Цели:
- Продолжить знакомить детей с творчеством К.И. Чуковского; отрабатывать технику выразительного чтения, умение внимательно слушать учителя, отвечать на вопросы по содержанию.
- Развивать устную речь, умение работать с текстом.
- Воспитание активной жизненной позиции, ответственное отношение к своему здоровью, чуткое отношение к окружающим, привить любовь к книге, выражать свое отношение к прочитанному.
Оборудование:
- Портрет писателя;
- Выставка книг;
- ТСО (просмотр видеокассеты);
- Словарь Ожегова.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поздоровайтесь с ними.
(Дети поворачиваются к гостям, кивают головой и садятся на свои места.)
II. Оздоровительный момент.
Дыхательная гимнастика “Задуть свечу”.
Артикуляционные упражнения: “Пятачок”, работа над чистоговоркой:
Всяк свою работу делай, на другую не кивай.
- Чтение учащимися.
- Как понимаете эту чистоговорку.
Чтение учащимися в медленном темпе, затем в быстром темпе на выдохе несколько раз.
III. Вводная беседа.
В русской литературе лишь два писателя получили название “дедушка”: Иван Андреевич Крылов, с творчеством которого мы знакомились на предыдущих уроках, и К.И. Чуковский, с творчеством которого мы знакомимся. Однако Корней Иванович не любил, когда его называли “дедушкой Чуковским”.
IV. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке продолжаем знакомиться с творчеством К.И. Чуковского; развиваем умение работать с текстом и выражаем свое мнение по прочитанному.
V. Активизация опорных знаний.
- Вспомните, как Чуковский стал поэтом и сказочником?
(Заболел его маленький сынишка. Они ехали в ночном поезде. Мальчик капризничал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь его развлечь отец стал рассказывать ему сказку.
Жил да был крокодил.
Он по улицам ходил.
Мальчик затих и стал слушать. На утро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю слово в слово.)
- Просмотр отрывка произведения К.И. Чуковского “Телефон” в исполнении автора.
- А сейчас, ребята, вы посмотрите отрывок из произведения, которое будет читать сам автор – Корней Иванович Чуковский. А как называется это произведение, угадайте?
(Просмотр отрывка 1,5 – 2 мин.)
Так как называется это произведение? (Телефон.)
- Развитие беглости чтения.
- Я показываю вам карточки, а вы должны суметь быстро прочитать и отгадать из какого произведения этот отрывок.
(Показ карточек с отрывками из произведений К.И. Чуковского на 2 -3 сек.)
Одеяло убежало,
улетела простыня…(Мойдодыр)
Ехали медведи
На велосипеде…(Тараканище)
VI. Новый материал.
1. Первичный анализ текста.
Чтение небылицы “Путаница”.
- Сейчас, ребята, мы приступаем к чтению произведения К.И.Чуковского “Путаница”.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении?
- Как вы думаете, а это произведение веселое или грустное?
(Может быть веселое – все перепутано, а может быть грустное - может произойти что-нибудь плохое.)
- Какие жанры произведений вы знаете?
- Прослушайте внимательно данное произведение и подумайте, к какому жанру оно относится?
2. Вторичный анализ текста.
Чтение произведения учителем..
- Какое настроение создает поэт своим произведением?
- К какому жанру можно отнести это произведение? Почему?
(Сказка – звери говорят; стихотворение – ритм, рифма небылица – такого не бывает.)
- Как вы понимаете слово “небылица”?
- А теперь Артем зачитает нам его значение в словаре Ожегова.
- А сейчас мы будем читать это произведение.
Чтение сказки учащимися.
3. Словарная работа.
- При чтении отмечайте карандашом непонятные для вас слова.
(Чтение цепочкой по четверостишьям, жужжащее чтение и чтение глазами).
- Какие слова непонятные встретились в тексте?
- А как вы понимаете, что означает это слово?
- На доске я написала значение этого слова (читает учитель).
Ковш – округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего.
Кадка – бочка с прямыми боками и одним дном.
Ушат – небольшая кадка с ушами.
(Если будут брать в рот карандаш – беседа о технике безопасности при работе с карандашом и вопрос: Кто уже избавился от этой привычки?)
Физминутки.
VII. Закрепление.
- Чтение учащимися произведения по отрывкам – четверостишиям, с целью отработки выразительного чтения, обращать внимание на знаки препинания. (Каким голосом)
- Какой знак препинания стоит в конце предложения? (Восклицательный)
- как надо произнести данное предложение? (Повысить голос, воскликнуть)
- Что случилось с героями сказки? (Закапризничали, стали говорить не своими голосами)
- Почему им надоело говорить своими голосами? (Баловаться хотели)
- Что говорил им зайка? Зачитайте.
- К чему привела шалость? Зачитайте.
- Ребята, можно ли баловаться спичками?
К чему это может привести?
Чтение сказки по ролям.
Назовите действующих лиц в произведении? (Автор, котята, утята, свинки, курочки, воробышек, медведь, кукушка, заинька)
Чтение учащимися отрывка.
- Понравилось выступление наших ребят?
Вопросы по прочитанному:
- Расскажите, как звери восприняли пожар? Испугались ли они?
(Испугались, стали тушить пожар)
- Смогли бы звери потушить пожар в море? Почему?
(Пирогами да блинами море не потушишь, да и море горит)
- Кто потушил море? Прочитайте.
- Почему ей удалось затушить?
(Крыльями помахала)
- Как вы думаете, какими словами можно закончить сказку?
- А какой рисунок вы бы нарисовали к этому произведению?
VIII. Итог урока
- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?
- Кто автор этого произведения?
- Д\З: выразительное чтение небылицы.