Урок чтения во 2-м классе по теме: "К.И. Чуковский "Путаница"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Продолжить знакомить детей с творчеством К.И. Чуковского; отрабатывать технику выразительного чтения, умение внимательно слушать учителя, отвечать на вопросы по содержанию.
  2. Развивать устную речь, умение работать с текстом.
  3. Воспитание активной жизненной позиции, ответственное отношение к своему здоровью, чуткое отношение к окружающим, привить любовь к книге, выражать свое отношение к прочитанному.

Оборудование:

  • Портрет писателя;
  • Выставка книг;
  • ТСО (просмотр видеокассеты);
  • Словарь Ожегова.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поздоровайтесь с ними.

(Дети поворачиваются к гостям, кивают головой и садятся на свои места.)

II. Оздоровительный момент.

Дыхательная гимнастика “Задуть свечу”.

Артикуляционные упражнения: “Пятачок”, работа над чистоговоркой:

Всяк свою работу делай, на другую не кивай.

- Чтение учащимися.

- Как понимаете эту чистоговорку.

Чтение учащимися в медленном темпе, затем в быстром темпе на выдохе несколько раз.

III. Вводная беседа.

В русской литературе лишь два писателя получили название “дедушка”: Иван Андреевич Крылов, с творчеством которого мы знакомились на предыдущих уроках, и К.И. Чуковский, с творчеством которого мы знакомимся. Однако Корней Иванович не любил, когда его называли “дедушкой Чуковским”.

IV. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке продолжаем знакомиться с творчеством К.И. Чуковского; развиваем умение работать с текстом и выражаем свое мнение по прочитанному.

 V. Активизация опорных знаний.

- Вспомните, как Чуковский стал поэтом и сказочником?

(Заболел его маленький сынишка. Они ехали в ночном поезде. Мальчик капризничал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь его развлечь отец стал рассказывать ему сказку.

Жил да был крокодил.
Он по улицам ходил.

Мальчик затих и стал слушать. На утро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю слово в слово.)

  • Просмотр отрывка произведения К.И. Чуковского “Телефон” в исполнении автора.

- А сейчас, ребята, вы посмотрите отрывок из произведения, которое будет читать сам автор – Корней Иванович Чуковский. А как называется это произведение, угадайте?

(Просмотр отрывка 1,5 – 2 мин.)

Так как называется это произведение? (Телефон.)

  • Развитие беглости чтения.

- Я показываю вам карточки, а вы должны суметь быстро прочитать и отгадать из какого произведения этот отрывок.

(Показ карточек с отрывками из произведений К.И. Чуковского на 2 -3 сек.)

Одеяло убежало,
улетела простыня…(Мойдодыр)

Ехали медведи
На велосипеде…(Тараканище)

VI. Новый материал.

1. Первичный анализ текста.

Чтение небылицы “Путаница”.

- Сейчас, ребята, мы приступаем к чтению произведения К.И.Чуковского “Путаница”.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении?

- Как вы думаете, а это произведение веселое или грустное?

(Может быть веселое – все перепутано, а может быть грустное - может произойти что-нибудь плохое.)

- Какие жанры произведений вы знаете?

- Прослушайте внимательно данное произведение и подумайте, к какому жанру оно относится?

2. Вторичный анализ текста.

Чтение произведения учителем..

- Какое настроение создает поэт своим произведением?

- К какому жанру можно отнести это произведение? Почему?

(Сказка – звери говорят; стихотворение – ритм, рифма небылица – такого не бывает.)

- Как вы понимаете слово “небылица”?

- А теперь Артем зачитает нам его значение в словаре Ожегова.

- А сейчас мы будем читать это произведение.

Чтение сказки учащимися.

3. Словарная работа.

- При чтении отмечайте карандашом непонятные для вас слова.

(Чтение цепочкой по четверостишьям, жужжащее чтение и чтение глазами).

- Какие слова непонятные встретились в тексте?

- А как вы понимаете, что означает это слово?

- На доске я написала значение этого слова (читает учитель).

Ковш – округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего.

Кадка – бочка с прямыми боками и одним дном.

Ушат – небольшая кадка с ушами.

(Если будут брать в рот карандаш – беседа о технике безопасности при работе с карандашом и вопрос: Кто уже избавился от этой привычки?)

Физминутки.

VII. Закрепление.

- Чтение учащимися произведения по отрывкам – четверостишиям, с целью отработки выразительного чтения, обращать внимание на знаки препинания. (Каким голосом)

- Какой знак препинания стоит в конце предложения? (Восклицательный)

- как надо произнести данное предложение? (Повысить голос, воскликнуть)

 - Что случилось с героями сказки? (Закапризничали, стали говорить не своими голосами)

- Почему им надоело говорить своими голосами? (Баловаться хотели)

- Что говорил им зайка? Зачитайте.

- К чему привела шалость? Зачитайте.

- Ребята, можно ли баловаться спичками?

К чему это может привести?

Чтение сказки по ролям.

Назовите действующих лиц в произведении? (Автор, котята, утята, свинки, курочки, воробышек, медведь, кукушка, заинька)

Чтение учащимися отрывка.

- Понравилось выступление наших ребят?

Вопросы по прочитанному:

- Расскажите, как звери восприняли пожар? Испугались ли они?

(Испугались, стали тушить пожар)

- Смогли бы звери потушить пожар в море? Почему?

(Пирогами да блинами море не потушишь, да и море горит)

- Кто потушил море? Прочитайте.

- Почему ей удалось затушить?

(Крыльями помахала)

- Как вы думаете, какими словами можно закончить сказку?

- А какой рисунок вы бы нарисовали к этому произведению?

VIII. Итог урока

- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

- Кто автор этого произведения?

- Д\З: выразительное чтение небылицы.