Наполним радостью сердца. Из опыта работы клуба "Радость" для детей с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Социальная педагогика


Одна из главных задач деятельности учреждений дополнительного образования – социализация детей в условиях современности. Особое внимание при решении этой задачи уделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как категории детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких людей, но и общества. В рамках Федеральной программы “Дети-ивалиды” работа проводится по поддержке и стабилизации здоровья детей с ограниченными возможностями. Проблема адаптации к окружающему миру отходит на второй план. Поэтому в Центре детского и юношеского творчества города Черногорска эта проблема нашла воплощение в жизнь.

В Черногорском отделе социальной защиты населения на учете состоит более трехсот семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. И если проблема социальной помощи семьям, имеющим таких детей, как-то решается отделом социальной защиты населения, то проблема социализации: включение этих детей в общественную жизнь, организация их общения друг с другом и со сверстниками, реализация ими своих способностей, является наиболее актуальной.

Диагностика потребностей и интересов детей с ограниченными возможностями и их родителей показала, что сегодня существует социальный заказ на дополнительные образовательные услуги для таких детей и их родителей.

Поэтому в 2002 г. на базе Центра детского и юношеского творчества был создан клуб “Радость” для детей данной категории.

Задачи работы клуба:

  • помочь каждому ребенку осознать значимость своей личности, избавиться от комплекса одиночества через общение со сверстниками, через занятия творческой деятельностью;
  • помочь в преодолении страха, неуверенности в общении, застенчивости, робости, растерянности через положительные эмоции и впечатления;
  • создать творческую атмосферу для реализации детьми своих способностей, расширения кругозора.

Наипервейшей целью стало привлечение детей и их родителей к посещению клуба, к общественной жизни. Многие семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, неполные. Папы чаще всего пугаются трудностей воспитания больных детей и покидают семьи. Мамы “замыкаются” с ребенком в своём мире, в своей квартире поддаются комплексам неполноценности и их очень трудно вывести из состояния отчуждения к обществу.

Для решения этой проблемы педагоги клуба посетили около двухсот семей, познакомились с родителями, детьми, рассказывали о создании клуба, о планах работы, спрашивали мнения, советы.

Это возымело большой успех, родители стали приводить детей на занятия, праздники, проводимые в клубе.

Преобладающим видом деятельности клуба является культурно-досуговая. Это различные праздничные, игровые, развлекательные программы, такие как: “Давайте познакомимся”, “В гостях у сказки”, “Вечер загадок”, “Новогодний карнавал”, “Рыцарь среди нас” и другие. А такие праздника как “День именинника”, встречи “В кругу друзей” стали традиционными. Эти встречи хорошо помогают в решении проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. На такие мероприятия в клуб приходят гости – ребята из других коллективов Центра детского и юношеского творчества.

Кроме этого, занятия в клубе проводятся и по другим направлениям:

  • декоративно-прикладное творчество (работа с бумагой и картоном, с природным и бросовым материалом, тестопластика);
  • музыкальные занятия, театральная деятельность;
  • занятия по ознакомлению с окружающим миром (экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов;
  • обучение работе на компьютере;
  • с детьми занимается психолог.

Для многих детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно тех, у которых нарушена речь, слух – декоративно-прикладное творчество является основным видом деятельности. Через неё происходит и познание мира, и выработка навыков работы с бумагой, картоном, тканью, пластилином, природным и бросовым материалом. Развивается фантазия, мышление, формирование активной жизненной позиции детей через расширение сферы их деятельности: изготовление замечательных произведений декоративно-прикладного творчества для украшения своего интерьера, подарков гостям и родным, организацию выставок.

Занятия по тестопластике развивают мелкую моторику, позволяют корректировать работу с мышечным тонусом кисти рук. Развивают творческую направленность, творческое мышление, воображение, коммуникативные навыки, что способствует формированию адекватной самооценки. Кроме того, соленое тесто – приятный на ощупь экологически безвредный и не аллергенный, недорогой, доступный для каждого, поделочный материал. Именно поэтому занятия по тестопластике удачно подходят для индивидуальной работы на дому.

Индивидуальные занятия на дому являются одной из форм работы клуба для ребят, которые не могут посещать занятия в группах. Дети с большим нетерпением всегда ждут педагогов, ведь чаще всего они большую часть времени проводят дома одни, мамы вынуждены заботиться о материальном обеспечении. Дети по состоянию здоровья не могут ходить в школу, и приход педагога, который их научит чему-то интересному, для таких ребят просто праздник.

Очень нравятся детям музыкальные занятия, которые имеют большое значение для воспитания таких качеств личности, как активность, инициативность, самостоятельность, способность к творчеству.

Этому же способствуют и занятия театральной деятельностью. При наборе детей в театральную группу принимаются все желающие. При этом обязательно проводится собеседование с родителями с целью выявления диагноза, физических возможностей ребенка, его психического состояния. На занятиях, репетициях, концертах все дети обучаются, не ощущая ущербности или неполноценности. Развивается личность ребенка, речь, голос, чувство ритма, пластика движений. Это общение помогает поверить в свои силы, учит дарить радость другим и получать её самому.

Организация образовательного процесса в клубе “Радость” основана на эффективном взаимодействии педагогов и воспитанников, на создании благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в детском коллективе и атмосферы творчества, где каждый ребенок может реализовать свои способности.

Педагогический процесс, отбор содержания обучения в клубе осуществляется в соответствии с основными принципами обучения: сознательности, активности, наглядности, доступности, систематичности, связи теории с практикой, последовательности, целесообразности.

Основной формой обучения является организация групповых комплексных и индивидуальных занятий. Наполняемость групп 8 -10 человек, что обусловлено индивидуальными особенностями здоровья детей.

Клуб “Радость” посещают дети различных категорий по заболеваниям: дети с ДЦП, с заболеваниями крови, нарушениями в умственном развитии, обучение которых строится на индивидуальном подходе и психолого-педагогической поддержке. Кроме этого, при психологическом обследовании детей были выделены три группы:

1 – дети соответствующие социальным и возрастным нормам;
2 – дети группы риска (с отклонениями в умственном развитии).
3 – дети в невротическом состоянии.

Связующим звеном деятельности этих трех групп является работа психолога. Цель работы психолога в клубе “Радость” - обеспечение психологических условий для развития личностного и творческого потенциала детей. Важные условия достижения цели - организация информационно-диагностического обеспечения педагогического процесса; формирование у детей навыков самосознания, самораскрытия, самоанализа и использование своих психических особенностей и возможностей для обучения и развития; оказание помощи детям, родителям в решении их психологических проблем в рамках ситуации сотрудничества, повышение психологической компетентности педагогов и родителей.

В своей деятельности психолог использует следующие формы работы: диагностическая, психоразвивающая и психокоррекционная, психологическое консультирование и психологическое просвещение.

Диагностическая деятельность направлена на выявление наиболее важных особенностей поведения и психического состояния детей, которые должны быть учтены в процессе психолого-педагогической работы клуба.

Диагностические данные используются при составлении социально-психологического портрета ребенка, при определении путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии, при выборе средств и форм психологического сопровождения детей в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

Психоразвивающая деятельность ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психического развития детей.

Развивающая работа осуществляется в форме тренингов, развивающих и обучающих встреч.

Психокоррекционная работа – в форме групповых и индивидуальных занятий, при этом выбор конкретной формы коррекции зависит от характера проблемы, индивидуальных возрастных особенностей ребенка, его пожеланий.

В процессе реализации психокоррекционной и развивающей деятельности используются следующие методы: дискуссии, беседы, арттерапия, библиотерапия, релаксационные техники, игровая деятельность, телесно-ориентированная терапия и визуализация, сказкотерапия и другие методы.

Воспитанники клуба ведут активную жизнь, участвуя в различных конкурсах, выставках, фестивалях. В городской выставке по декоративно-прикладному творчеству ребята клуба “Радость”, заняли 1 место в номинации “Поделки из бумаги и картона”; 2 место в этой же номинации занял ребенок, с которым проводились индивидуальные занятия на дому. Ежегодно воспитанники клуба становятся победителями республиканских фестивалей для детей с ограниченными возможностями здоровья. В городской и республиканской спартакиаде ребята также не остались без призовых мест, а в 2005 году приняли участие во всероссийском конкурсе рисунков “Мир, который я люблю”.

Педагоги клуба постоянно поддерживают тесную связь с родителями воспитанников, которые по возможности посещают занятия, вечера, праздники, проводимые в детском объединении.

Практика работы показала, что не только дети, но и родители нуждаются в психологической поддержке. Для родителей организуются круглые столы, психологические консультации, родительские конференции, встречи и др. В процессе психологического консультирования оказывается помощь в решении психологических проблем, профессиональных задач, поддержка родителей. Основные формы организации этого вида деятельности – индивидуальные семейные консультации, которые проводятся по запросу педагога, ребенка или родителей.

В настоящее время клуб “Радость” - это любимое место встреч, общения для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей. Число воспитанников клуба растет из года в год. Так в 2002 году клуб посещали 25 детей; в 2003 – 45 детей; в 2004 – 60 человек; в 2005 – 65 человек.

Вот так сами родители отзываются о клубе.

Вершинина М.И. бабушка Олега Т.: “Сложилось впечатление, что дети и педагоги - это большая и дружная семья, где царит любовь и взаимопонимание!”.

Мама Курбатовой А., Курбатова Е.М. пишет: “Аленочка с удовольствием в клубе рисует, лепит, любит просто шутить с другими ребятами. Ей нравится все: и сказки, которые специально для них показывают, и спектакли, и сценки. Дома она такого не видит, а школу посещать не может. Вот и получается, что клуб у неё единственная радость в общении с детьми”.

“Единственное наше пожелание клубу “Радость” - чтобы он продолжал работать и в следующем году, чтобы наши дети могли посещать его. Желаем, чтобы ваш клуб приносил детям радость…” - это строки из отзыва Солдатовой Н.А., мамы Солдатовой Вали.

Таким образом, на сегодняшний день можно сказать, что клуб “Радость” наполняет сердца своих воспитанников радостью жизни и уверенности в завтрашнем дне.

Вся деятельность клуба осуществляется по образовательной программе, рассчитанной на 3 года обучения. В настоящее время разрабатывается программа развития клуба на 5 лет на основе документа “Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования”. Устанавливаются новые партнерские отношения с кафедрой психологии и педагогики Хакасского государственного университета имени И.Ф.Катанова, с Управлением по социальной поддержке населения, “Российским фондом помощи”. Это программа станет качественно новым этапом в деятельности клуба и жизни воспитанников.