Актуальные проблемы: развитие письменной и устной речи - важнейшее средство получения знаний учащимися.
Задачи :
1. Комплексное развитие средств устного общения: голоса учителя, жестов, мимики, логического ударения, пауз.
2. Формирование лексико-грамматического строя языка и видов речевой деятельности: говорю - слушаю пишу – читаю.
3. Активизация интеллектуальных и познавательных способностей учащихся, воспитание положительного отношения к чтению.
Девизом занятия с педагогами стали слова Аристотеля “Приятная для слуха речь- своего рода музыка”.
Курс, по которому я работаю с 1 класса, называется “Языкознание”, он рассчитан на 4 года. Первый год - коррекция речи, а второй - работа со словом, словосочетанием, предложением. Особенностью курса являются систематизированный отбор и организация учебного материала с целью формирования у учащихся умения свободно пользоваться богатейшими ресурсами родного языка во всех видах речевой деятельности.
Поработаем с речевыми тренажерами и поучимся системному применению языковых лингвистических конструкций.
1 этап Работа со словом. (Часть методического ребуса - творчество)
Игра “ Звуковые письма”
Почтальон передает содержание письма адресату ( ученику в конце класса), тот громко и отчетливо произносит, а адресат уведомляет ребят - повторяет содержание письма вслух.
1 письмо: “Прими от меня в подарок добрые слова”.
2 письмо: “Чтобы было понятно, говорить надо внятно”.
Цель игры: учимся говорить четко и громко.
Ритмические игры - прекрасная подготовка для фонемизации безударной гласной.
Колоски - колос - колосок (Простукивая карандашом и произнося шепотом слова, находим место ударения - сильные и слабые позиции звука).
Игра “ Плюс и минус”
Слово должно быть живым. Оно, подобно человеку, может радоваться, грустить, обижаться. Давайте детям такое задание: поставьте + и - данным словам (мама, ласка... попробуйте продолжить ряд слов) или (обида, грусть... и т.д.) Работать удобно в четверках. Листиками меняемся, дополняем группы слов.
Цель игры: привлечь детей к творчеству, развитию мыслительной активности, желанию высказаться.
Игра “Словесный ручеек”
Задание: составьте словесный ручеек, пользуясь разными рифмами, например: Лапка, шапка... и т.д. Пользуясь рифмой, сочините стихотворение. Что получилось?
У зверька маленькая лапка,
Но зато большая папка,
Любит в школу он ходить
И пятерки приносить.
Игра “ Замечательные пары”
Цель игра: формирование активного словаря учащихся, развитие логического мышления.
Речевой тренажер “Веселые предлоги”
Учимся употреблять предлоги в речи, узнавать значение слов с предлогами. Предлагаем тренажер и предметную картинку, она поможет составить словосочетания и правильно употребить предлоги ( на столе, на руках, через стол, через дом и т.д.)
Такими тренажерами пользуется учитель с 1 класса.
Схемы наиболее употребительных предлогов.
“Расскажи стихи руками” Любое стихотворение попробуем передать жестами, движением рук, пантомимой. Ведь память телекинезика - особенно крепка.
“ Строим пирамидки”
А теперь придумаем слово, состоящее из трех звуков ( сом), из четырех звуков (дары), из 5 звуков - (крыша) и т. д. Растет пирамидка, а из составленных слов составим набор предложений для письма по памяти.
2 этап (Часть методического ребуса - труд) Развитие устной речи учащихся.
а) Учимся добывать знания из тайников словаря. В
классе необходимо иметь
“Толковые словари” С.Н. Ожегова
- знакомимся с принципом нахождения словарных
слов сначала по
содержанию, потом по алфавиту; - организуем соревнование по поиску нового слова
(найди и удиви товарища,
рассказав ему о значении слова); - наблюдение за правописанием словарных слов;
- обращаем внимание на сокращения в словаре, что они означают;
- составляем речевые опоры для запоминания слов. Например,
стакан - мы его ставим
суббота - двойной праздник, два выходных
солдат - охраняет сон людей и т.д.
б) Работа со словосочетаниями идет в системе с соблюдением 4-х условий:
1) последовательности, 2) перспективности, 3) разнообразия, 4) взаимосвязи.
Работаем с тренажерами: составляем словосочетания по схемам:
Изменяем слова в словосочетаниях по смыслу:
Находим ошибки в словосочетаниях:
кошашья лапка | красивые перя | дружная семя |
лися шапка | родные братя | большие крыля |
медвежя шкура | медвежя шкура | барсучя нора |
Творческая работа со словосочетаниями:
Сладкая .... Лесная .... Широкая .... Спелые .... Старые .... Светлая .... Толстый .... Морская .... Соломенная .... Ласковая ....
Слова для справок: кочерыжка, пляж, сторожка, горошки, мышка, пряжки, мешки, тележка, подружки, стекляшка, парнишка, обложка.
снег сыплется | пушистый снег |
шум слышится | сильный шум |
старушка сидит | усталая старушка |
песенка слышна | веселая песенка |
шуба висит | Машина шуба |
соловушка поет | голосистый соловушка |
солнышко светит | ласковое солнышко |
3 этап. Развитие письменной речи.
Работа с предложениями предполагает разноуровневую систему работы. Обращаем особое внимание на развитие оперативной памяти и подбираем тексты разного уровня сложности, но обязательно познавательные.
Упражнение “Корректура” используется для нахождения ошибок в предложениях.
Упражнение “Наращивание предложений”. Предлагаем одно слово, например (мяч), оно находится в волшебном сундучке. Для развития интереса предлагаю открыть сундучок такими словами “Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок”. Достаем слово и составляем предложение путем наращивания:
мяч
футбольный мяч
купили футбольный мяч
утром купили футбольный мяч в магазине
Васе утром купили футбольный мяч в магазине.
Далее осуществляем синтаксический разбор этого предложения. Обратите внимание на виды работ с предложениями.
О Нина читала (гу, кни). Тихо веет ( ве, рок, те). Был ( ро, ший, хо) день. В лесу живут (ве, ди, мед). Журчит (че, ру, ек). По небу плывут ( ка, ла, об).
Стоит (я, ли, дожд, ва) погода. Каждый день идут ( мо, ро, щи, ся, е) дожди. Дети надели (зи, ре,но, ву, ю) обувь.
В предложении, делим получившиеся слова на слоги и проговариваем каждый слог.
У нас рок ( куль, физ, ры, ту). Мы вышли на (щад, ку, пло). Там мы ( вы, ня, пол, ли) разные ( уп, не, раж, ни, я). Мы ( рас, вы, тем) сильными и (ми, здо, вы, ро).
(Де, ны, е, жур) ( би, ра, у , ли) класс. Они (ли, ва, по, ли) веты и (ме, под, та, ли) пол. (У, тель, чи, ца, ни) (хва, ли, по, ла) дежурных.
Пишим текст, деля получившиеся слова на слоги и проговаривая каждый слог.
Рыба плескалась в | Фрукты лежат в |
Тепло рукам в | Пассажиры едут в |
Зимой ходят в | Блестит заколка в |
!__________ рассказала | сказку. |
!___________ составил | кроссворд. |
!___________ узнала | пословицу. |
!___________ заплетала | косы. |
И, наконец, самая увлекательная работа на уроке - словотворчество детей.
Составление пиктограмм.
Пиктограммы - рисунки без правил, своеобразный путь от рисунка к тексту, к стихам, небольшим рассказам. Ребята младшего школьного возраста выражают свои чувства через рисунок (практическая работа со стихотворением С. Есенина “Черемуха”)
Шифровки.
Найдем два слова, с которыми мы совершим путешествие в страну Витаминию.
О 3 АБВТЕРАДК
Поможем Золушке уехать на бал, отгадаем слово:
Ключ: 2-1 1-4 2-5 1-4 1-2 1-1
Дети сами составляют ключи с удовольствием.
Цель творческой работы — ни одного серенького, ни одного безликого ребенка. Ведь ученик должен видеть светлые вершины, а не идти с наклоненной головой, присматриваясь к ухабам и болотцам. В работе помогут учителю Т Т Т (терпение - темп - преодоление трудностей)
Итого занятия с педагогами.
Рассмотрите диагностическую карточку и выразите свое отношение к мастер - классу.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА
проведения мастер класса