Вашему вниманию предлагаются буклеты по темам: “Предложение”, “Звуки и буквы”, “Орфограммы 1 и 2 классов”, “Имя существительное”. (Приложение 1- документы созданы в формате Word.doc. Приложения 2, 3, 4, 5, – в формате Publisher.doc.) Их использование позволяет осуществить деятельностный подход в обучении детей 2-го класса русскому языку.
Буклеты вводятся постепенно, по мере изучения данных тем. Заполняются и используются в течение всего учебного года. Они способствуют развитию умения работать с информацией, выделять главное и существенное, что является обязательным компонентом формирования ключевых компетентностей у учащихся.
Представленный урок показывает приемы использования этих буклетов.
Тема: Имя существительное (обобщение)
Цели: 1. Повторить знания об имени существительном.
2. Развивать речь учащихся; учить обобщать, доказывать и обосновывать свои ответы.
3. Воспитывать аккуратность письма и любовь к русскому языку.
Оборудование: игра "Теремок", ребус – название города, карта путешествия (рисунок 1), фигурка человечка, буклет “Имя существительное”, доска, мяч, учебник А.В.Поляковой “Русский язык. 2 класс”
Ход урока
I. Организация класса
- Проверьте, все ли готово к уроку? Сегодня я вас приглашаю на урок-путешествие. Давайте приготовим свои руки перед дорогой.
II. Минутка чистописания
1. Пальчиковая гимнастика. 2. – Букву для чистописания вы определите из загадки.
Поглядите-ка, друзья, Смастерил скворечник я. А в скворечник залетела Вместо птички - буква ?..
- Верно, это буква Я (открывается картинка)
3. – Определите порядок следования букв в данном ряду:
Яяб Яяв Яяг Яяд… (Заглавная Я , строчная я чередуются с согласными буквами с начала алфавита). (пишут)
- Какие словарные слова вы знаете с буквой "я"? (Ягода, язык, деревня, заяц.)
- Найдите в этом ряду “лишнее” слово (выслушиваются все варианты, предложенные детьми)
III. Физминутка
Зайцы бегали в лесу, Повстречали там лису Прыг-скок, прыг-скок, Спрятались под кусток. - Побежал заяц дальше.
IV. Словарная работа
-На пути он увидел… что?.. (Теремок) (рисунок 2)
- Кто-кто в теремочке живет? (в кармашках вставлены буквы ч, о, е, к, л, в, е) ч о е к л в е (буква ч обозначает звук [ч] – он согласный, всегда мягкий, глухой и т.д.о каждой букве) - Составьте слово из этих букв, выполните краткий фонетический разбор слова. человек – 3 слога, 7 б., 7 зв., 3 глас., 4 согл. - Подберите однокоренные слова. (Учитель добавляет составленный ряд слов своими) человечек, человеческий, человечный, очеловечивать. (Слова учащиеся записывают в тетрадь)
- Значение каких слов вам непонятно? (Учитель объясняет значения непонятных слов) - Вот с этим человечком мы и будем путешествовать. (Учитель показывает фигурку человечка)
V
- В каком городе мы с вами живем? (Тольятти) И называемся тольяттинцами. А в каком городе живут самарцы? А москвичи? С нашим человечком мы отправляемся в город, название которого вы отгадаете из ребуса
("Части речи") 1) - Смотрите, человечек привел нас в квартал жителей этого города. А кто эти жители, вы сейчас сами догадаетесь.
- Давайте запишем в тетрадь слова под диктовку: солнце, ученики, парты, доктор, вагоны, сестра, братья, школа, поля, багаж.
- Верно, мы с вами находимся в квартале имен существительных.
Запишите тему урока “Имя существительное”
- Сегодня на уроке, мы с вами повторим все то, что уже узнали об имени существительном, а помогут нам в этом наши буклеты.
- Исследуйте ряд слов, который мы записали и придумайте интересное задание, используя таблицы буклета. (Дети могут предложить вопрос: как распределить слова в две группы – единственное и множественное число, либо одушевленные и неодушевленные предметы)
- Распределите эти слова в два столбика, запишите в тетрадь. (Можно выполнить оба предложения детей по вариантам) - Допишите еще по два слова в каждый столбик. - Выполнив задание, сделайте обобщение, какие знания мы повторили, выполняя это упражнение?
( - Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные;
- имена существительные изменяются по числам)
VI. Физминутка (сидячая)
- Я вам буду называть слова, если это одушевленное существительное, то вы делаете хлопки над головой вытянутыми вверх руками, если неодушевленное – хлопаете в ладоши внизу под коленками.
Бабушка, избушка, плоды, вагон, доктор, гнездо, мышь, жаворонок, воздух, лисица.
2) - Идем дальше. Смотрите, перед нами необыкновенный домик с тремя окошками. Интересно, о чём нам с вами говорят эти окошки? (Это местоимения, которые помогают нам определить род имен существительных)
- Найдите около этого домика предметы и запишите в нужную в буклете табличку, распределив их в нужный столбик (яблоко, петух, скамейка, лопата, цветок, лейка, мяч, облако) - Сделайте обобщение, как вы определяли род существительных?
- А когда нельзя определить род у существительного? (Во множественном числе) 3) -А теперь рассмотрите материалы буклета еще раз и составьте рассказ, что вы уже знаете об этой части речи?
VII.Физминутка для глаз
VIII. Закрепление
- Пока мы с вами были в гостях у имен существительных, появилась тучка и пошел дождь. Страна-то волшебная. Правда, человечек взял зонтик, но капелька необычная, поэтому зонт нас не спасет. Чтобы дождь прекратился, нужно выполнить задание, давайте перевернем капельку. (Дети выполняют упражнение №241 из учебника с. 109 в тетрадях, два ученика у доски) Проверка (по рядам) - Дождик кончился и мы оказались на "Игровой полянке". 1) Игра "Смысловые связи" (по группам)
Напишите слово, стоящее перед скобками, и два слова из скобок, которые находятся с ним в смысловой связи. Свой выбор обоснуйте. Определите число, род существительных.
Для 1 группы Аптека(мыло, доктор, лекарство, уколы, бинт, больной)
Для 2 группы Вагон (багаж, чемодан, постель, чайник, попутчик, газета, проводница)
Для 3 группы Почтальон ( письмо, сумка, адрес, книга, рассказ, газета)
Для 4 группы Море (ракушка, моряк, корабль, берег, рыба, песок)
(выслушиваются ответы групп, высказывают свое мнение: согласны ли с ответом, либо предлагают свой вариант выбора слов) 2) - А вот еще одна игра "Отправь с мячом слово" - Я отправляю вам существительное во множественном числе, а вы мне возвращаете мяч с этим словом в единственном числе.
(Ягоды, орехи, поля, кузнецы, окна, стекла, поезда, моря, леса, ученики, школы, песни)
- Составьте два предложения с именами существительными, которые вы запомнили, запишите их в тетрадь. Надпишите род над именами существительными.(2-3 ученика зачитывают свои предложения) - Вот и закончилось наше путешествие. Где мы с вами побывали? (В гостях у имен существительных) Давайте проверим себя, выполнив задание экспресс-опроса (на полях) да- "+", нет- "- " 1. Существительное – это часть речи. 2. Доктор - это имя существительное. 3. Сорока, яблоня, вагон – это неодушевленные существительные. 4. Имена существительные обозначают признаки предмета. 5. У имени существительного во мн.ч. нельзя определить род.
6. К существительным женского рода можно подставить местоимение оно.
7. Леса, моря, дороги – эти существительные стоят во множественном числе Cамопроверка (с доски)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
(Дети оценивают свою работу на полях)
IX. Итог урока
- Что вам понравилось в нашем путешествии?
X. Домашнее задание
Упражнение № 243.