Задачи:
1. Закреплять чтение слов с гласными, показывающими мягкость согласного звука.
2. Работать над развитием речи учащихся.
3. Воспитывать любовь к книге, интерес к произведениям С.Я. Маршака, любовь к природе, к родному краю.
Оборудование: карточки слогов, портрет С.Я. Маршака, книги с произведениями С.Я. Маршака, иллюстрации зимующих птиц.
Ход урока
- Урок обучения грамоте. Сегодня мы будем читать слова с изученными буквами. А начнём с игры “Лишняя буква”.
1. Игра “Лишняя буква”.
- Какая буква лишняя? Почему?
На доске:
а и о у ы э
(Лишняя буква и, т.к. она показывает мягкость согласного звука, а остальные – твёрдость согласного звука.)
- Какие ещё гласные показывают мягкость согласного звука?
- Повторим всё о гласных. Сколько гласных букв в русском алфавите?
- Прочитайте гласные, которые показывают твёрдость согласного звука.
- Прочитайте гласные, которые показывают мягкость согласного звука.
а) Прочитайте слоги (на отдельных карточках).
ма но то мя не тё
б) Какие ошибки я допустила?
Карточки:
- Кола
- тёта
- Луда
в) Вчера вы познакомились с гласной буквой э. Дайте ей характеристику. (Буква э обозначает гласный звук э. Он гласный.)
2. Проверка домашнего задания.
Учитель.
За рекой то тут, то там
Кто-то бродит по кустам.
- Эхо, эхо, это ты?
- Отвечает эхо: “Ты…”
- Вам вчера понравилась игра “Эхо”?
Давайте перечитаем рассказ, который готовили дома и продолжим игру.
- Чтение домашнего задания.
- Продолжим игру: слова с доски читать будет Сугробова Н. А вы все будете вторить, за эхо отвечать.
Напечатано на доске.
дорога
каток
жмурки
капуста
вода
- Молодцы. А сейчас отдохнём.
3. Физминутка.
Мы читали и устали.
Дружно все и тихо встали.
Ручками похлопали 1, 2, 3.
Ножками потопали 1, 2, 3.
4. Знакомство с произведениями С.Я. Маршака.
- Сегодня вы познакомитесь с произведениями замечательного поэта. Послушайте несколько отрывков из его произведений. Может быть вы их узнаете.
Викторина. Дети читают отрывки из произведений Маршака.
а)
Тили-тили,
Тили-бом.
Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром.
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух.
б)
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось это брюки.
в)
И ежели вы
Вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете
С товарищем
Трещать, как две сороки.
- Правильно, это были отрывки из произведений С.Я. Маршака “Кошкин дом”, “Вот какой рассеянный с улицы Бассейной”, “Ежели вы вежливы”.
С.Я. Маршак (показать портрет) написал много замечательных стихов, сказок, пьес для детей, а с двумя мы познакомимся сегодня.
Послушайте загадку.
Птичка-невеличка ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок.
Кто это? (Воробей)
Учитель показывает картинку.
- Опишите его, какой он по внешнему виду, повадкам.
- Вот слова, которые помогут точно описать эту птицу.
На доске:
серенький – серый
маленький
пёрышки - перья
хвостик – хвост
шустрый
драчливый
Читаем хором.
- Как вы думаете, какие слова подойдут для описания птички?
- Составьте предложения, описывающие
а) внешний вид воробья.
б) Где живёт воробей? Составьте предложения.
в) Чем питается? Составьте предложения.
А теперь все ответы объединим. Какой получится рассказ о воробышке?
Заслушиваются 3-4 рассказа детей. Учитель делает вывод.
(Воробей – это маленькая серенькая птичка. Обычно пёрышки и хвостик у воробья взъерошены, т.к. он всегда в движении. Живёт воробей около жилых домов. питается он крошками, зёрнами, семенами, червячками).
3. – Мы не случайно говорим о воробье, потому что он герой стихотворения С.Я. Маршака (перевернули лист, прочитаем хором) “Где обедал воробей?”
а) Чтение учителем.
Вопросы.
1. Ребята, обычно вопросы задают людям – взрослым и детям. Кому задан вопрос в стихотворении?
2. Кто поделился с ним едой?
3. Когда посещение зоопарка для воробья, чуть было не кончилось печально?
б) Работа над выразительным чтением стихотворения.
- Поучимся выразительно читать стихотворение.
- Первую строчку прочитайте так, будто вы у друга спросить хотите: “Где ты был?”
- Вторую и третью строчку задумавшись (воробей вспоминает, у кого он был).
- А вот дальше покажем, что воробей шустрая птица.
- В двух последних строчках нужно передать страх, ужас.
в) Чтение стихотворения детьми.
4. Зимующие птицы.
- Ребята, воробьи относятся к группе зимующих птиц. Часть птиц с наступлением холодов улетают в тёплые края, их называют (читаем хором с доски) перелётные птицы. А часть птиц остаётся у нас, их называют (читаем хором с доски) зимующие птицы.
Учитель. Голодно птицам зимой. Нет мошек, букашек, червячков, под снегом семена. Поэтому птицам человек должен помочь.
- Какую помощь может оказать человек зимующим птицам?
- Как называется край, в котором мы живём?
- Каких птиц, обитающих в Кузбассе, вы знаете?
По таблице учитель показывает птиц, населяющих нашу область.
5. Физминутка.
Воробьишка потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Крылья в сторону развёл
Видно зёрен не нашёл.
Чтобы зёрна достать,
Нужно на носочки встать.
- Вы любите сказки? Ну слушайте. С.Я. Маршак “Сказка о глупом мышонке”. (Чтение сказки детьми с показом иллюстраций.)
6. Итог урока.
- Я думаю, что вам понравились стихи С.Я. Маршака и захотелось прочитать его произведения. Я дам вам книгу для домашнего чтения “Усатый – полосатый”.