Мастер-класс "Работа учителя по развитию речевой деятельности учащихся в системе Л.В. Занкова"

Разделы: Начальная школа


Актуальные проблемы: развитие письменной и устной речи - важнейшее средство получения знаний учащимися.

Задачи :

1. Комплексное развитие средств устного общения: голоса учителя, жестов, мимики, логического ударения, пауз.

2. Формирование лексико-грамматического строя языка и видов речевой деятельности: говорю - слушаю пишу – читаю.

3. Активизация интеллектуальных и познавательных способностей учащихся, воспитание положительного отношения к чтению.

Девизом занятия с педагогами стали слова Аристотеля “Приятная для слуха речь- своего рода музыка”.

Курс, по которому я работаю с 1 класса, называется “Языкознание”, он рассчитан на 4 года. Первый год - коррекция речи, а второй - работа со словом, словосочетанием, предложением. Особенностью курса являются систематизированный отбор и организация учебного материала с целью формирования у учащихся умения свободно пользоваться богатейшими ресурсами родного языка во всех видах речевой деятельности.

Поработаем с речевыми тренажерами и поучимся системному применению языковых лингвистических конструкций.

1 этап Работа со словом. (Часть методического ребуса - творчество)

Игра “ Звуковые письма”

Почтальон передает содержание письма адресату ( ученику в конце класса), тот громко и отчетливо произносит, а адресат уведомляет ребят - повторяет содержание письма вслух.

1 письмо: “Прими от меня в подарок добрые слова”.

2 письмо: “Чтобы было понятно, говорить надо внятно”.

Цель игры: учимся говорить четко и громко.

Ритмические игры - прекрасная подготовка для фонемизации безударной гласной.

Колоски - колос - колосок (Простукивая карандашом и произнося шепотом слова, находим место ударения - сильные и слабые позиции звука).

Игра “ Плюс и минус”

Слово должно быть живым. Оно, подобно человеку, может радоваться, грустить, обижаться. Давайте детям такое задание: поставьте + и - данным словам (мама, ласка... попробуйте продолжить ряд слов) или (обида, грусть... и т.д.) Работать удобно в четверках. Листиками меняемся, дополняем группы слов.

Цель игры: привлечь детей к творчеству, развитию мыслительной активности, желанию высказаться.

Игра “Словесный ручеек”

Задание: составьте словесный ручеек, пользуясь разными рифмами, например: Лапка, шапка... и т.д. Пользуясь рифмой, сочините стихотворение. Что получилось?

У зверька маленькая лапка,
Но зато большая папка,
Любит в школу он ходить
И пятерки приносить.

Игра “ Замечательные пары”

Цель игра: формирование активного словаря учащихся, развитие логического мышления.

Речевой тренажер “Веселые предлоги”

Учимся употреблять предлоги в речи, узнавать значение слов с предлогами. Предлагаем тренажер и предметную картинку, она поможет составить словосочетания и правильно употребить предлоги ( на столе, на руках, через стол, через дом и т.д.)

Такими тренажерами пользуется учитель с 1 класса.

Схемы наиболее употребительных предлогов.

“Расскажи стихи руками” Любое стихотворение попробуем передать жестами, движением рук, пантомимой. Ведь память телекинезика - особенно крепка.

“ Строим пирамидки”

А теперь придумаем слово, состоящее из трех звуков ( сом), из четырех звуков (дары), из 5 звуков - (крыша) и т. д. Растет пирамидка, а из составленных слов составим набор предложений для письма по памяти.

2 этап (Часть методического ребуса - труд) Развитие устной речи учащихся.

а) Учимся добывать знания из тайников словаря. В классе необходимо иметь
“Толковые словари” С.Н. Ожегова

  • знакомимся с принципом нахождения словарных слов сначала по
    содержанию, потом по алфавиту;
  • организуем соревнование по поиску нового слова (найди и удиви товарища,
    рассказав ему о значении слова);
  • наблюдение за правописанием словарных слов;
  • обращаем внимание на сокращения в словаре, что они означают;
  • составляем речевые опоры для запоминания слов. Например,

стакан - мы его ставим
суббота - двойной праздник, два выходных
солдат - охраняет сон людей и т.д.

б) Работа со словосочетаниями идет в системе с соблюдением 4-х условий:

1) последовательности, 2) перспективности, 3) разнообразия, 4) взаимосвязи.

Работаем с тренажерами: составляем словосочетания по схемам:

Изменяем слова в словосочетаниях по смыслу:

Находим ошибки в словосочетаниях:

кошашья лапка красивые перя дружная семя
лися шапка родные братя большие крыля
медвежя шкура медвежя шкура барсучя нора

Творческая работа со словосочетаниями:

Сладкая .... Лесная .... Широкая .... Спелые .... Старые .... Светлая .... Толстый .... Морская .... Соломенная .... Ласковая ....

Слова для справок: кочерыжка, пляж, сторожка, горошки, мышка, пряжки, мешки, тележка, подружки, стекляшка, парнишка, обложка.

снег сыплется пушистый снег
шум слышится сильный шум
старушка сидит усталая старушка
песенка слышна веселая песенка
шуба висит Машина шуба
соловушка поет голосистый соловушка
солнышко светит ласковое солнышко

3 этап. Развитие письменной речи.

Работа с предложениями предполагает разноуровневую систему работы. Обращаем особое внимание на развитие оперативной памяти и подбираем тексты разного уровня сложности, но обязательно познавательные.

Упражнение “Корректура” используется для нахождения ошибок в предложениях.

Упражнение “Наращивание предложений”. Предлагаем одно слово, например (мяч), оно находится в волшебном сундучке. Для развития интереса предлагаю открыть сундучок такими словами “Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок”. Достаем слово и составляем предложение путем наращивания:

мяч

футбольный мяч

купили футбольный мяч

утром купили футбольный мяч в магазине

Васе утром купили футбольный мяч в магазине.

Далее осуществляем синтаксический разбор этого предложения. Обратите внимание на виды работ с предложениями.

О Нина читала (гу, кни). Тихо веет ( ве, рок, те). Был ( ро, ший, хо) день. В лесу живут (ве, ди, мед). Журчит (че, ру, ек). По небу плывут ( ка, ла, об).

Стоит (я, ли, дожд, ва) погода. Каждый день идут ( мо, ро, щи, ся, е) дожди. Дети надели (зи, ре,но, ву, ю) обувь.

В предложении, делим получившиеся слова на слоги и проговариваем каждый слог.

У нас рок ( куль, физ, ры, ту). Мы вышли на (щад, ку, пло). Там мы ( вы, ня, пол, ли) разные ( уп, не, раж, ни, я). Мы ( рас, вы, тем) сильными и (ми, здо, вы, ро).

(Де, ны, е, жур) ( би, ра, у , ли) класс. Они (ли, ва, по, ли) веты и (ме, под, та, ли) пол. (У, тель, чи, ца, ни) (хва, ли, по, ла) дежурных.

Пишим текст, деля получившиеся слова на слоги и проговаривая каждый слог.

Рыба плескалась в Фрукты лежат в
Тепло рукам в Пассажиры едут в
Зимой ходят в Блестит заколка в

 

!__________ рассказала сказку.
!___________ составил кроссворд.
!___________ узнала пословицу.
!___________ заплетала косы.

И, наконец, самая увлекательная работа на уроке - словотворчество детей.

Составление пиктограмм.

Пиктограммы - рисунки без правил, своеобразный путь от рисунка к тексту, к стихам, небольшим рассказам. Ребята младшего школьного возраста выражают свои чувства через рисунок (практическая работа со стихотворением С. Есенина “Черемуха”)

Шифровки.

Найдем два слова, с которыми мы совершим путешествие в страну Витаминию.

О 3 АБВТЕРАДК

Поможем Золушке уехать на бал, отгадаем слово:

image7.jpg (3015 bytes)

Ключ: 2-1 1-4 2-5 1-4 1-2 1-1

Дети сами составляют ключи с удовольствием.

Цель творческой работы — ни одного серенького, ни одного безликого ребенка. Ведь ученик должен видеть светлые вершины, а не идти с наклоненной головой, присматриваясь к ухабам и болотцам. В работе помогут учителю Т Т Т (терпение - темп - преодоление трудностей)

Итого занятия с педагогами.

Рассмотрите диагностическую карточку и выразите свое отношение к мастер - классу.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА
проведения мастер класса