Урок обучения грамоте

Разделы: Начальная школа


Задачи:

1. Закреплять чтение слов с гласными, показывающими мягкость согласного звука.

2. Работать над развитием речи учащихся.

3. Воспитывать любовь к книге, интерес к произведениям С.Я. Маршака, любовь к природе, к родному краю.

Оборудование: карточки слогов, портрет С.Я. Маршака, книги с произведениями С.Я. Маршака, иллюстрации зимующих птиц.

Ход урока

- Урок обучения грамоте. Сегодня мы будем читать слова с изученными буквами. А начнём с игры “Лишняя буква”.

1. Игра “Лишняя буква”.

- Какая буква лишняя? Почему?

На доске:

а и
о у ы
э

(Лишняя буква и, т.к. она показывает мягкость согласного звука, а остальные – твёрдость согласного звука.)

- Какие ещё гласные показывают мягкость согласного звука?

- Повторим всё о гласных. Сколько гласных букв в русском алфавите?

- Прочитайте гласные, которые показывают твёрдость согласного звука.

- Прочитайте гласные, которые показывают мягкость согласного звука.

а) Прочитайте слоги (на отдельных карточках).

ма но то
мя не тё

б) Какие ошибки я допустила?

Карточки:

  • Кола
  • тёта
  • Луда

в) Вчера вы познакомились с гласной буквой э. Дайте ей характеристику. (Буква э обозначает гласный звук э. Он гласный.)

2. Проверка домашнего задания.

Учитель.

За рекой то тут, то там
Кто-то бродит по кустам.
- Эхо, эхо, это ты?
- Отвечает эхо: “Ты…”

- Вам вчера понравилась игра “Эхо”?

Давайте перечитаем рассказ, который готовили дома и продолжим игру.

  1. Чтение домашнего задания.
  2. Продолжим игру: слова с доски читать будет Сугробова Н. А вы все будете вторить, за эхо отвечать.

Напечатано на доске.

дорога

каток

жмурки

капуста

вода

- Молодцы. А сейчас отдохнём.

3. Физминутка.

Мы читали и устали.
Дружно все и тихо встали.
Ручками похлопали 1, 2, 3.
Ножками потопали 1, 2, 3.

4. Знакомство с произведениями С.Я. Маршака.

- Сегодня вы познакомитесь с произведениями замечательного поэта. Послушайте несколько отрывков из его произведений. Может быть вы их узнаете.

Викторина. Дети читают отрывки из произведений Маршака.

а)

Тили-тили,
Тили-бом.
Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром.
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух.

б)

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось это брюки.

в)

И ежели вы
Вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете
С товарищем
Трещать, как две сороки.

- Правильно, это были отрывки из произведений С.Я. Маршака “Кошкин дом”, “Вот какой рассеянный с улицы Бассейной”, “Ежели вы вежливы”.

С.Я. Маршак (показать портрет) написал много замечательных стихов, сказок, пьес для детей, а с двумя мы познакомимся сегодня.

Послушайте загадку.

Птичка-невеличка ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок.
Кто это? (Воробей)

Учитель показывает картинку.

- Опишите его, какой он по внешнему виду, повадкам.

- Вот слова, которые помогут точно описать эту птицу.

На доске:

серенький – серый

маленький

пёрышки - перья

хвостик – хвост

шустрый

драчливый

Читаем хором.

- Как вы думаете, какие слова подойдут для описания птички?

- Составьте предложения, описывающие

а) внешний вид воробья.

б) Где живёт воробей? Составьте предложения.

в) Чем питается? Составьте предложения.

А теперь все ответы объединим. Какой получится рассказ о воробышке?

Заслушиваются 3-4 рассказа детей. Учитель делает вывод.

(Воробей – это маленькая серенькая птичка. Обычно пёрышки и хвостик у воробья взъерошены, т.к. он всегда в движении. Живёт воробей около жилых домов. питается он крошками, зёрнами, семенами, червячками).

3. – Мы не случайно говорим о воробье, потому что он герой стихотворения С.Я. Маршака (перевернули лист, прочитаем хором) “Где обедал воробей?”

а) Чтение учителем.

Вопросы.

1. Ребята, обычно вопросы задают людям – взрослым и детям. Кому задан вопрос в стихотворении?

2. Кто поделился с ним едой?

3. Когда посещение зоопарка для воробья, чуть было не кончилось печально?

б) Работа над выразительным чтением стихотворения.

- Поучимся выразительно читать стихотворение.

- Первую строчку прочитайте так, будто вы у друга спросить хотите: “Где ты был?”

- Вторую и третью строчку задумавшись (воробей вспоминает, у кого он был).

- А вот дальше покажем, что воробей шустрая птица.

- В двух последних строчках нужно передать страх, ужас.

в) Чтение стихотворения детьми.

4. Зимующие птицы.

- Ребята, воробьи относятся к группе зимующих птиц. Часть птиц с наступлением холодов улетают в тёплые края, их называют (читаем хором с доски) перелётные птицы. А часть птиц остаётся у нас, их называют (читаем хором с доски) зимующие птицы.

Учитель. Голодно птицам зимой. Нет мошек, букашек, червячков, под снегом семена. Поэтому птицам человек должен помочь.

- Какую помощь может оказать человек зимующим птицам?

- Как называется край, в котором мы живём?

- Каких птиц, обитающих в Кузбассе, вы знаете?

По таблице учитель показывает птиц, населяющих нашу область.

5. Физминутка.

Воробьишка потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Крылья в сторону развёл
Видно зёрен не нашёл.
Чтобы зёрна достать,
Нужно на носочки встать.

- Вы любите сказки? Ну слушайте. С.Я. Маршак “Сказка о глупом мышонке”. (Чтение сказки детьми с показом иллюстраций.)

6. Итог урока.

- Я думаю, что вам понравились стихи С.Я. Маршака и захотелось прочитать его произведения. Я дам вам книгу для домашнего чтения “Усатый – полосатый”.