек, соответствующих заданным условным знакам

Закрепление материала, подлежащего усвоению
III. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний:

Беседа:

- Интересно путешествовать по карте. Но отчего карты старинные и современные так непохожи?

- Какие карты более точные?

- Что позволяет создать точную карту?

- Как вы понимаете выражение «белые пятна на карте?»

- Почему Пётр I, а сегодня мы будем говорить о времени его правления (1672 – 1725) стремился исследовать все «белые пятна» на карте России?

Фрагмент видеофильма « Россия: вера, армия, народ» (О Петре I).

Определение целей и задач учебно-познавательной деятельности учащихся Осознание целей и задач учебно-познавательной деятельности учащихся

 

 

Овладение информацией в диалоговом общении.

III. Этап усвоения новых знаний:

 

Частично-поисковый метод

- Как вы думаете, во времена правления Петре I нужны ли были знания географических карт, умения составлять план местности?

- В каких науках нельзя обойтись без планов и карт? (военное дело, морское дело, строительство городов, строительство дорог, развитие промышленности и др.).

- Как составляются карты? (исследования, градусная сетка, типография).

Картография – наука, занимающаяся составлением, уточнением карт.

- Возникшие потребности государства требовали освоения новых территорий, поиска новых залежей полезных ископаемых.

- Отметим на карте имена путешественников-первопроходцев, оставивших свой след в освоении земель. Мы отправимся на север.

Беринг Витус (Берингово море) - датчанин, состоял на службе у России. По инструкции Петра 1 отправился на Камчатку для выяснения «где Азия сошлась с Америкой». Из Нижнекамчатска в 1728 году Беринг вышел в море. С ним был лейтенант Чириков. Они открыли о. Св. Лаврентия в Беринговом море и вошли в пролив, пройденный Дежнёвым, о плавании которого Беринг не знал. Этот пролив назван теперь Беринговым. Не увидав противоположного берега Америки, повернули обратно. Вернувшись в Петербург, Беринг подал проект новой экспедиции для разведки берегов Америки. В июне 1740 были спущены на воду два корабля - «Св. Петр» под командой Беринга и «Св. Павел» под командой Чирикова. В море суда разошлись и продолжали плавание самостоятельно. Берингом было достигнуто побережье Америки (о. Каяк) и открыты несколько островов из группы Алеутских. На одном из одном из островов, носящем теперь название Беринга. Беринг в 1741 скончался.

Дежнев Семен - якутский казак. В 1648 (за 80 лет до вторичного открытия Берингом) прошел пролив, отделяющий Азию от Америки. Это открытие долго оставалось неизвестным в Европе. Именем Дежнёва назвали мыс крайней северо-восточной оконечности материка Азии.

(Мыс – часть суши, выдающаяся в море, озеро, реку, более или менее острым углом. Мыс могут назвать – нос (Канин Нос).

Лаптевы, Харитон и Дмитрий – братья, исследователи полярных берегов Сибири (XVIII в.). Их именем названа часть Северного Ледовитого океана у побережья Сибири.

Определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися.

 

Осмысление нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

 

 

 

IV. Этап закрепления новых знаний:

Фронтальная беседа

- Какими качествами должен обладать исследователь?

- Как составляются карты?

- Определите важность исследований Арктики.

Работа с учебником, обобщение изученного материала.

Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изученным материа-лом. Процесс осмысления, запоминания учебного материала.

Применение знаний на практике.

V. Этап информации о домашнем задании и инструктаж по его выполнению:

Метод самоконтроля

С. 5 -6 вопросы к тексту. Контроль учебно-познавательной деятельности учащихся Самоконтроль в организации учебно-познавательной деятельности учащихся

Литература:

  1. Большая школьная энциклопедия. 6 – 11 кл. Т.2. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2000. – 717 с.