Цели урока:
Обучающая:
показать на конкретных примерах роль света в жизни человека; сформировать представление о естественных и искусственных источниках света;Развивающая:
развивать мировоззрение учащихся; навыки умений анализировать, сопоставлять и делать выводы;Воспитательная:
учить находить и воспринимать прекрасное в природе, воспитывать бережное к ней отношение, а также к людям, лишенных зрения.Тип урока:
лекция с элементами беседыФорма проведения урока: традиционная с применением компьютерной технологии.
Место урока в учебном плане:
вхождение в тему “Оптика”.Оборудование:
компьютер, презентация “Свет” (см. приложение), проектор (или медиапроектор), акустические колонки.Ход урока.
I. Организационный этап (1-2 мин)
Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.
Слайд 2.
Учитель. Ученый исследует законы природы не потому, что это приносит пользу; он делает это потому, что такое занятие доставляет ему радость, а радуется он потому, что Природа красива. Если бы это было не так, то Природу не стоило изучать, а если ее не стоило бы изучать, то и жизнь не имела бы смысла.
II.
Подготовка к активному и сознательному усвоению учебного материала (2 мин)Слайд 3.
ы
В затемненном кабинете на столе горит свеча. Звучит “Лунная соната” Бетховена в современной обработке. Учитель читает отрывок из стихотворения Б.Л.Пастернака “Зимняя ночь”.
Мело, мело по всей земле
Во все пределы,
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Что объединяет эти произведения?
Учащиеся. Свет.
Учитель. Сегодня на уроке вы начнете изучать новый раздел физики - “Оптику”. Вы узнаете, что такое свет, познакомитесь с источниками света, узнаете, как распространяется свет и каково его значение в нашей жизни.
III. Усвоение новых знаний, умений и навыков (15-18 мин)
Слайд 5-6
Учитель. Восприятие окружающего мира по количеству информации на 90% осуществляется с помощью зрения. Зрение – это способность видеть окружающий мир, процесс зрительного восприятия предмета. Зрительный аппарат состоит из глаз и мозга. Свет от окружающих предметов попадает в глаз, вызывая реакцию его чувствительных элементов (сетчатки). Эта реакция расшифровывается мозгом, и мы видим изображение. Посмотрите фрагмент видеофильма “Микрокосмос”…
Обладая прекрасным даром – зрением, мы ежедневно восхищаемся красотой и уникальностью окружающего мира. Но можем ли мы детально пронаблюдать такие явления, как испарение, форму падающей капли воды во время дождя, передачу пыльцы растением маленькой пчелке, и ?… Знание закономерностей световых явлений позволяет конструировать различные оптические приборы, которые находят широкое применение в практической деятельности человека и позволяют нам заглянуть в Микромир. Сегодня я хочу предложить вам стать свидетелями великого таинства - рождения комара…
Наверняка рядом с вами живут люди, которые лишены зрения. Как им живется в этом мире?… Эксперимент. Закройте глаза и представьте “жизнь во тьме”. (Фронтальная беседа о бережном отношении к слепым людям)
Слайд 7
Учитель. Что же такое свет? Природа его сложна. Ученые выделяют ее двойственную природу. Свет - это поток очень маленьких частиц – фотонов. Они существуют только в движении со скоростью света и обладают массой и энергией. Скорость света:
- в вакууме - 3 ·108 м\с;
- в воздухе – 2,99 ·108 м\с;
- в воде – 2,25 ·108 м\с;
- в стекле - 2 ·108 м\с.
Попадая на тела, свет отдает свою энергию и производит различные действия.
Свет - это видимое излучение. Это электромагнитные волны, вызывающие у человека зрительные ощущения. Главным источником света для нас является Солнце. Оно излучает электромагнитные волны всевозможных частот. Большая их часть никаких зрительных ощущений у человека не вызывает, это невидимые излучения (радио-, инфракрасное и ультрафиолетовое, рентгеновское и гамма-излучения). Зрительные ощущения у человека вызывают электромагнитные волны частотой от 400 до 800 ТГц. При этом излучения разных частот вызывают ощущения разных цветов - от красного до фиолетового. В отличие от человека некоторые насекомые различают ультрафиолетовое излучение, а некоторые виды ящериц - инфракрасное. Поэтому мир красок, воспринимаемых этими животными, существенно отличается от нашего.
Солнце - не единственный источник света. Помимо него существует множество других тел, излучающих электромагнитные волны видимого диапазона. Среди них есть искусственные и естественные источники света.
Слайд 8.
Источники света мы видим потому, что создаваемое ими излучение попадает к нам в глаза. Предметы мы видим потому, что свет, достигнув предмета, отражается от поверхности и рассеивается по всевозможным направлениям.
Слайд 9.
То, что Луна светит не своим, а отраженным солнечным светом, впервые понял древнегреческий ученый Демокрит (V в. до н.э.). Вид Луны на небе постоянно меняется (происходит, как принято говорить, смена фаз Луны): иногда мы видим ее в виде узкого серпа, иногда - в виде полного яркого диска (демонстрация рисунка с фазами Луны). Происходит это из-за непрерывного изменения положения Луны относительно Земли и Солнца. Наблюдения за изменением лунных фаз позволили древнегреческому ученому Пифагору сделать еще одно открытие: Луна представляет собой не плоский диск, а шарообразное тело.
А как распространяется свет?
Слайды 10-12
Впервые закон прямолинейного распространения света был сформулирован в III в. до н.э. древнегреческим ученым Евклидом. Под прямолинейностью распространения света он имел в виду прямолинейность световых лучей. Сам Евклид, правда, отождествлял лучи света со “зрительными лучами”, которые якобы выходили из глаз человека и в результате “ощупывания” предметов позволяли видеть последние. Такая точка зрения была достаточно широко распространена в древнем мире. Однако уже Аристотель спрашивал: “Если бы видение зависело от света, исходящего из глаз, как из фонаря, то почему бы нам не видеть в темноте?” Теперь мы знаем, что никаких “зрительных лучей” не существует, и видим мы не потому, что какие-то лучи выходят из наших глаз, а наоборот, потому что свет от различных предметов попадает нам в глаза.
Под световым лучом в современной физике понимают достаточно узкий пучок света, который в той области, в которой изучается его распространение, можно считать не расходящимся. Это физический световой луч. Различают еще и математический (геометрический) луч - это линия, вдоль которой распространяется свет. Этим понятием мы и будем пользоваться.
Понятия. Тень, полутень, затмение.
IV. Подведем итоги.
Запись в тетрадях ОК по теме урока.
V. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (10 мин)
Учащиеся отвечают на вопросы:
? У Козьмы Пруткова есть афоризм: “Если у тебя спрошено будет: что полезнее, Солнце или месяц? - ответствуй: месяц. Ибо Солнце светит днем, когда и без того светло, а месяц - ночью”. Прав ли Козьма Прутков? Почему?
? Назовите источники света, которыми вам приходилось пользоваться при чтении?
? Нагретый утюг и горящая свеча являются источниками излучения. Чем отличаются друг от друга создаваемые этими приборами излучения?
? Из древнегреческой легенды о Персее: “Не далее полета стрелы было чудовище, когда Персей взлетел высоко в воздух. Тень его упала в море, и с яростью ринулось чудовище на тень героя. Персей смело бросился с высоты на чудовище и глубоко вонзил ему в спину изогнутый меч”.
Что такое тень и какой физический закон позволяет объяснить ее образование?
?От чего на самом деле зависит видимая форма Луны?
? Шар раскаленный, золотой
Пошлет в пространство луч огромный,
И длинный конус тени темной
В пространство бросит шар другой.
Какое свойство света нашло отражение в этом стихотворении А.Блока? О каком явлении говорится в стихотворении?
VI. Д/З. А.В.Перышкин. Физика-8 § 62, задание 12 на с. 152.
Задание для желающих: подберите пословицы, поговорки о свете, составьте кроссворд по теме урока.
Литература:
1. А.В. Перышкин Физика – 8. М: Дрофа, 2004 г.
2. “Физика” Приложение к “Первое сентября”, № 13, 2000 г. №13, 2001 г.
3. Биофизика на уроках физики, М: Просвещение, 1988 г.
4. Неизвестное об известном. Москва, “Росмен”, 1997
5. Мир вокруг нас, Энциклопедия для любознательных. Москва: АСТ “Астрель”, 2002 г.
6. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, в 10 частях, версия 2004 г.
Обзор электронных образовательных ресурсов
Электронные ресурсы, где можно найти информацию, фотографии и схемы по теме “Оптика”:
1.mpu.edu.ru \\ модели уроков с применением ИТ
2.1C: Репетитор Физика. Справочные материалы, 2000 г.
3.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия , в 10 частях, версия 2004
4.Открытая физика 1.1, 2.0, 2.5. Физикон.
5.Yandex : Наука и образование:
1.http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/
По ключевому слову “Оптика” или “Световые явления” в различных поисковых системах (Yandex, Rambler, Aport) можно найти максимум информации, но конкретно для урока, задуманного мною, такой информационной поддержки я не нашла.
Примечание:
Видеофрагменты, имеющиеся в презентациях, изготовлены самостоятельно с видеокассет. Фильмы оцифрованы с помощью TV-тюнера с видео захватом, а затем с помощью программы Adobe Premiere 6.5 отредактированы по замыслу урока.
Приложения