Актуальные вопросы информатизации образования в условиях сельской школы

Разделы: Информатика


В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором сильно ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационными и коммуникационными технологиями.

В настоящее время существуют ключевые параметры информатизации образования, например количество компьютеров на одного учащегося, число школ, оснащенных компьютерами, Интернетом, удельный вес электронных учебных пособий в общем наборе обучающих средств, количество часов работы за – компьютером и в Интернете для учащегося, учителя и т.д. На самом деле все параметры одновременно не могут быть использованы в условиях сельской общеобразовательной школы, у которой есть своя специфика.

Стратегия развития сельской школы неотделима от проблем российской общеобразовательной школы, однако, в силу социальных и экономических особенностей имеет ярко выраженную специфику. Недостаточное материально-техническое и кадровое обеспечение в сочетании со значительным количеством малокомплектных учебных заведений создает значительные трудности в разработке концепции профессионального самоопределения сельских школьников.

По данным Министерства образования Республики Башкортостан, в республике действуют 450 городских и 2814 сельских школ, т.е. на селе находятся 86% школ. Президент РБ М.Г. Рахимов на августовском совещании 1996 г. выделил следующую особенность работы сельских школ: “Она оторвана от крупных промышленных и духовных центров, в ней порой недостает современных средств обучения. Да и в содержании своей деятельности она утратила в значительной степени свою специфику и стала ориентироваться на содержание деятельности городской школы, что, безусловно, отрицательно сказалось на развитии сельской школы, на ее традициях, привело их к деформации. Здесь немало проблем с кадрами педагогов”.

Применение современных информационных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества. Несмотря на то, что компьютер прочно вошел в жизнь и ему принадлежит будущее, в решении вопроса компьютеризации и информатизации сельских школ значительного перелома к лучшему не произошло. И это связано с рядом объективных и субъективных причин.

Что из себя представляет сельская школа? Учебно-воспитательная работа с сельскими школьниками проводится в специфической, отличающейся от городской среде, обусловленной особенностями менталитета, производственной деятельности и быта населения, а также задачами подготовки сознательных тружеников сельского хозяйства.

И. Чечель считает, что в отличие от городских сверстников сельский ученик не имеет возможности обучаться в различных школах с продвинутым уровнем образования, получать консультации у репетиторов, учиться на подготовительных курсах в вузах.

Несомненно, нужно стремиться к тому, чтобы уровень ориентации на продолжение образования, степень развития познавательного интереса, объем функциональных умений, информационная компетентность учащихся сельских школ не были ниже, чем у учащихся городских.

Размышляя над состоянием и перспективами вариативного образования на селе, исследователи (Н.Е. Астафьева, Т.А. Антюфеева, Н.К. Солопова), рассматривая объективные факторы, оказывающие влияние на учебно-воспитательный процесс в сельской школе, назвали следующие:

сельская школа в целом сегодня не ориентирована напрямую на потребности своих конкретных потребителей (учащихся, общества в целом), не дает школьникам реальных возможностей выбора объема и качества образования, его профиля в соответствии со способностями, склонностями и планами;

уровень обученности учеников сельских школ, особенно с малочисленным контингентом и мало комплектных, значительно ниже, чем в городских, и, как следствие, уровень доступности высшего образования для этой категории абитуриентов резко снижается;

ограничены возможности сельской школы и организации допрофессиональной подготовки школьников.

Анализируя высказывания исследователей о проблемах сельской школы, мы считаем, что самый главный недостаток сельской школы – это слабое развитие информационных и функциональных умений учащихся. В частности, это касается навыков работы с книгой, проведения умственных операций классификации, анализа и синтеза, сравнения и противопоставления, нахождения причинно-следственных связей, установления связей с ранее изученным материалом. Отметим, что многие ученики испытывают затруднения при самостоятельной работе с текстом, поиске и использовании дополнительной литературы, работе со словарями.

В целом это приводит к тому, что во взрослую жизнь выходит человек, не умеющий извлекать и использовать информацию, применять свои знания в нужных ситуациях, формулировать выводы, находить определения, использовать термины и т.д., т.е. не обладает функциональными умениями.

Особенности образовательного процесса в сельских школах существенно влияют на формирование информационно-функциональной компетентности учащихся. Так, малое количество учеников в классах сельских школ, как правило, негативно влияет на развитие культуры речи и коммуникативных навыков учащихся. С уменьшением числа постоянно взаимодействующих учеников их разговорная речь существенно обедняется, расширение кругозора замедляется, сужается сфера повседневных интересов, медленнее накапливается жизненный опыт. Наиболее это проявляется в задержке умения ясно и четко выражать свои мысли, в ухудшении запоминания содержания учебного материала.

Социальный заказ современного информационного общества по информатизации системы образования и формированию информационно-функциональной компетентности учащихся, вступающих в жизнь, реализуется в разработке школьного курса “Информатика”.

Образовательная область “Информатика” призвана стать органическим звеном в системе воспитания, подготовить учащихся к самостоятельной жизни, связанной с созидательной и преобразующей деятельностью, к профессиональному самоопределению и последующему овладению выпускниками школы различными профессиями.

Основной целью информационного образования является формирование информационно- функциональной компетентности, которая предполагает овладение системой методов и средств преобразования, хранения и передачи информации с помощью современных информационных технологий.

“Информатика” – образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии, биологии, других научных дисциплин и показывающая их использование в работе промышленности, энергетики, связи, сельского хозяйства, транспорта и других направлений человеческой деятельности.

Информационное образование, которым должны овладеть современные школьники, - это интегративный массив знаний, направленный на изучение проблем, связанных с информатизацией общества, с многообразием подходов к усовершенствованию всего, что нас окружает: естественной среды, искусственно созданного мира техники.

Целями информационного образования являются:

- подготовка учащихся к преобразовательной деятельности в информационном потоке, формирование в их сознании информационной картины мира (наряду с естественнонаучной и социально-исторической) и развитие таких качеств личности как преобразующее мышление и творческие способности;

- создание оптимальных условий для развития личности и нахождение ею своего “Я” в процессе участия в различных видах учебной и трудовой деятельности.

Информационная подготовка имеет интегративную основу, - включает совокупность элементов знаний политехнического образования, трудового воспитания, обучения, профессиональной подготовки, обеспечивает формирование у школьной молодежи целостной картины о природе, практике, человеке, науке.

Информационная направленность учебного процесса в школе в этой связи приобретает качественно иной характер обучения и воспитания учащихся, а именно она более всего акцентирована на связь учебного курса “Информатика” со всеми предметами на социальное, общекультурное и развивающее значение информационного образования. Ив решении данного вопроса большую помощь может оказать использование справочной правовой системы “Консультант Плюс”. На уроках общестовознания (9-11 классы) при изучении тем “Конституция”, “Демократия” очень удобно использовать тексты Конституций с 1918 года. Можно не просто использовать архивный материал, но распечатать тексты важных статей, сравнить хронологию текстов Конституции, обратиться к законам, декретам Советской власти, современного общества и т.д.

Подробно изучив технологию использования данной справочной системы, мы убедились, что имеющиеся документы можно применять на уроках истории, географии, химии. Приятно, что детям нравится находить нужные документы по ключевым словам.

В рамках научного направления, развиваемого в Российской академии образования (В.С. Леднев, А.А. Кузнецов, С.А. Бешенков), акцент ставится на выявление и включение в содержание образования базового кибернетического образования, “направленного на изучение феномена самоуправляемости, в основе которого лежат процессы передачи, восприятия, хранения и переработки информации”. Это ядро базового кибернетического образования, по мнению ученых, и должно составлять основу предмета школьной информатики:

Формирование основ научного мировоззрения.

В данном случае речь идет, прежде всего, о формировании представлений об информации (информационных процессах) как одном из трех основополагающих понятий науки: веществе, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; единстве информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы.

Формирование обще учебных и общекультурных навыков работы с информацией

Здесь имеется в виду умение грамотно пользоваться источниками информации, оценка достоверности информации, соотнесение информации и знания, умение правильно организовать информационный процесс, оценить информационную безопасность.

Подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности.

В связи с изменением доминанты профессиональной деятельности и увеличением доли информационного сектора в экономике необходимо готовить школьников к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации, в частности, освоение средств информатизации и информационных технологий. Особо следует отметить важность начальной подготовки в области управления. Как известно, многие развитые в технологическом отношении страны (Великобритания, ФРГ и др.) видят в этом залог успешного государственного и экономического развития.

Овладение информационными и коммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования

Необходимость такой подготовки вытекает из особенностей непрерывного образования: реализация индивидуальных образовательных технологий, дифференцированности образовательных процессов, усиления роли средств обучения.

Информационная подготовка предполагает симбиоз общественно-научных и информационных знаний, с помощью которых человек способен преобразовывать и создавать новый мир.

В современных условиях существенно возрастает роль учителя информатики как непосредственного носителя новаторских процессов. В нашей стране достаточным образом расширилось пространство педагогической деятельности, усилилась потребность в педагогах, способных к преобразованию развивающейся социально-культурной среды, к построению психолого-педагогических условий развития личности школьника возможностями образовательной области “Информатика”.

К сожалению, цели и задачи информационного образования учащихся, несмотря на особую привлекательность, не нашли пока должного применения на практике. Процесс использования современных информационных технологий протекает в обстановке крайнего осложнения педагогической деятельности в связи с отсутствием в нашей педагогической науке исследований целостной педагогической подготовки учащихся как самостоятельной проблемы; обоснованных подходов к определению содержания информационной подготовки и реализации его в процессе обучения и воспитания в общеобразовательных школах.

Проблема подготовки к овладению информационно-функциональной компетентностью представляется особенно актуальной в связи с изменением парадигмы информационного образования учащихся, поиском новых подходов к решению этой проблемы, где исходным звеном выступает личность – творческая, саморазвивающаяся и самосовершенствующаяся.

В процессе подготовки решаются задачи, связанные с определением того, что должен знать школьник в соответствии с требованиями стандарта по информатике, как эти знания он будет применять в учебной деятельности, какими качествами личности он должен обладать, чтобы знания и умения давали наилучший результат.

Однако процесс информатизации образования требует не только реализации перечисленных задач, но необходимо обновить содержание образования, изменить подходы к организации учебного процесса в школе, то есть преподавание информатики можно организовать модульно или, по-другому, интегрировать в другие образовательные области, в частности, в преподавание обществознания.

Разумеется, что при таких условиях роль учителя информатики существенно возрастает, так как он является как бы координатором информатизации образования в школе, организатором информационного пространства школы, что, естественно, будет влиять положительно на развитие школы.

Итак, можно добиться успехов в информационном развитии обычной общеобразовательной школы, если в этот процесс включиться всем учителям-предметникам. Причем внедрение современных информационных технологий обучения должно быть постепенным: от использования привычного учебного материала до использования электронных учебников.