Из опыта проведения нетрадиционных уроков

Разделы: Иностранные языки


В современной методике обучения иностранным языкам все новое, что вносится авторами различных проектов, противопоставляется прежде всего так называемому традиционному преподаванию. В последнее десятилетие традиционному обучению иностранным языкам принято противопоставлять коммуникативные и интенсивные методы. При этом никак не оговаривается, что, собственно, имеется в виду под традицией, однако правый член в оппозициях коммуникативный – традиционный и интенсивный – традиционный успел приобрести устойчивую негативную окраску [6, 29]. Вероятно, причина в том, что понятие “традиционный” ассоциируется в первую очередь с заучиванием правил и выполнением языковых упражнений, то есть с разговорами о языке вместо общения на языке. По мнению авторов, традиционность в обычном ее понимании никак не исчерпывает суть сознательного подхода к обучению, а сознательность и комммуникативность не только не отрицают, но напротив, предполагают друг друга. Использование традиционных форм обучения без учета запросов времени привело к тому, что у школьников пропал интерес к учебе, к учебному труду. Это произошло, прежде всего потому, что детям скучно учиться, что у них нет возможности в процессе обучения реализовать свои потребности в самопознании, самовыражении и самоутверждении. Одной из причин неудовлетворенности учащихся учебным трудом методисты Иркутского Педагогического Университета считают строгую схему организации учебной деятельности на уроке, в основном комбинированном, направленную лишь на пассивное усвоение предлагаемого преподавателем материала, заучивание его в классе и дома без учета способностей, склонностей и интересов учащихся [3, 12]. При такой организации учебного процесса частично нарушаются или не соблюдаются основные принципы обучения такие, как принцип сознательности и активности, наглядности, систематичности, прочности, доступности, научности и принцип связи теории с практикой.

Соблюдение преподавателем всех этих принципов создает условие для более интересной организации учебной деятельности путем творческого подхода к составлению заданий, использования нетрадиционных уроков, коллективных форм работы на уроке, игровых методик, что также способствует развитию интереса учащихся к учебной деятельности, формирует мотивацию учения и повышает эффективность учебного процесса.

Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться [4, 530].

Нетрадиционный (нестандартный) урок впитал в себя методы и приемы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью активизации обучения, повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. В педагогике выделяют следующие виды нетрадиционных уроков:

1. Урок - деловая игра, ролевая игра;

2. Урок-конференция, пресс-конференция, семинар;

3. Урок-соревнование, состязание, урок-хоккей;

4. Урок типа КВН;

5. Урок взаимообучения учащихся;

6. Урок-бенефис;

7. Урок - творческий отчет (учащихся);

8. Урок-конкурс;

9. У рок-консультация;

10. Урок-аукцион;

11. Урок-парадокс;

12. Урок-экскурсия;

13. Урок-путешествие;

14. Урок “Что? Где? Когда?”;

15. Урок - литературная гостиная;

16. Урок в картинной галерее, в музее, в театре, на вернисаже;

17. Театрализованный урок;

18. Урок с групповой формой работы;

19. Урок-телемост;

20. Урок-суд.

Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные образцы нестандартных форм обучения, которые помогают педагогам вернуть учащимся утраченный интерес к учебному труду, побудить школьников к активной и ответственной деятельности в приобретении знаний и умений.

Определение общих признаков нетрадиционных (нестандартных) уроков может помочь учителям, ведущим поиск оптимальных приемов в организации и проведении таких уроков. На вычленение этих общих признаков нетрадиционных уроков усилиями учителей-практиков была направлена работа методистов Иркутского Университета [3, 16].

Итак, вычленяются следующие общие признаки нетрадиционных уроков: цель нетрадиционных (нестандартных) уроков: отработка новых методов, приемов, форм и средств обучения по реализации основного закона педагогики — закона активности обучения.Направления деятельности участников учебно-воспитательного процесса:

1. Привлечение к планированию, проведению и анализу урока самих учащихся (а иногда - и их родителей), начиная с 1 класса.

2. Отсроченные домашние задания. Дифференциация домашних заданий с учетом интересов и склонностей учащихся. Помощь учителя, родителей в выполнении отсроченных домашних заданий в период подготовки урока.

3. Разделение класса на группы по интересам, как в процессе подготовки, так и при проведении урока. Распределение ролей в группах, заданий каждому ученику.

4. Опора на жизненный опыт учащихся (апперцепция), тесная связь отобранного на урок материала с жизнью, с региональными проблемами.

5. Нестандартная структура урока, могут быть отклонения от временных рамок традиционного урока, могут отсутствовать традиционные структурные элементы урока (например, этап объяснения нового материала учителем.

6. В течение всего урока действуют дети, учителю часто
отводится регулятивная функция. Учитель находится не над учениками, а среди них, иногда принимая участие в конкурсах, играх, соревнованиях наравне с детьми. Часть своих учительских функций учитель передает ребятам (организационные, информационные, аналитические, оценочно-ориенторованные).

7. На первый план выдвигаются цели развития и воспитания учащихся, активно подключается эмоциональная сфера школьников. Выявленные способности ребенка (организаторские, актерские, музыкальные и проч.) должны работать с максимальной отдачей, чтобы у каждого школьника осталось после работы на уроке чувство удовлетворения, чувство своей значительности, уверенность в своих способностях.

8. Непременное введение в урок ролевых дидактических игр, соревнований, конкурсов, состязаний и т.д. для активизации интереса учащихся, стимулирования творчества, нестандартных решений.

9. Обязательное подведение итогов работы в виде анализа
деятельности класса в целом и каждого ученика в отдельности.

10. Анализируют деятельность на уроке сами учащиеся по разработанной (учителем или учащимися) схеме. Схемы - вариативные, часто меняющиеся в зависимости от того, на какой аспект деятельности и результатов от нее хотят выйти учитель и учащиеся. Проблема повышения эффективности обучения требует от учителя нового подхода к ее решению, в частности разработки более совершенных организационных форм и методических приемов обучения, развития умения учащихся работать самостоятельно и в группе, смещения акцента с активной деятельности учителя на активную деятельность учащихся.

При обучении школьников иностранному языку указанные положения представляются наиболее актуальными, так как для того, чтобы овладеть этим предметом, недостаточно быть объектом обучения. Одним из действенных способов, помогающих успешному усвоению иностранного языка, являются активные формы уроков.

К таким урокам относятся: урок-конференция, пресс-конференция, урок-диспут, урок-семинар, урок - заочное путешествие, урок защиты профессий и так далее [7, 53].

Указанные уроки включаются в общий цикл уроков, проводятся на завершающем этапе работы над темой или параграфом. Их цель - совершенствование ранее приобретенных учащимися навыков и умений устной речи (говорения и слушания).

Уроки-конференции могут быть проблемными, тематическими и читательскими. Конференции по иностранному языку проводятся по заданным ситуациям в форме ролевой игры (действующими лицами выступают учащиеся). Конференции требуют длительной подготовки и активного участия в них всех учеников. Учитель выбирает нескольких учеников с высоким уровнем обученности, которые помогают ему составлять план проведения конференции, определять вопросы для обсуждения. Учащиеся готовят наглядные пособия к уроку, выпускают стенгазету, организуют выставки книг по изученной теме. Подбирают литературу к конференции, организуют индивидуальные и групповые беседы с участниками будущей конференции. Учитель помогает ученикам составлять развернутый план их выступлений, выделять основные положения высказываний, делать краткие выводы из них. К этой работе привлекаются также консультанты, которые распределяют поисковые задания между группами учеников.

Уроку-конференции близок по построению урок - пресс-конференция. Он проводится в форме ролевой игры, например, представляет собой беседы членов какой-либо делегации с представителями прессы, с корреспондентами различных газет, с журналистами телевидения, фоторепортерами. Варианты пресс-конференций могут быть различными, например, проходить в виде встреч:

1) с путешественниками;

2) с героями литературных произведений;

3) с деятелями искусства.

В ходе подготовки к пресс-конференции ученики продумывают свои роли, составляют биографии участников конференции, тренируются в ответах на возможные вопросы (о званиях, должностях); готовят костюмы, пишут объявление о пресс-конференции, в котором перечисляются все члены делегации, чтобы к встрече журналисты могли подготовить интересующие их вопросы. Журналисты определяют представители какой (реальной или вымышленной) газеты, какого журнала, радио, телевидения они являются, иногда учащиеся объединяются в пресс группы, заранее составляют несколько вопросов представителям делегаций. Учитель совместно с учениками решает какие наглядные пособия следует приготовить к уроку. Перед участниками конференции ставится речевая задача, она и роли учеников обусловливают речевое поведение школьников. В ходе урока - пресс-конференции ученики тренируются в монологической речи, в умении задавать проблемные вопросы дискуссионного характера, аргументировано отвечать на вопросы. После проведения урока - пресс-конференции ученики могут поделиться своими впечатлениями о ней в специальном выпуске стенной, радио- или фотогазеты.

При проведении уроков - конференций-диспутов следует очень внимательно выбирать темы. Они должны носить дискуссионный характер, звучать остро, проблематично, так как цель диспута - формирование общественного мнения в коллективе по обсуждаемой проблеме.

Предметом обсуждения во время диспута может стать жизнь молодежи в нашей стране и за рубежом, наука, литература, искусство, музыка в странах изучаемого языка и в нашей стране.

Урок-диспут (от лат. рассуждать, спорить) всегда предполагает спор, столкновение различных точек зрения. Предметом диспута должна быть проблема, которая вызывает интерес учащихся, желание высказаться.

Грани между беседой, конференцией и диспутом подвижны. Если нет предмета спора, а есть лишь выступления, дополняющие и уточняющие те или иные взгляды, нет и диспута, а в лучшем случае — обычная беседа или конференция. Диспут может перейти в дискуссию по обсуждению наиболее актуальных для учащихся вопросов, выбор которых можно провести с помощью анкетирования.

Кроме урока-конференции, урока-диспута к активным нетрадиционным формам проведея урока относят урок-экскурсию или урок - заочную экскурсию.

Уроки-экскурсии первого вида проводятся на иностранном языке. Цель их - практическое обучение школьников иностранному языку. В ходе таких экскурсий создаются реальные условия общения на изучаемом иностранном языке, формируются и совершенствуются речевые навыки учащихся. При этом решаются образовательные и воспитательные задачи: ученики получают новую информацию, расширяется их кругозор.

Урок-экскурсия требует тщательной подготовки, которая включает:

1) его методическое обоснование: определение и формулировку задач проводимого урока-экскурсии, выбор объекта экскурсии и ознакомление с ним, прогнозирование возможных ситуаций общения, моделирование высказываний (управляемых и свободных), отбор лексико-грамматического материала, необходимого для общения в ходе экскурсии (знакомого учащимся и нового);

2) его организацию: ознакомление школьников с целью и планом проведения экскурсии, повторение знакомого, введение и закрепление нового лексико-грамматического материала, составление индивидуальных и групповых заданий, которые должны выполнить ученики в ходе экскурсии или после ее проведения.

Как правило, перед проведением урока-экскурсии учителя выясняют мнение своих учеников по тем или иным вопросам, относящимся к ее теме. Как правило, с этой целью проходит анкетирование. Задолго до экскурсии к ней готовятся экскурсоводы. Они выбираются из числа лучших учеников, или ими бывают старшеклассники, учащиеся других классов, специалисты в какой-либо области знания. Прошедший урок-экскурсия обычно обсуждается на одном из последующих уроков. Материалы, рассказывающие о его проведении, помещаются в кабинете иностранного языка.

Помимо перечисленных выше нетрадиционных форм проведения уроков иностранного языка мы хотели бы выделить урок-кино или киноурок. Использование в учебно-воспитательном процессе аудиовизуальных средств отвечает нормам и уровню развития современного общества, повышает интерес учащихся к учебной деятельности, создает положительный настрой на уроке и, что самое главное, способствует совершенствованию всех видов речевой деятельности учащихся. С помощью игровых художественных и документальных фильмов учащиеся совершенствуют навыки устной диалогической и монологической речи, перевода, аудирования. Кроме того эти фильмы способствуют формированию и развитию у учащихся мотивации говорения и изучения иностранного языка [2, 57].

Несмотря на разнообразие содержания фильмов, при их использовании в учебных целях прослеживается поэтапность, зависящая от вида речевой деятельности. В мотивации учения при использовании фильма, также прослеживаются определенные этапы, соответствующие этапам работы над фильмом:

1. Просмотр фильма позволяет преподавателю создать проблемную ситуацию для дальнейшей работы над кинофильмом.

2. Самостоятельная работа обучающихся над фонограммой фильма. На этом этапе совершенствуются умения аудирования, происходит развитие лингвопознавательной, инструментальной и других видов мотивации изучения иностранного языка.

3. Занятия в классе с комплексным использованием ТСО позволяют преподавателю осуществлять различные комбинации связи между обучающимися и преподавателем, а также поочередно использовать упомянутые технические средства. Обучающиеся выполняют упражнения, предлагаемые преподавателем, а именно: работают со “стоп-кадром”,

пересказывают текст, проговаривают реплики за героями фильма и т.д.

4. 4-й и 5-й этапы работы связаны с письменным и устным переводом кинофильма на родной язык.

При такой организации работы с фильмом рационально сочетаются как классные занятия с учителем, так и самостоятельная работа учащихся, а также групповые и индивидуальные формы работы на уроках, что способствует повышению уровня мотивации, вызывает интерес и желание добиться более высокого результата.

Одним из эффективных способов создания ситуации, способствующей общению, а именно говорению, на иностранном языке такие авторы как Ф.М.Рабинович, Э.Э.Баллер называют урок - ролевую игру [5, 68]. Связь личности с окружающей ее средой проявляется в том, что личность исполняет определенные социальные роли. Социальная среда, в которой человек рождается, выступает по отношению к нему как “первичная социализация”, в которой он усваивает социальный опыт, зафиксированный в языке. Ролевая игра способствует созданию “вторичной социализации”, имитирующей первую в ее самых существенных чертах. Социальная роль в рамках вторичной социализации носит искусственный, условный характер [9, 132].

Обучающие возможности урока - ролевой игры велики и заключаются в следующем:

1. Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения, так как предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах.

2. Урок - ролевая игра, а также ролевая игра как фрагмент урока, обладает большими возможностями мотивационно-
побудительного плана.

3. Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему.

4. Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала - эмоции, связанные с определенными фразами и ситуацией создают благоприятные условия для запоминания.

5. Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства, развитию мотивации совместной деятельности.

6. Ролевая игра имеет образовательное значение. Ф.М.Рабинович, а также Е.А.Маслыко, П.К.Бабинская - авторы “Настольной книги преподавателя иностранного языка” отмечают, что ролевая игра придает учебному общению коммуникативную направленность, укрепляет мотивацию изучения иностранного языка и повышает качество овладения им.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что из активных действий, из оперирования знаниями поступают импульсы, укрепляющие познавательный интерес [8, 123]. Это позволяет нам придти к заключению, что нетрадиционные активные формы проведения уроков способствуют повышению качества обучения, замена традиционной формы организации уроков вовлекает учащихся в “предлагаемые обстоятельства”, усиливает “личную сопричастность” каждого ученика к происходящему на уроке, создает общий побудительный фон к деятельности, учит школьников работать с книгой, способствует самореализации, проявлению креативности, самостоятельности и, таким образом, способствует повышению мотивации изучения иностранного языка.

Список литературы

1. Белкин А.С., Жукова Н.К. Витагенное образование: многомерно-голографический подход: Технология 21 века. – Екатеринбург, 2001. – 108с

2. Вопросы методики обучения иностранным языкам в школе и вузе. Сборник статей. Ред. С.И. Дударенок. – Ростов-на-Дону, 1977.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 512с.

4. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М.Н.Скаткина, В.В. Краевского. – М.: Педагогика, 1978. – 208с.

5. Колкер Я.М. и др. Практическая методика обучения иностранному языку: Учебное пособие / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева. – М.: Изд. Центр “Акакдемия”, 2000. – 264с.

6. Концепция управления качеством образования / Под ред. А.В. Баранникова, М.Ф. Королева, Б.Н. Науменко // Вестник образования. – 1992. - № 6-7.

7. Лапшина Н.Ф., Некрасова С.Д. Контроль качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 1999. - 6. с.29.

8. Организационные формы обучения / Под ред. Ю.И. Малеваного. – Киев, 1991.

9. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч.: В 8т. – М., 1983. – Т.1. – с. 267-329.