Методическое пособие "Человек и его защита" посвящено воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста по теме: Мой веселый башмачок"

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Работа с родителями


Тема № 8
“МОЙ ВЕСЕЛЫЙ БАШМАЧОК”

(гигиена обуви)

Содержание:

1. Задачи.
2. Цитаты, изречения.
3. Полезные советы.
4. Это интересно знать “Как обувались люди в древности”, “Немного истории”
5. Тема памятки для родителей “Родственники лаптей”.
6. Встречи с продавцами обувного магазина, сапожником
7. Темы рассказов и сказок “Путешествие башмачка”
8. Тема детского рисунка “Обувь на все времена года”
9. Выставка гигиенических принадлежностей.
10. Стихи:

* Г. Сангир Два зеленых башмака
* Аккуратный Алешка
* А. Мосунов Я привык свои ботинки..
* В. Соболева Дождь прошумел……
* Я вам быстро перечислю….
* З. Александрова Сережа моет галоши*
А. Рождественская Ножки
* Вл. Маяковский Этот чистит валенки…
* И. Жуков Валенки
* Виды обуви
* Ан. Гришин Вот и осень наступила…
* Сапожник
* Л. Корчагина Сапоги
* Зачем калоши надеваешь?

11. Загадки:

1. Башмак (и)
2. Ботинки
3. Валенки
4. Галоши
5. Сандалии (туфли)
6. Сапоги (резиновые)
7. Шлепки
8. Щетки
9. Шило
10. Крем для обуви

12. Пословицы и поговорки, народные песенки.
13. Дидактические игры и упражнения:

- “Назови правильно”
- “Узнай”
- “Найди пару”
- “Расскажи про свой башмак”
- “Это кед, я в нем могу….”

14. Вопросы на повторение пройденного материала.
15. Конспект занятия “Нарядились ножки в новые сапожки”
16. Активизация словаря:

* мастерская
* сапожник

17. Стихи и ситуации.
18.Дополнительная литература.

1. Задачи

1. Расширять знания детей о многообразной обуви, которая стоит на полках обувного отдела (спортивная, детская, для школьника, подростка, вечерняя).
2. Закреплять навыки бережного обращения с обувью во время игр, бега, путешествий и походов.
3. Развивать интерес к профессиям людей, которые создают вещи, вкладывая в свой труд творчество и мастерство.

2. Цитаты, изречения

Дело мастера боится

3. Полезные советы

Придя домой, сначала грубой щеткой необходимо счистить с обуви пыль и грязь.

***************

На ночь смазывают ботинки (туфли) кремом.

***************

Надевают обувь с помощью ложечки для обуви.

***************

Нельзя сушить обувь возле огня или в каком-нибудь жарком месте.

***************

При необходимости обувь нужно отнести в сапожную мастерскую.

4. Это интересно знать!

Как обувались люди в древности?

Даже первобытные люди каменного века уже носили примитивную обувь: обертывали стопу куском шкуры или коры и закрепляли на ноге с помощью гибких корней, стеблей растений, полосок кожи или жил животных.

В Древней Руси весной и осенью крестьяне носили лапти, сплетенные из липового лыка – тонкого верхнего слоя коры липы. Лапти были легкие, удобные, через отверстия в них нога дышала. Летом крестьяне ходили босиком, и это очень полезно и для ног, и для всего организма человека в целом. Ведь хождение босиком – прекрасная закалка! Но зимы на Руси суровые, морозные снежные. Поэтому славяне научились валять из шерсти теплые и удобные валенки.

В европейских странах в середине века искусству сапожника учились долго. Обувь шили разную. Богатые люди могли себе позволить туфли, ботинки и сапоги, сшитые сапожником из натуральной кожи. Короли и придворные щеголяли в сапогах, украшенных золотом, серебром, драгоценными камнями, жемчугом.

Работа сапожника была настоящим искусством, отличалась тщательностью отделки, высоко ценились людьми. Знаете ли вы, что русский царь Петр I умел сам шить сапоги?

В ХVШ – ХIХ веках появилась сапожная швейная машина и вместо острого шила – главного инструмента сапожника – сапожная игла.

У нас в России первые сапожные фабрики были построены около ста лет назад.

Сейчас обувные фабрики шьют огромное количество разной обуви от домашних тапочек до вечерних выходных туфелек, от спортивных кроссовок до сапожек на высоких каблуках.

Обувь на полках в магазинах – модная, красивая, удобная!

Немного истории:

Сандалии из папируса – их носили древние египтяне. Конечно, не все, а прежде всего фараон и его ближайшее окружение. Эту обувь усовершенствовали греки, которые стали делать сандалии для правой и левой ноги. Они же добавили к сандалиям или как их называли “подошвами на ремешках”, более удобные и практические виды обуви из кожи.

(журнал “Миша” № 2 2001 г. С. 12)

5. Разработка и оформление памятки “Родственники лаптей…”

6. Встречи с продавцами обувного магазина, сапожником.

7. Составление рассказов, сказок на темы: “Путешествие башмачка”,

8. Конкурс детского рисунка “Обувь на все времена года”

9. Выставка гигиенических принадлежностей: обувная щетка, кремы для обуви разного цвета, салфетки для обуви

10. Конспект занятия:

НАРЯДИЛИСЬ НОЖКИ В НОВЫЕ САПОЖКИ

Задачи:

1. Расширять знания детей о многообразии обуви, ее предназначении.
2. Закреплять с детьми ранее полученные навыки по самообслуживанию
3. Воспитывать уважение к труду мастеров, создававшим разнообразную обувь для людей разного возраста и на все случаи жизни (трудовой деятельности, спортивной, творческой)

Предварительная работа:

1. Проведение дидактических игр и упражнений.
2. Посещение обувного магазина.
3. Беседы о многообразии обуви для детей и взрослых.
4. Рисование “На балу у Золушки”
5. Сбор и систематизация стихов, загадок по теме.
6. Аппликация “Мой веселый башмачок”
7. Самообслуживание по содержанию обуви в чистоте и порядке.
8. Составление конспекта

Ход занятия

Участники заходят в зал. Красная девица (педагог в русском костюме) приглашает их всех встать в круг.

- Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады видеть вас снова в нашем зале. Вы подросли, похорошели (поглаживает, прихорашивает детей)

Обращает внимание, что один участник без обуви.

- Что случилося с тобой, Егор? Почему ты пришел босой?

Мальчик рассказывает, что он не нашел свою обувь, ни ботинок, ни сандалий, ни тапочек, Вся обувь как сквозь землю провалилась.

- Ты знаешь, где хранится твоя обувь?

- А зачем знать?

- В какой обуви ты ходил последнее время?

- Не помню!

- Когда ты последний раз чистил ботинки?

- Надо у папы спросить.

- Какая обувь есть у тебя?

- Надо у мамы спросить.

Ведущая: все понятно, ты абсолютно ничего не знаешь, а значит, и не умеешь содержать свои вещи в порядке.

Егор: - А мне и босиком хорошо ходить.

- Хорошо то, хорошо, но даже первобытные люди каменного века уже носили примитивную обувь: обертывали стопу куском шкуры или коры и закрепляли на ноге с помощью гибких корней, стеблей растений, полосок кожи или жил животных.

В Древней Руси весной и осенью крестьяне носили лапти, сплетенные из липового лыка – тонкого верхнего слоя коры липы. Лапти были легкие, удобные, через отверстия в них нога дышала. Летом крестьяне ходили босиком, и это очень полезно и для ног, и для всего организма человека в целом. Ведь хождение босиком – прекрасная закалка! Но зимы на Руси суровые, морозные снежные. А сейчас на дворе зима, как же ты будешь на санках кататься, бегать на лыжах, в снежки с ребятишками играть?

Егор призадумался, загоревал.

Ведущая, обнимая мальчика за плечи:

- Ладно, так и быть, помогу я твоей беде, но сначала дети расскажут тебя, как нужно бережно ходить в обуви и содержать ее в чистоте и порядке.

Ведущая: чтобы вспомнить правила ухода за обувью, давайте вспомним некоторые ее названия. Слушайте загадки:

Сандали (туфли):

Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья.

Мы за обедом – под столом, а ночью – под кроватью.

Ботинки:

Всюду, всюду мы вдвоем, неразлучные идем.

Мы гуляем по лугам, по зеленым по лугам.

Вниз по лестнице сбегам, вдоль по улице шагаем,

Но чуть вечер на порог, остаемся мы без ног.

А без ног им – вот беда, ни туда и ни сюда.

Что ж, полезем под кровать, будем там тихонько спать.

Когда вернутся ноги, вновь поскачем по дороге

Сапоги (резиновые) Галоши:

Отгадай загадку: кто мы? В ясный день сидим мы дома,

Если дождик, мы не тужим - бойко шлепаем по лужам.

Станет солнышко сиять – нам под вешалкой стоять.

Меховые сапоги:

Зимою морозной идем по дорожке,

надеты на нас меховые…..

Шлепки:

К реке искупаться бежим мы по тропке,

У нас на ногах очень легкие ………

Валенки:

Не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой: утром - в школу, днем – домой.

Ведущая: молодцы, вы правильно отгадали все загадки, даже Егор говорил отгадки. Последняя загадка была о валенках, славяне научились валять из шерсти теплые и удобные валенки. Ребята, кто из вас пришел сегодня в детский сад в валенках?

Звучит русская народная песня “Валенки”, группа ребят танцуют танец с валенками.

Дети читают стихи:

Нарядились ножки в новые сапожки.

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.

Вы шагайте, топайте,

По лужам не шлепайте, в грязь не заходите,

Сапожки не рвите!

Сережа моет галоши.

От детских галош весенняя грязь,

Сережа в прихожей стоит наклонясь.

Он ищет калоши свои в темноте:

“Вот эти мои, а Володины – те….

Помою их тоже, чтоб Вовке не мыть,

Пусть в чистых калошах он будет ходить,

Должны мы друг дружке

Всегда помогать.

Не может Танюшка до крана достать,

А я вот достану, я вырос давно!

Помою под краном и их заодно!

Осталась у шкафа лишь пара одна,

Наташа могла бы их вымыть сама…

Наташа хорошая, так уж и быть.

Уж две то калоши нетрудно помыть!

З. Александрова

Нарядились ножки в новые сапожки.

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.

Ведущая: - А сейчас мы с вами поиграем.

Игра “Найди пару” Вся обувь разбрелась по площадке. Но нам нужно найти (детям дают по одному предмету, они ходят и отыскивают пару для своего тапочка, ботинка, сапога и т.д.

Игра “Это кед (валенок…), я в нем могу…” (что делать?) перечислить как можно больше действий.

Ведущая: Ребята, расставьте обувь так: спортивная, зимняя, весенняя (осенняя), летняя.

После выполнения задания рассказать, чем спортивная обувь отличается, например, от летней.

Ведущая: послушайте еще загадки:

Башмаки твои намажу и начищу им бока.

Так что не узнаешь даже два чумазых башмака.

Их беречь мне обещай! Чем намажу?

Отвечай! (Крем для обуви)

Капризные сандалии однажды мне сказали:

- Боимся мы щекотки сапожной строгой ….. (щетки)

Ведущая: - Посмотрите, как много разных кремов, щеток для чистки обуви. Крема разного цвета, значит можно подобрать крем к каждой паре обуви. И щетки удобные, разных размеров, чтобы было удобно держать и малышу и папе.

Ребенок:

Я привык свои ботинки чистить щеткой каждый день.

Из костюма все пылинки мне вытряхивать не лень.

В зал входит сапожник.

Починяю башмаки и латаю сапоги,

Шью на лето – сандалеты.

Ведущая: Ребята, кто это к нам в гости пришел? (Сапожник)

Сапожник рассказывает детям о своей работе, о том, почему часто отрывается у обуви подошва, отлетают каблуки (не все смотрят себе под ноги, когда бегают, прыгают, лазают)

Я выполнил ваши заказы, починил обувь, которую вы приносили к нам в мастерскую.

(Раздает детям обувь)

Вот эти валенки – для маленькой Аленки.

Вот кроссовки для Андрея, чтобы бегать всех быстрее.

Вот сапожки для Егорки, можно в них кататься с горки.

Для Аришки – босоножки, чтобы бегать по дорожке.

Туфли новые для Вали. Их еще не надевали.

Эти тапки для Антошки, чтобы в них не мерзли ножки.

Ведущая: - Вот и у Егорки появились сапожки, в которых он сможет гулять вместе с детьми, кататься на лыжах, с горки.

Егор: Дорогой сапожник, ребята, я всё понял. Теперь и я знаю, как нужно беречь и ухаживать за обувью. Спасибо вам большое, я буду выполнять все правила.

Звучит музыка, общий танец.

Примечание: для расширения и закрепления полученных знаний в “Приложении” предлагается:

1. Стихи по теме
2. Загадки
3. Пословицы и поговорки
4. Дидактические игры и упражнения
5. Вопросы на повторение
6. Стихи и ситуации
7. Дополнительная литература