В “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” говорится о необходимости “отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”.
Для решения проблемы профильного обучения разработана “Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования”, в которой рассматриваются вопросы и цели профильного обучения.
Согласно этой концепции система профильного обучения должна включать три типа учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные общеобразовательные предметы, элективные курсы.
Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции: поддержка изучения основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне и построение индивидуальной образовательной траектории, позволяющей учащемуся легко встроиться в систему непрерывного профессионального образования для осуществления дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста. Как подчеркивается в “Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы”: “в условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей трансляция “готовых” знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционных методов обучения”. Элективные курсы как раз и призваны разрешить это противоречие старой школы, предоставляя ученику возможность выбора, возможность уделять больше времени тем предметам к которым он имеет большую предрасположенность.
Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. При этом примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50 : 30 : 20.
В соответствии с “Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года”, педагогическим Советом нашей гимназии принято решение развернуть работу способствующую совершенствованию научно-методического сопровождения воспитательно-образовательного процесса гимназии, развитию инновационной и экспериментальной деятельности педагогических работников, повышению качества методической работы и профессионализма педагогов. Именно это, по нашему мнению, должно повлечь за собой повышение качества работы по образованию и воспитанию подрастающего поколения. Для выполнения этих задач был учрежден гимназический конкурс элективных курсов. Конкурс будет проводится администрацией гимназии при участии педагогов различных профилей.
В конкурсе могут принимать участие педагогические работники основной школы, преподаватели средних специальных и высших учебных заведений, работающие в гимназии по совместительству, а так же коллективы, подавшие заявки на участие в конкурсе. Выдвижение кандидатов для участия в конкурсе может осуществляться: посредством самовыдвижения, педагогическим коллективом гимназии, методическими объединениями. Участие в конкурсе является сугубо добровольным.
Конкурс включает в себя три этапа.
На первом этапе в оргкомитет конкурса в машинописном виде (компьютерном наборе) подается заявка-представление на участие в конкурсе с указанием выбранной номинации, темы представляемых материалов, а так же дается краткая аннотация с указанием практической эффективности работы. В заявке указываются фамилия, имя, отчество участника (участников); дата рождения; место работы, должность, ученая степень, звание, награды (если есть), стаж педагогической работы, сколько лет разрабатывался элективный курс, а так же данные для обратной связи. На основании заявки участники конкурса получают консультацию по организационным вопросам.
На втором этапе материалы подаются в оргкомитет конкурса в соответствии с заявленной номинацией. Дополнительные материалы (комплект иллюстраций, таблиц, схем и т.п.) представляются по усмотрению.
Третий этап является очным: это публичная защита представленной на конкурс авторской (или коллективной) работы, прошедшей в 3 этап конкурса и ответы на вопросы жюри .
Конкурс проводится по 5-и номинациям:
- Элективные курсы относящиеся к гуманитарному циклу.
- Элективные курсы относящиеся к естественнонаучному циклу.
- Элективные курсы относящиеся к математическому циклу.
- Элективные курсы относящиеся к информационному циклу.
- Элективные курсы относящиеся к экономическому циклу.
В номинациях могут принять участие педагогические работники первой и высшей квалификационной категории, ведущие экспериментальную и научно-исследовательскую работу по совершенствованию структуры и содержания образования, предпрофильной подготовке и профильному обучению, использующие в своей работе современные педагогические технологии, инновационные программы, а так же организующие поисковую и научно-исследовательcкую работу учащихся. Участники представляют на конкурс один или несколько курсов (на выбор).
В качестве дополнительных материалов принимаются: дидактическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, видеозаписи уроков, опубликованные материалы по выбранной проблематике, сценарии иллюстрирующие процесс учебного иследования и т.д.
Судейство конкурса осуществляют конкурсная комиссия и жюри конкурса, состав которых утверждается приказом по гимназии. Судейство второго этапа осуществляет конкурсная комиссия, в состав которой входят руководители методических объединений и опытные педагоги. В её задачу входит определение участников третьего этапа.
Судейство третьего этапа будет осуществлять жюри конкурса, в состав которого входят специалисты Центра Непрерывного Образования Кемеровского Государственного Университета и учителя имеющие высшую квалификационную категорию. Задачей этапа является определение 5 пауреатов (по одному в каждой номинации).
Общее руководство конкурсом осуществляется оргкомитетом, утвержденным приказом директора гимназии. В состав оргкомитета входят учителя гимназии. Именно Оргкомитет: формирует номинационное жюри и номинации конкурса; утверждает список участников; определяет условия и сроки проведения этапов конкурса; разрабатывает единые критерии оценки конкурсных материалов; организует награждение лауреатов конкурса.
Награждение лауреатов конкурса решено проводить на ежегодном весеннем гимназическом празднике “День гордости и чести”, в апреле. Лауреаты конкурса получат дипломы гимназии и ценные подарки. Им будет присвоено звание “Лауреат гимназического конкурса элективных курсов” . По завершению конкурса будут выявлены материалы для рекомендации к публикации. Лучшие материалы будут рекомендованы для внедрения в учебный процесс в гимназии, а также для участия в городских и областных конкурсах.
В этом году конкурс элективных курсов будет проводиться впервые, но уже сейчас он вызвал самый живой интерес, что говорит о высоком творческом потенциале педагогического коллектива. Создание банка элективных курсов, разработанных педагогами именно нашей гимназии будет способствовать не только повышению качества преподавания но и обеспечнию преемственности в преподавании профильных предметов в нашей гимназии.