Устранение речевых нарушений учащихся начальных классов в условиях малокомплектной школы

Разделы: Начальная школа


В повышении качества образования и воспитания актуальным является психолого-педагогическое изучение школьников, своевременное выявление причин отставания отдельных учеников и выбор наиболее эффективных путей устранения этих отставаний.

Сейчас широко используются современные диагностические методики В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, О.Б.Иншаковой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной и др., в которых учитывается возраст ребенка, уровень его психоречевого развития, особенности эмоционально-волевой сферы и поведения. В 1-й главе описывается диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов Т.А.Фотековой и Т.В.Ахутиной.

Следующий этап – коррекционная работа. Организация системы логопедического воздействия строится на принципах доступности, гуманности, индивидуального дифференцированного подхода, последовательности и систематичности и др.

Цель: повышение качества обучения младших школьников путем своевременного выявления и устранения нарушений речи. Исходя из этого ставят такие задачи:

1. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей.

2. Диагностирование речевых нарушений (письмо и чтение).

3. Выбор наиболее эффективных путей устранения нарушений речи.

4. Организация логопедической помощи в малокомплектной школе.

Объект коррекционно-развивающей деятельности – речевые нарушения детей.

Предмет – логопедическая работа в малокомплектной школе.

Гипотеза – повышение качества обучаемости в начальных классах через создание логопедической работы.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

Целый ряд факторов влияет на рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД), которые приводят к нарушению развития высших психических функций (ВПФ), в том числе и речевых. К этим факторам можно отнести как ухудшение экологической и социальной обстановки, так и недостатки медицинской помощи при родах и выхаживании детей после родовых осложнений. Комплексное обследование детей с общим недоразвитием речи позволила высказать некоторые предположения о нейрофизиологических механизмов, которые лежат в основе дефекта. Отсюда следует, что эта группа детей нуждается в специальном подходе при коррекции речевых нарушений.

В специальных исследованиях, проведенных в лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН, была установлена зависимость между состоянием речевого развития ребенка и возможностью усвоения им школьных знаний. Выявлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку. Это прежде всего дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования.

При этом наблюдаются не только нарушения внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова.

Отставание в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребенка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе.

Еще большие затруднения при обучении испытывают дети с ОНР (общее недоразвитие речи), которое проявляется в нарушениях не только произношения, но и лексико - грамматических средств языка.

Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития.

В России создана развернутая сеть специальных учреждений школьного и дошкольного типа, которые обеспечивают условия, необходимые для обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями. Здесь обучение проводится по специальным программам и методикам.

Однако не все учащиеся с отклонениями в речевом развитии нуждаются в специальных школах. Значительная их часть может обучаться в общеобразовательных школах, но при условии, что им будет оказана специальная логопедическая помощь.

Ряд опытных учителей начальных классов своевременно выявляют учеников с недостатками речи, упорно ведут работу над преодолением имеющихся у них нарушений устной и письменной речи и достигают хорошей успеваемости. Но подобных примеров привести немного. А значит проблемы остаются не решенными.

Поэтому, в любых общеобразовательных школах просто необходимо создание логопедической помощи.

Существовавшая раньше методика обследования устной речи учащихся не всегда удовлетворяла логопедов-практиков, поскольку она требовала индивидуальных форм обследования. Учитывая большое количество детей, многообразие имеющихся у них речевых нарушений, учитель-логопед не в состоянии глубоко и тщательно в отведенное для обследования время изучить поступающих на логопедический пункт детей. Поэтому он или не укладывается в сроки, отведенные для обследования, или проводит обследование формально, что неизбежно отражается на качестве логопедической работы, поскольку именно обследование устной и письменной речи учащихся является определяющим этапом для всей последующей учебно-коррекционной деятельности.

Учитель начальных классов должен хорошо знать особенности речевого развития своих учеников. Своевременное выявление речевых недостатков поможет ему определить, в какой помощи они нуждаются и как оказать им эту помощь наиболее эффективно.

Ещё в ходе диагностического обследования, которое проводится во время различных видов активной деятельности детей, используется индивидуальный дифференцированный подход с изучением истории развития, анамнеза заболеваний, особенностей поведения каждого ребенка. Во многом этому способствует использование современных диагностических методик В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, О.Б.Иншаковой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной и др., в которых учитывается возраст ребенка, уровень его психоречевого развития, особенности эмоционально-волевой сферы и поведения.

Сейчас много разных методик по диагностике речи учащихся. Я проводила диагностику по пособию Т.А.Фотековой и Т.В.Ахутиной “Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов”.

Нейропсихологические методы в настоящее время успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении. Эти методы могут быть продуктивны в работе с детьми с системной патологией. В первую очередь это дети с общим недоразвитием речи (ОНР) и с задержкой психического развития (ЗПР). Картина нарушений у таких детей неоднородна и не исчерпывается речевыми симптомами. У большинства из них отмечается несформированность и других высших психических функций. Комплексное нейропсихологическое обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции.

Предлагаемая методика обследования детской речи сочетает традиционные для логопедической практики приемы с некоторыми нейропсихологическими методами, разработанными Л.С.Цветковой, Т.В.Ахутиной и Н.М.Пылаевой для оценки речи взрослых больных с афазией.

Методика носит тестовый характер, процедура её проведения и система оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и определить степень выраженности нарушения разных сторон речи, а также удобно для прослеживания динамики речевого развития ребенка и эффективности коррекционного воздействия.

В отличие от ранее опубликованного варианта методики, новый предоставляет более широкие возможности для диагностики, поскольку предусматривает оценку не только экспрессивной, но и импрессивной, не только устной, но и письменной речи. Изменены критерии основных оценок и введена система дополнительных, что значительно повышает качество анализа результатов обследования. Разработана новая процедура обработки и интерпретации данных, которая позоляет проанализировать особенности выполнения заданий методики на двух уровнях:

  • логопедическом – через систему основных оценок, определение общего уровня успешности, вычерчивание речевого профиля и констатацию уровня сформированности разных сторон речи;
  • нейропсихологическом – углубленном уровне анализа, дающем возможность не только выявить недостаточность тех или иных компонентов речевой системы, но и приблизиться к пониманию качественной специфики этой недостаточности и лежащих в её основе психологических механизмов. Для достижения этой цели в процедуру обработки введена система дополнительных оценок и вычисления суммарных индексов, позволяющих судить о функциональном состоянии передних и задних отделов коры головного мозга.

В лингвистике существует два вида связей языковых элементов: - синтагматические – соединяющие следующие друг за другом элементы речи, т.е. обеспечивающие слитность и целостность высказывания, и парадигматические – обусловленные включением элементов в систему противопоставлений или иерархических кодов. Парадигматический принцип действует на разных уровнях: в системы таких противопоставлений входят артикулемы, фонемы, морфемы, лексемы.

Каждому виду языковых связей соответствуют свои речевые операции. Так, синтагматическим связям отвечают операции комбинирования элементов в последовательные сукцессивные комплексы. Сюда относятся создание внутриречевого замысла, грамматическое структурирование и составление послоговой кинетической схемы высказывания. Парадигматическим связям соответствуют операции выбора языковых единиц, связанных отношением сходства и образующих симультанное целое. В процессе порождения речи эти операции конкретизируют схему высказывания посредством выбора нужных слов, звуков, артикулем.

С целью более точной квалификации речевого нарушения полезно определить, какие речевые операции не сформированы у ребенка в большей степени, и тем самым выяснить, о функциональной слабости отделов мозга свидетельствует.

Логопедический и нейропсихологический уровни анализа результатов в совокупности дают полное представление о картине речевого нарушения и, что особенно важно, позволяют выработать стратегию направленной коррекционной работы, предусматривающей сотрудничество логопеда и психолога. Однако при необходимости можно ограничиться только первым уровнем обработки и интерпретации данных, поскольку и взятый в отдельности он тоже достаточно информативен.

Таким образом, методика удобна для:

- диагностики;

- уточнения речевого дефекта и оценки выраженности нарушений разных сторон речи;

- построения системы индивидуальной коррекционной работы;

- отслеживания динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.

Методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста.

Ее применение не требует использования наглядных средств и доступна каждому учителю.

При необходимости уточнить состояние какой-либо стороны речи каждая из серий методики может быть использована самостоятельно.

Методика состоит из двух разделов. Первый, большой по объему, направлен на исследование особенностей устной речи, второй – на проверку письменной речи.

Первый раздел включает два блока, позволяющих констатировать уровень сформированности экспрессивной и импрессивной речи. Каждый блок, в свою очередь, подразделяется на серии, а серии на группы заданий, объединяющих конкретные речевые пробы.

Второй раздел методики направлен на проверку письменной речи. Он состоит из трёх серий, которые представлены в вариантах несколько отличающихся для первоклассников и учащихся 2-4 классов.

Для каждой серии и группы заданий разработаны собственные критерии оценки.

При первичной обработке производится суммирование баллов за каждую пробу, группу заданий, серию, блоки и методику в целом. Максимально успешный результат соответствует 900 баллам. Можно перевести полученное абсолютное значение в процентное выражение. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики можно соотнести с одним из четырёх уровней успешности:

4 уровень – 100-80%;

3 уровень – 79,9-65%;

2 уровень – 64,9-50%;

1 уровень – 49,9% и ниже.

Главенствующая роль по формированию тех или иных языковых умений отводится логопедическим занятиям. В содержание данных занятий входит постановка правильного произношения, работа над слоговой структурой слов, развитие лексико-грамматических навыков, связной речи, подготовка к обучению грамоте, устранение вторичных нарушений - недостатков письменной речи у младших школьников.

В логопедические группы зачисляются учащиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке. Зачисление в логопедические группы осуществляется на основе обследования речи обучающихся которое проводится с 1 по 15 сентября и с15 по 30 мая. Занятия проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут. Темы групповых занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале логопедических занятий.

Чтобы адаптация, обучение и корекция были более эффективными, во все эти процессы привнесены элементы игры. Кто-то может возразить, что в школе у детей ведущая деятельность - учебная, а игровая была таковой в дошкольном возрасте, но вся история развития человечества, его культуры и составной её части - образование, говорит о высочайшем назначении игры как способа адаптации ребенка к реалиям взрослой жизни.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, считающая игру ведущим методом обучения и воспитания младшего дошкольного возраста.

Сулгачинская средняя общеобразовательная школа Амгинского улуса по статусу малокомплектная. Следовательно, в ней не предусматривается штат логопеда. Так как я была решительно настроена в создании логопедической помощи учащимся начального класса, меня поддержала администрация школы. Из кружковых часов выделили 3-часа на проведение занятий. То есть, логопедические занятия должны проходить как предметный кружок. Тем не менее я добилась своей цели.

Во многих школах работают логопедические пункты. Деятельность логопедического пункта предполагает системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных блоков (этапов): диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного.

Важное место в работе логопеда занимает диагностический этап, во время которого происходит выявление факторов риска для каждого ребенка. Под них в перспективе подстраивается вся система коррекционно-речевой работы.

Я в работе применила предлагаемую Т.А.Фотековой и Т.В.Ахутиной “Диагностику речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов”. Из методики обследования речи младших школьников был использованы первый м второй разделы. Первый раздел самый большой по объему раздел, направлен на исследование особенностей устной речи. Включает два блока, позволяющих констатировать уровень сформированности экспрессивной и импрессивной речи. Каждый блок подразделяется на серии, а серии – на группы заданий, объединяющих конкретные речевые пробы. Во-втором разделе – письменная речь в которую входят исследование навыков языкового анализа, исследование навыков письма и чтения.

Диагностика проведена в конце учебного года в 3-ем классе, обучающихся по программе 1-4 в традиционной школы. Учащихся всего 10.

  1. Звукопроизношение – 30 баллов
  2. Слоговая структура – 15
  3. Звуковой состав – 15
  4. Артикуляционная моторика – 30
  5. Цепочка слогов – 30
  6. Словообразование – 90
  7. Грамматическая структура – 150
  8. Рассказ по серии – 60
  9. Пересказ – 60
  10. Номинативная функция – 120
  11. Импрессивная речь – 120
  12. Логико-грамматические конструкции – 60
  13. Письмо – 45
  14. Чтение – 45

В таблице: верхняя первая строка – пронумерованы учащиеся начиная с 1 по 10 столбцы и 11столбец – наибольший балл.

В первом столбце пронумерованы задания с 1 по 14, 15 - общий балл, 16 – процент выполнения, 17 – уровень успешности.

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

1.

30

28

30

30

24

28

30

30

30

20

30б

2.

14

15

15

15

15

12

15

14

14

9,5

15б

3.

12

13

10

10

13

12

13

13

14

10

15б

4.

21

20

28

28

27

27

26

28

24

30

30б

5.

27

26

25

25

28

27

25

27

15

26

30б

6.

61

54

76

71

75

51

84

78

73

51

90б

7.

118

117

112

105

141

121

145

141

122

105

150

8.

38

52

45

40

58

55

59

58

45

45

60б

9.

45

50

55

50

58

55

60

58

50

50

60б

10.

112

101

102

97

114

112

117

117

113

97

120

11.

115

104

113

110

117

112

120

116

107

115

120

12.

41

42

51

42

59

58

59

58

58

50

60б

13.

15

15

45

45

30

30

45

45

30

15

75

14.

5

5

10

5

10

5

10

10

0

5

45

15.

654

642

717

677

769

705

808

850

695

600

900

16.

58,8

57,7

64,5

60,9

69,2

63,4

72,7

76,5

62,5

54

100

17.

2ур

2ур

3ур

2ур

3ур

2ур

4ур

4ур

2ур

2ур

1-4

Из таблицы видим, что из 10 обследованных учащихся 2 имеют 4-й уровень, 2 – 3-й уровень, 6 учащихся имеют 2-й уровень.

Из этих 6-ти учащихся в начале 4-го класса были проверены 5 (1 выбыл). При первой проверке особенно низкими были показатели по письму и чтению. Вторая проверка дала следующие данные:

 

Письмо

Чтение

Общий балл

 

(45 баллов)

(45 баллов)

(90 баллов)

Борисов Дима (1)

15

30

45

Гоголев Дима (2)

30

45

75

Неустроев Антон (4)

45

45

90

Никитин Алёша (6)

30

30

60

Стручков Айал (9)

15

30

45

В логопедическую группу включены Борисов Дима и Стручков Айал. Таким образом, из третьего класса, которых я учу, в логопедическую группу были зачислены 2 ученика. А с обследованных учащихся 3-го класса – 2, со 2-го класса – 4, с 1-го класса 3 учащихся. По просьбе матери был зачислен ученик из моего класса Неустроев Петя. Всего – 12 учащихся.

В течение учебного года все регулярно посещали занятия. В конце учебного года при повторном обследовании, низкий показатель выявлен у тех же 12-и учащихся. 3 ученика окончили начальные классы, поэтому к началу будущего года – будет 9 учащихся. Со второго полугодия может наберутся с 1-го класса.

Из этих 12 учащихся 1 ученик с двуязычием (бабушка русская, а среда, т.е., детсад и школа – якутские), 2 – с ЗПР (оба учатся в первом классе, раньше в детсад ходили нерегулярно), 5 – с ОНР (среди них есть близнецы), остальные с нерезко выраженными ФФНР.

Таким образом, анализ психолого-педагогической работы показывает, что речь во всем её видовом многообразии - необходимый компонент общения. Её становление требует разнообразных методов и приемов. Она проходит большой, сложный путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребенка, требует систематических знаний, умений педагога, его творчества.

Работая таким образом, организовав работу логопеда в малокомплектной школе в форме кружковой работы (выявляя самостоятельно недостатки речи у детей, учитель в процессе прохождения программного материала, индивидуализируя методы и приемы обучения), может весьма эффективно осуществлять коррекцию имеющихся нарушений. Тем самым повысить успеваемость учащихся.