ЦЕЛИ УРОКА:
1. Познакомить учащихся с признаками осени и осенними явлениями;
систематизировать знания учащихся о временах года, месяцах.
2. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.
3. Воспитывать наблюдательность и умение слушать
ОБОРУДОВАНИЕ:
а) индивидуальные карточки с изображением предметов живой и неживой природы; карточки с названиями времен года: осень, зима, весна, лето;
б) карточки с названием признаков осени: похолодание, короткий день, листопад, лед на лужах, отлет птиц, окраска листьев;
в) иллюстрации с картинками осенней природы, листопада;
г) иллюстрации лисы, зайца, медведя, ежа, вороны, синицы, воробья, ласточки, стрижа;
д) календарь погоды;
е) условные знаки для календаря погоды;
ж) музыкальные произведения из альбома П.Чайковского “Времена года”.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
(Звучит музыка П. Чайковского “Времена года”, на партах лежат карточки с рисунками предметов живой и неживой природы
Рисунки: солнце, цветок, облако, ель, туча, куст, дождь, лиса, снег, ежик, девочка, мальчик, муравей, паук, камень, стрекоза, сосулька, щука, дятел.
Слова: ветер, иней, песок, воздух)
- Сядут те дети, у кого на карточках изображены предметы или слова неживой природы; а теперь сядут те дети, у кого на карточках изображены предметы живой природы.
2. Актуализация знаний.
Беседа.- Какие времена года вы знаете? (Предъявляются карточки с названиями времен года)
ОСЕНЬ |
ЗИМА |
ВЕСНА |
ЛЕТО |
- Расположите их по порядку, начиная с времени года, когда начинаются занятия в школе.
- Какое время года сейчас?
- Как вы это узнали?
- Назовите основные признаки осени (похолодание, короткий день, листопад, лед на лужах, отлет птиц, окраска листьев).
(На доске выставляются картинки, символы и карточки со словами по мере их называния.)
3. Совместное открытие нового.
1) Вступительная беседа.
(На доске картинки трех осенних месяцев)
< Рисунок 1> < Рисунок 2> < Рисунок 3>
- Рассмотрите эти рисунки. Назовите тему, которая объединяет все рисунки. (Осень).
- Чем они отличаются?
- Расположите рисунки в соответствии с периодами осени. Каким осенним месяцам они соответствуют? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
- Как изменяется неживая природа по месяцам:
(Учащиеся дают характеристику каждому признаку)
Солнце (положение над горизонтом).
Температура воздуха (тепло, прохладно, холодно).
Состояние неба (ясное, облачное, пасмурное).
Осадки (дождь, дождь со снегом, мокрый снег, снег).
Вывод:
- В чем причина происходящих изменений в неживой природе? (В похолодании)
2) Знакомство с календарем погоды.
- Все изменения погоды мы будем заносить в календарь погоды при помощи условных знаков (предъявляются условные знаки и карточки с названиями явлений природы).
Число |
Состояние неба (облачность) |
Температура воздуха |
Осадки |
Явления природы |
- Давайте понаблюдаем за погодой и занесем свои наблюдения в календарь погоды.
- Какое сегодня число? … Запишем в 1-ю графу.
- Отмечаем облачность (состояние неба) во 2-й графе. Для этого надо посмотреть на небо и вспомнить его состояние в течение дня. Если небо было ясное (светило солнце), а облаков было очень мало – ставим значок ясно. Если в течение дня небо затянуто облаками, солнце не проглядывает – ставим значок пасмурно. Если в течение дня небо то ясное, то затягивается облаками – ставим значок переменно.
- Отмечаем температуру воздуха в 3-й графе. Пока температуру воздуха будем отмечать цветом: тепло – красный квадратик, холодно – синий квадратик, прохладно – красно-синий квадратик. А позже температуру воздуха будем отмечать числовыми значениями по уличному термометру.
- Отмечаем осадки в 4-й графе. Осадки отмечаются только тогда, когда они есть (по наблюдениям в конце дня). Если был дождь – ставим значок , если шел снег – ставим значок .
- В последней графе будем отмечать явления природы: радуга, метель, гром, гололед, иней и другие. С их обозначением познакомимся позже.
- Классный календарь погоды будет заполнять дежурная группы синоптиков – вносить в него свои наблюдения за погодой. В конце каждого месяца будем подводить итоги.
3) Роль похолодания в наступлении осени.
- Проводя наблюдения за погодой, мы говорим о неживой природе. Вспомним признаки осени в неживой природе и подумаем, как эти изменения повлияли на живую природу.
(Выслушиваются ответы учащихся. Затем учитель делает обобщение ответов.)
- Солнце поднимается все ниже и ниже, день становиться короче.
- Земля и воздух прогреваются меньше. Становится холоднее. На лужицах появляется первый ледок.
- Небо все чаще затягивают облака и тучи.
- Дожди становятся холоднее, затяжнее и начинает пролетать снег.
- В чем же причина происходящих в природе изменений? (Похолодание)
4) Работа в группах: составление картин “Ранняя осень”, “Поздняя осень”, “Золотая осень”.
- А сейчас будем создавать сами картины осени (ранней, поздней, золотой) используя рисунки, символы. Для этого разделимся на 3 группы (по рядам).
Задание каждому ряду определяем “слепым” методом – вытягиваем конверт с заданием. На столе лежат элементы картин, используя их, составьте картину ранней, золотой или поздней осени.
- Сначала вы собираетесь группой, читаете задание, вспоминаете признаки данного периода осени, набираете необходимые символы и составляете картину. Время работы 5 минут.
(Во время работы звучит музыка П. Чайковского из альбома “Времена года”.
По окончании картины предъявляются классу и еще раз вспоминаются признаки каждого периода осени.)
5) Похолодание (все изменения в неживой природе) – причина изменения в жизни растений.
- С наступлением осени многие травы, рассеяв семена, погибают. У некоторых из них погибает лишь наземная часть, но остаются корни, весной они дают жизнь растениям. У деревьев и кустарников опали листья, но сохранилась наземная часть и корни. Многие деревья и кустарники рассеяли свои семена, дуб – желуди, клен – крылатки. Из семян вырастут молодые деревца – жизнь продолжается.
6) Похолодание и жизнь животных.
- Похолодание отражается на жизни животных. Животные к холодной зиме готовятся осенью.
- Как это происходит? (Выслушиваются ответы учащихся и обобщаются учителем).
Животные готовятся в холодной зиме: лисы утепляют свои норы, белки прячут в дупло свои запасы пищи и утепляют его, медведь ищет удобную и теплую берлогу, еж зарывается в листья, заяц выбирает укромное местечко под густым кустом, чтобы прятаться от непогоды. Исчезают насекомые – комары и мошки.
< Рисунок 4> < Рисунок 5> < Рисунок 6> < Рисунок 7> < Рисунок 8>
- Птицы, которые питаются насекомыми, улетают в теплые края: стрижи, ласточки, соловьи, зяблики, трясогузки (учебник, стр.58).
< Рисунок 9> < Рисунок 10>
- Остаются: воробьи, синицы, голуби, галки, вороны.
< Рисунок 11> < Рисунок 12> < Рисунок 13>
- Они найдут корм и пищу у жилья.
- О домашних животных позаботятся люди, о себе люди тоже не забывают – у них тепло в домах.
- А как позаботиться о тех птицах и зверьках, которые остаются на зиму? (Подкармливать их, организовать птичьи столовые или смастерить кормушки).
- Посмотрите, какие кормушки можно изготовить с помощью родителей. (Показывается картинка с разными видами кормушек).
4. Закрепление:
- Откройте учебники на странице 51. Выполним задания этой страницы.
1) рассмотрите рисунки и расскажите, как разные животные осенью готовятся к суровой зиме.
2) составьте текст о том, как животные готовятся к зиме, вставляя в текст подходящие слова из
рамки.
5. Итог:
- Откройте учебник на странице 49. Прочитайте текст.
- Вспомните, что важного узнали сегодня на уроке. (Повторить основные признаки осени, вспомнить о роли похолодания)
6. Домашнее задание:
- Нарисуйте рисунок на тему “Осень”. Постарайтесь на нем изобразить основные признаки осени.