Урок естествознания "Жилище человека. Город и деревня"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закрепить и обобщить знания обучающихся о жилище человека, о его особенностях; выделить основные различия города и деревни.
  2. Учить анализировать, сравнивать, находить закономерности, убеждать, доказывать свою точку зрения, решать проблемные вопросы. Развивать познавательные процессы и навыки компьютерной грамотности.
  3. Воспитывать товарищество, любовь к родному краю, умение работать в группе.

Форма проведения урока: индивидуально-групповая

Педагогические технологии: информационно-коммуникационные

Методы: словесный, наглядный, поисковый.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование:

  • Компьютеры;
  • Проектор;
  • ММК “Обществознание” (авторы Беккер Н.В. и Пашкова Л.К.);
  • Слайды с изображением различных жилищ и видов города;
  • Листы бумаги;
  • Маркеры.

План урока

  1. Организационный момент (3-5 мин.)
  2. Мозговой штурм (5 мин.)
  3. Введение в тему урока (5 мин.)
  4. Работа с курсом “Обществознание” (5-7 мин.)
  5. Работа в группах (решение проблемной ситуации) (15 мин.)
  6. Итог урока (5 мин.)
  7. Домашнее задание (3 мин.) 

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы находимся в сотнях километров друг от друга, но легко и свободно сможем общаться друг с другом посредством компьютерных технологий.

Для начала давайте познакомимся друг с другом. В нашем классе находятся ребята 4 класса “Д” гимназии №56 г. Томска. А по другую сторону экрана мы видим ребят 4 класса Молчановской школы. Чтобы наша работа была четкой, давайте определимся, что ребята молчановской школы будут 1 группой, а ребята Томска – 2 группой.

Тема нашего урока “Жилище человека. Отличие города и деревни”. Сегодня у нас есть уникальная возможность взглянуть на одну из тем с различных точек зрения, обменяться информацией друг с другом, узнать больше друг о друге.

2. Мозговой штурм.

- Подумайте и назовите, какие виды жилищ вам известны.

(Ответы детей)

Обобщение ответов детей.

Где бы ни поселился человек – в жарких странах, за полярным кругом, на берегу моря или высоко в горах, ему обязательно нужно жилище, чтобы укрыться от холода или жары, от дождя и ветра. Люди всегда строили свои дома из того, что было под рукой, приспосабливались к природным условиям.

Демонстрация слайдов с изображением различных жилищ

  • На Крайнем севере, где все покрыто снегом и льдом, строят свое жилище эскимосы – иглу – из снежных кирпичей с окнами, из кусков речного льда. Чтобы в иглу было тепло, там зажигают плошки с тюленьим жиром, покрывают пол и стены звериными шкурами.
  • Жителям лесов было, конечно, лучше - их избы, сложенные из толстых бревен, проконопаченные паклей и мхом, надежно защищали от морозов и зверей.
  • А в степи, где лесов мало, строили дома из глины или из высушенной на солнце смеси глины с соломой.
  • Чукотская яранга и ненецкий чум сделаны из жердей, на которые натянуты оленьи шкуры.
  • Индейцы втыкали в землю гибкие стволы деревьев, связывали их верхушки, накрывали ветками или корой и получался вигвам.

3. Введение в тему урока.

- Давайте обратимся к нашему далекому прошлому и вспомним, какие жилища чаще всего встречались у славян, ведь они являются нашими предками.

- Наши предки строили избы, терема, палаты.

- Действительно, все началось с простой русской избы (мы не будем говорить о землянке). Наши предки строили свои дома из дерева, в таких жилищах и сейчас неплохо живется, хотя многие из них построены 100, а то и 200 лет назад. Славяне строили свои дома не просто так, а делали это с соблюдением определенных правил.

- Знаете ли вы, что нужно было для строительства новой избы? Каких правил придерживались славяне?

- Строительство жилища предваряли обряды: выбор материала (нельзя использовать деревья с раздвоенным стволом или с дуплом, старые деревья и т.д.); выбор места строительства (нельзя строить дом на месте старой дороги или на месте бани); выбор времени и начала строительства (закладку дома следовало начинать после новолуния).

- Давайте посмотрим, каким было жилище у древних славян. Для этого обратимся курсу “Обществознание”

4. Работа с курсом “Обществознание”

Путь: ММК “Обществознание” - Глава “Древняя Русь” - Жилище.

Дети работают с информационными кадрами и разгадывают 1-й кроссворд.

5. Работа в группах (решение проблемной ситуации)

- Сохранились ли деревянные дома в наше время?

- Где больше сохранилось таких изб ? (В деревнях)

- А в городе они есть?

- Что стало с жилищем сегодня, как оно изменилось?

- Почему человек стал строить высотные дома? (Много народу, город не может бесконечно растягиваться в длину, поэтому он растет в высоту)

Сейчас мы с вами незаметно выделили одно из отличий города и села. Это отличие в жилище. Но ведь между городом и селом есть множество других отличий.

Сегодня нам необходимо определить, чем отличается город и село. Представьте себе, что перед вами семья, которая никак не может решить, где поселиться: в городе или селе. Убедите их, что ваш город или село самое лучшее место для жительства. Агитировать следует убедительно, аргументировано, без негативных высказываний.

Свои аргументы вы кратко запишите на листе бумаги.

(Дети 1 и 2 группы высказывают, поочередно, свои мнения, идет обсуждение. Обсуждают условия жизни, красоту природы, культурные заведения, транспорт, экологию и т.д.).

6. Итог урока.

Посмотрите, сколько аргументов в пользу каждого населенного пункта у нас набралось.

- Можно ли с уверенностью сказать, где жить лучше?

-Каково ваше мнение по этому вопросу?

Вывод: жить одинаково хорошо и в городе и в деревне. Каждый человек любит то, что ему близко и дорого. Но зато на уроке мы узнали много нового и интересного. Теперь мы можем по-другому взглянуть на любимый город и на любимое село.

7. Домашнее задание.

Нарисуйте свое любимое место в городе (в селе).