Познавательный интерес - один из главных
"двигателей", отвечающих за мотивацию детей
к обучению. Для развития и совершенствования
познавательных, умственных и творческих
способностей детей очень действенным методом
является дидактическая игра, которая может
выступать как ведущая деятельность до старшей
школы. Интерес и игра тесно связаны между собой. К
тому же, с помощью тренингов-игр можно не только
формировать определенные учебные умения и
навыки, но и развивать у детей такие психические
процессы как внимание, память, логическое
мышление и т.д., необходимые для успешного,
доступного и интересного обучения.
При использовании дидактических игр решаются и
воспитательные задачи, например, воспитание
терпения и терпимости, аккуратности (ребенку
хочется, чтобы его работа получилась правильной
и красивой, что стимулирует его выполнять
задание крайне аккуратно), умение доводить
начатое дело до конца; в групповой работе —
умение работать в группах, прислушиваясь к
мнению других учеников, терпимо относясь к
критике в свой адрес, деликатно отзываясь об
ошибках своих товарищей; приобретаются навыки
публичных выступлений, желание и умение добиться
поставленной цели.
Дидактическая игра способна решить огромный
круг учебно-воспитательных задач, и этот факт,
по-моему, уже не требует доказательств.
Существует большое количество литературы, где
предлагаются интересные методики по
использованию игры как в начальной школе, так и в
средней, даются серьезные комментарии и
обоснования компетентных педагогов и
психологов.
В этой работе я хочу поделиться лишь крохотными
находками, которые уже неоднократно
использовались при работе с детьми. Ученикам
такие виды заданий очень нравятся, и качество
усваивания того или иного материала значительно
возрастает.
Несколько лет назад, занимаясь подготовкой детей
к школе, я использовала пособие С.И. Агеевой
"Обучение с увлечением" (М.,"Лайда",1994) .
В этом пособии автор предлагает "Волшебные
картинки" (пока не раскрасишь — не поймешь, что
нарисовано) для лучшего запоминания цифр и
результатов сложения и вычитания в пределах
первого десятка. Я заметили неподдельный интерес
к этим заданиям не только детей дошкольного
возраста, но и учащихся начальной и средней
школы, которые с завистью смотрели, как дошколята
раскрашивают что-то непонятное, а получается
красочный рисунок. "Вот бы нам такие задания
давали! Так хочется!"-говорили ученики. И я
попробовала адаптировать некоторые картинки С.И.
Агеевой под русский язык.
В начальной школе, получив такие задания, дети
приходили в восторг. И даже "самые вредные"
словарные слова запоминались детьми гораздо
быстрее и лучше (ведь не хотелось, чтобы в
картинке были ошибки!). К тому же для учеников
начальной школы (а также для многих
пятиклассников) раскрашивание или штриховка
являются полезной гимнастикой для развития
мелкой моторики.
Постепенно появились задания в виде
"Волшебных картинок" и для 5, и для 6, 7, 8 и даже
9 классов. Эти картинки заставляли учеников
лишний раз обратиться к орфографическому или
толковому словарю, выписать трудные слова. Для
учеников средней школы учитель эти картинки
может сопровождать различными дополнительными
заданиями, например,
- выписать по 10 слов на различные встречающиеся в картинке орфограммы, объяснить правописание (где это возможно);
- выписать 5 слов на определенную орфограмму, выполнить фонетический (морфемный, словообразовательный, морфологический) разбор;
- выписать по одному слову на каждую встречающуюся орфограмму (или на те орфограммы, которые укажет учитель) и составить с ними предложение (желательно одно) с однородными членами предложения (с вводными словами, с обращением, с однородными членами и обобщающим словом, с обособленным причастным оборотом и т.д. и т.п.)
И последнее, о чем хотелось бы сказать. Желательно такие задания давать не очень часто (примерно 3-4 раза в год) , в остальное время можно использовать другие эффективные игровые задания. Лучше предлагать детям не все сразу картинки, а только одну. Тогда она воспринимается как праздник. И конечно, выполненное задание необходимо проверить и оценить (при этом отметка не всегда нужна).
В этой работе предлагается несколько
"Волшебных картинок", в приложении — то, что
должно получиться.
1. Тема: "Словарные слова"
Я-чёрн. И-красн. О-зел. А-син.
2. Темы: "Сочетания -ова-(-ева-) и -ыва-(-ива-) в инфинитивах", "Гласные Ы, И после приставок", "Гласные Ы, И после Ц", "Гласные О,Е,Ё после шипящих и Ц", "Словарные слова с безударными гласными в корнях", "Безударные гласные в корне, проверяемые ударением", "Чередующиеся гласные в корнях"
О-зел. Ы-голуб. Е,Ё-жёлт. И-сер. Я-чёрн. А-красн.
Э-син.
3.Темы: "Словарные слова", "Безударные гласные в корне слова , проверяемые ударением", "Сомнительные согласные"
П-бел. А,Я,Г,Д-зел. Е-сер. И-чёрн. О-красн. Ж-кор.
З-жёлт.
4. Тема: "Словарные слова"
А-голуб. И-зел. О-жёлт. Е-кор. У-бел. Ю-чёрн. Я-красн.
5. Тема: "Чередование гласных в корнях"
Е-жёлт. Ы-чёрн. У-белн. И-красн. А-син. О-голуб.
6. Тема: "Гласные в корне слова"
И-зел. Е-син. О-жёлт. А-кор. Э-красн. Я-сер. Ё-голуб.
Ю-бел.
7. Тема: "Правописание наречий"
И-салат. Ь-сер. А,Я-красн. О-голуб. Е-зел.
СЛИТНО-жёлт. РАЗДЕЛЬНО-кор. ДЕФИС-син.
8. Тема: "Удвоенные согласные"
СС-син. С-зел. ЛЛ-голуб. Л-жёлт. ММ-сер. М-красн.
НН-чёрн. Н-бел.
Несколько игровых заданий-упражнений по русскому языку на разные темы, которые можно использовать и в начальной школе, и в средней.
Необходимо отыскать минимум 7 названий государств на этой картинке. Слова можно читать справа налево и сверху вниз.
Выпишите названия стран в тетрадь, рядом напишите столицу каждой страны. Поставьте название страны и столицу в Р.,Т.,П. падежи.
2. "Игра в салочки"
3. "Птицы"
4. "Ёжик"
4. Расшифровать перевёртыш и записать получившийся текст.
Что вы можете сказать о его содержании?
Выполните синтаксический разбор последнего
предложения.
5. "Закономерности"