Цели:
1. Обобщить и закрепить имеющиеся у ребят знания:
- правописание слов с шипящими согласными
- правописание слов с парными согласными
- правописание слов безударными гласными
- работа над понятиями предложение, текст.
2. Развивать:
- умение анализировать слова, словосочетания, выявлять их сходство и различие,
- выявлять определенные закономерности ,
- культуру речи.
3. Воспитывать интерес к русскому языку и литературе, любознательность.
Материалы и оборудование:
- орфографический словарь,
- различные литературные издания сказок Х.К.Андерсена,
- “карточки-путеводители”,
- карточки со словами,
- магнитная доска,
- мольберт или другая подставка для выставки книг,
- раздаточный материал с разноуровневыми заданиями,
- снежинки для каждого ученика,
- музыкальное оформление релаксации – Шопен “Фантазия. Экспромт”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Знакомство с детьми, сообщение темы урока, его целей.
Сегодня на уроке мы отправимся в интересное путешествие, в котором поговорим об одном известном детском произведении, поработаем над словами с безударными гласными, с парными согласными, поговорим о связи слов в предложении.
Вот карта нашего путешествия (на магнитной доске карточки-рисунки, символизирующие определенные этапы урока), мы должны пройти весь путь от начала и до конца.
2. Чистописание.
На доске записаны слова:
Сказка, сказочный, сказочник.
- Что общего у этих слов, чем они похожи? (Смысл, общая часть)
- Почему некоторые буквы в этих словах подчеркнуты? (Опасные места)
- Кто догадался, какая буква будет сегодня героем нашей красивой строки?
Это первый этап нашего пути (картинка с изображением ручки).
Запишем в тетрадях, соблюдая закономерность:
Сс ССсс СССссс Сс
(Проговаривается написание заглавной и строчной букв, их соединение.)
3. Определение названия сказки и ее автора.
Карточка с изображением книги - следующий этап нашего маршрута.
Мы отправляемся в сказку, в которой:
Королева злая,
Разрушив все мечты,
Увозит мальчугана
В край вечной мерзлоты.
Но дружба настоящая
Преграды все пройдет,
И девочка отважная
На место все вернет.
- Как называется эта сказка? Кто ее автор?
- Какие еще произведения этого автора вы знаете?
Учитель демонстрирует книги с произведениями Х.К.Андерсена.
- Давайте запишем в тетрадь имя автора и название сказки.
- Как правильно записываются имена и фамилии людей, названия произведений?
Ученик записывает на доске : Х.К.Андерсен “Снежная королева”.
(Почему не вызвало сомнение написании буквы Ж, ведь она обозначает парный по глухости - звонкости звук?
Написание слова королева проверяем по орфографическому словарю, вспоминая принцип работы)
4. Анализ слов, разбиение слов на группы, работа со словами-предметами.
- Как звали главных героев сказки?
- Кто помогал Герде искать Кая?
На доске карточки :
- мудрый ворон,
- добрый принц
- северный олень,
- веселая принцесса
- маленькая разбойница
- Следующий этап нашего путешествия - карточка с изображением сосульки.
Сосулька падает и делит все эти слова на группы Как, по какому признаку?(Слова-признаки, отвечающие на вопрос КАКОЙ? или КАКАЯ?, слова-предметы, отвечающие на вопрос КТО?)
Слова-признаки убираются, остаются только слова-предметы.
На доске нарисованы схемы слов.
- Выпишите в тетрадь слово, в котором один слог.
(Один ученик на доске помещает карточку со словом под соответствующую схему слова.)
- Выпишите в тетрадь слова, в которых два слога, разделите слова на слоги, поставьте ударение.
(Ученик помещает каждое слово под соответствующую схему, обращая внимание на ударение.)
- Выпишите в тетрадь слово, в котором три слога, затем четыре слога, разделите слова на слоги, поставьте ударение.
- Подчеркните слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую. Почему?
5. Релаксация.
- На нашем пути - карточка с изображением облачка.
Сейчас мы немножко отдохнем. Сначала вспомним, в какое время года происходят основные события сказки? (Зимой)
Звучит отрывок музыкального произведения Шопена.
Представьте, что каждый из вас – это облачко, которое плавно покачивается по небу. А сейчас мы уже снежинки, которые медленно опускаются на землю. Но вот ветерок подул, поднял снежинки, закружил их в красивом танце. Все стихло. Снежинки опять медленно падают на землю. Сядем за парты, руки свободно опустим за спинку стула, закроем глаза и представим себе снегопад.
6. Работа с текстом.
Картинка с изображением снежинок.
- Снежинки рассыпались, также рассыпались слова в предложении.
Возьмите листочки с заданиями.
1. Прочитай. Запиши предложения, вставляя пропущенные буквы и записывая слова в нужной последовательности.
Придумай еще одно предложение, которое было бы продолжением рассказа.
круж_лись, сн_ж_нки, за _кном, белые
вдруг, стала, сн_ж_нка, одна, расти
осл_пительную, Кай, кр_савицу, перед собой, увидел
2. Прочитай. Запиши предложения, вставляя пропущенные буквы и записывая слова в нужной последовательности.
круж_лись, сн_ж_нки, за _кном, белые
вдруг, стала, сн_ж_нка, одна, расти
осл_пительную, Кай, кр_савицу, перед собой, увидел
- Прочитайте задание №1.
- Найдите слова с безударной гласной, подберите проверочные слова; найдите слово на правило ЖИ-ШИ.
- Как оформляются границы предложения?
Прочитайте задание №2. Какое труднее?
Выберите для выполнения то задание, которое вам по силам, с которым вы чувствуете, что справитесь.
Вспомните, что примерно было в сказке, и постарайтесь выполнить задание №1.
Ребята выполняют задание.
Проверка работы.
Дети зачитывают получившиеся тексты, еще раз акцентируем внимание на орфограммы.
7. Дополнительное задание (резерв).
- Чем заканчивается сказка? Чему она нас учит?
- Какие вы знаете пословицы, поговорки о дружбе, добре?
(Добро побеждает зло. Дружба творит чудеса.)
- Запишем в тетрадях поговорку: Дружба творит чудеса.
Выполняем комментированное письмо.
Безударную гласную в слове творит проверяем по словарю,
Вспоминаем правило чу-щу.
8. Заключительный этап нашего маршрута.
- Вот мы и дошли до конца сказки.
Злая королева уничтожена.
Кому же достанется эта корона? (Последняя картинка с изображением короны)
- Герде она не нужна. Пусть она останется у вас в классе.
9. Подведение итогов урока.
- Давайте посмотрим на план нашего путешествия и вспомним, чем мы занимались сегодня на уроке.
Ребята перечисляют все этапы урока, раскрывая основные моменты работы.
Отметка работы наиболее активных учеников.
- На память о сегодняшнем уроке мне хочется подарить вам эти снежинки. Вы посмотрите на них, вспомните наше путешествие, и может быть, вам захочется снова побывать в сказке. А сделать это очень просто: нужно взять книгу, открыть первую страницу и очутиться в волшебном мире.
Урок окончен.
Учитель раздает ученикам маленькие снежинки на память об уроке.