Человеческое общество постоянно изменяется, при этом претерпевают изменения и многие социальные ценности, стили поведения, способы взаимодействия людей. Поэтому проблема воспитания нового поколения всегда была и остается одной из наиболее актуальных.
В настоящее время все больше усилий приходится прилагать для работы с детьми, нуждающимися в особой педагогической защите. Современные школьники испытывают потребность в освоении новых социальных ролей, но у большинства из них сильно искажено представления о них. Одним из основных условий становления личности является самореализация, но школьники не всегда четко представляют себе те сферы деятельности, где можно проявить себя, где и как можно самоутвердиться. Каждый подросток испытывает естественную потребность быть любимым и защищенным, но часто действительность оказывается противоположной. Все это требует от школы внесения изменений в сложившуюся в последнее время систему воспитательной работы. В сознании многих педагогов стереотип “воспитательной работы” с одной стороны предполагает существование в школе неких особых, специальных актов воспитания, а с другой стороны, ограничивает пространство школьного воспитания внеурочными формами деятельности. Это идет в разрез с современной теорий воспитательных систем, в которой воспитание понимается как управление процессом развития личности человека. Для воспитания современного человека необходимо использование таких методов и форм работы, которые были бы направлены на освоение учащимися различных видов социальной деятельности, включение их в эту деятельность, самореализацию и самоутверждение в ней и через нее в обществе, что в конечном итоге обеспечивает социализацию личности. Ведь сейчас, когда социально-экономические проблемы обусловили потребность в человеке, способном принимать активное участие в преобразовании окружающей действительности, самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, воспитание в детях инициативности, самостоятельности, умения вести за собой становится также важно, как и овладение конкретной предметной деятельностью. Ведь по большому счету мы сможем воспитать хозяев страны, творцом своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, уверуют, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия.
Такую уверенность может дать только компетентно организованная социально-значимая деятельность, так как только деятельность помогает приобрести опыт социального взаимодействия с другими людьми, проявить свою неповторимость, реализовать собственную инициативу, получить общественное признание, научиться общаться.
Муниципальное общеобразовательное учреждение “Гимназия № 3” г. Белгорода является одним из старейших учебных заведений города. Имеет давние традиции воспитания школьников, поэтому, когда в 90-е годы социальные потрясения в обществе вторглись в устойчивую систему школьного воспитания, расколов и разрушив педагогические представления, концептуальные позиции и традиционные методы работы с детьми, перед педагогическим коллективом школы встала задача недопущения углубления духовного кризиса личности. Для решения этой задачи пришлось вычерчивать свою педагогическую стратегию и вырабатывать новую педагогическую тактику, объединяя усилия учителей, учащихся, родителей.
В результате в гимназии сложилась оригинальная воспитательная система, которая определила демократические, “семейные” взаимоотношения. В процессе обучения и воспитания в гимназии учащиеся готовятся к будущей самостоятельной жизни в обществе путем передачи знаний, стиля отношений и мышления, норм, ценностей, устремлений и моделей деятельности. В учебном заведении в настоящее время сложилось, так называемое “школьное общество”, которое дает детям демократическую модель взаимоотношений не на словах, а на деле.
Анализ педагогической литературы, практического опыта позволил сделать вывод, что наиболее оптимальными условиями для развития потенциальных возможностей учащихся является деятельность детских общественных организаций.
Детские общественные организации обладают огромным воспитательным потенциалом, так как с одной стороны являются исключительно важной средой самореализации, с другой – важным фактором социализации, а с третьей – действительным инструментом защиты прав и интересов детей.
Детские общественные организации можно рассматривать как добровольное содружество детей и взрослых, в которых каждый может быть организатором, инициатором, активным участником деятельности, которая близка и понятна детям, социально значима и имеет наглядный результат. Одновременно детские объединения должны быть объединениями самых детей, “а не для детей” (Н.К.Крупская), создаваемое при их активном участии, по их инициативе, или инициативе взрослых, которые востребованы определенной группой детей. При создании любого детского объединения в его основу должен быть положен школьный опыт конкретной школы, учтены особенности уклада школьной жизни. Нет смысла при создании брать готовую модель, описанную в литературе, и пытаться ее осуществлять на практике, так как эта модель так и останется чужой, она будет постоянно отторгаться всеми участниками работы. Ведь передается не опыт, а идея об опыте (К.Ушинский).
В основу деятельности детских организаций, на наш взгляд, должен быть положен событийный подход, активно разрабатываемый Григорьевым Д.В., в котором воспитательный процесс понимается как диалектическое единство ярких, запоминающихся событий в жизни ребенка и повседневности с ее будничным, но не менее важными делами. Реализация событийного подхода предполагает наличие в жизни детской организации эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые были бы как коллективно, так и индивидуально значимы и привлекательны. Но организация события – не самоцель. Важнейшая практическая задача событийного подхода, в отличие от подхода “мероприятийного” - преобразование повседневной жизни, так как именно повседневность накладывает наиболее глубокий отпечаток на сознание человека, а значит. Оказывает глубокое воспитывающее влияние.
Событийность и повседневность взаимообуславливают друг друга. Повседневность – фон, на котором только и возможно проявление события; события – источник преобразования повседневности. Участвуя в рождении события, ребенок тем самым оказывается способным не только проживать предлагаемые жизнью обстоятельства, но и творить свою повседневность, свой образ жизни. (Селиванова Н.)
Детская общественная организация – реальность повседневной жизни ребенка. Эта реальность не просто созерцается, а характеризуется непосредственной, практической включенностью в нее ребенка “здесь и сейчас”. Эта реальность – “зона личной досягаемости”, “мир”, в котором живет ребенок, действует руководствуясь, прежде всего, прагматическими мотивами. Именно как реальность повседневной детское общественное объединения позволяет детям осознать себя особой самостоятельной группой населения со своим статусом, правами, обязанностями, потребностями-запросами. А следовательно, адекватно действовать. Пространство детской организации становится действенным средством первичной социализации личности, помогает ребенку овладеть “базисным” окружающим миром, делает его для ребенка близким, “домашним”, частью его повседневной жизни.
В современных условиях самодеятельные, самоорганизующиеся структуры детской организации являются уникальным средством экологизации среды жизнедеятельности ребенка, его физического, социального, психического, нравственного оздоровления. Происходит это благодаря особой организации деятельности. Опыт подлинно самодеятельных детских организаций показывает, что часто в таких объединениях ребенок избавляется от стрессов, комплексов неполноценности, обретает веру в себя, находит друзей среди сверстников и взрослых.
Социально-антропологические исследования и практика убеждает в том, что именно детские организации обладают оптимальными условиями для формирования лидерской позиции подростков. Дух лидерства свойственен природе каждого ребенка, поэтому руководителю детской организации необходимо владеть современными методами и формами взаимодействия с детьми, работы с коллективом, которые были бы направлены на поддержку и развитие, а не подавление лидерских качеств ребенка. Очень часто подростки не имеют представления о наличии у себя лидерских способностей, так как в роли организатора никогда не выступали. Другие же имеют завышенную оценку своих организаторских способностей, так как часто просто присутствует при осуществлении не им задуманного и подготовленного. В настоящее время все больше усилий приходится прилагать для работы с детьми, нуждающимися в особой педагогической защите. Это трудные подростки, беспризорные, наркоманы, те, кто не сумел реализовать свой положительный потенциал. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что для 40% современных подростков понятие “лидер” ассоциируется с образом лидера-разрушителя, который действует в своих собственных эгоистических интересах, используя для этого окружающих. Особенно важно при совместной деятельности в подростковом коллективе формировать культ лидера-созидателя, который действует в интересах дела, коллектива и всех его членов.
Невозможно ожидать, а тем более требовать от подростка серьезной организаторской работы без соответствующей методической и психологической подготовки, поэтому очень важно правильно организовать работу школы актива.
В основу работы с активом могут быть положены уроки лидерства, которые, перекликаются с лучшими традициями ГПШа, коммунарскими идеями и новыми технологиями воспитательной работы, предложенными московским профессором педагогики Щурковой Н.Е., и призваны восполнять дефицит общения детей во внеурочное время, учить работать всей группой, как командой, помогать ощутить себя единым коллективом.
В своей деятельности с активом мы используем как коммунарские идей, лучшие традиционные формы работы ГПШа, так и новые технологии воспитательной работы, предложенные московским профессором педагогики Щурковой Н. Е. Из всего этого родилась идея проведения “тихих вечеров”, которые помогают восполнять дефицит общения детей во внеурочное время, учат работать в команде, помогают ощутить себя единым коллективом. Технология проведения таких вечеров проста, доступна. Собравшиеся садятся в круг, который с древних времен символизирует единство. Тихо звучит музыка, зажигаются свечи, и все вместе произносим слова, ставшие нашими словами-обещаниями, а затем начинается разговор.
Педагогика есть наука и искусство мотивации в ребенке позитивного саморазвития, социально-ориентированного самосовершенствования.