Интегрированный урок: математика + физика по теме: "Треугольники и углы" в теме "Простые механизмы"

Разделы: Математика, Физика


Цели урока:

  • формирование умений применять знания, полученные на уроках геометрии, при решении задач по физике;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы;
  • воспитание коллективного познания, патриотических чувств, трудолюбия, готовности к жизни, развитие творчества и самостоятельности, привитие интереса к предмету.

Задачи урока:

повторить

-определения смежных, внешних углов, их свойства;
-определение прямоугольного треугольника, его свойства;
-правило моментов сил;
-работу сил;
-виды энергий.

Тип урока:

по основной дидактической цели - урок обобщения и систематизации знаний;
по способу проведения – урок-игра: телепроект “Построй свой Дом Знаний”.

Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, видеокассета с записью музыкальной заставки из телепроекта “Дом-2”, диск с песней группы “БИ-2”-“Последний герой”, портрет М.В. Ломоносова, плакаты - с задачами, “ФИЗМАТ-2. Повторение”, “Лобное место”, магниты, клещи, рычаги, подвижный и неподвижный блоки, полоски бумаги для математического лото.

ТСО, оборудование, наглядность.

Ход урока

Методы, приёмы и формы работы

Музыкальная заставка из телепроекта “ДОМ-2”.

Телевизор

На экране плакат-

“ФИЗМАТ-2.Повторение”

Рисунок 1.

Диск с песней группы “БИ-2
“Последний герой”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 задач на плакатах прикреплены магнитами к откидной доске.

У всех детей полоски бумаги для записи ответов.

 

 

Портрет М.В. Ломоносова.

 

 

Высказывания М.В. Ломоносова о физике, математике и химии.

(на откидной доске - магнитами)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки с задачами на готовых чертежах:

рисунки 11-16, 17-19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Простые механизмы, которые надо узнать.

 

 

 

 

 

 

 

Толковый словарь

С.И. Ожегова, стр.358.

 

 

У каждого на парте - чистые листочки.

Спиртовка

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 21.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 22.

Рисунок 23.

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 24.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 25.

Подвижный и неподвижный блоки.

 

 

 

 

Клещи.

Видеомагнитофон

(вопрос завуча школы).

 

 

 

 

 

 

Рисунок 26.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 27.

Плакат
“ ЛОБНОЕ МЕСТО”

(магнитом на доске)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звучит музыкальная заставка из телепроекта “Дом-2”.

 

-Здравствуйте! (вместе 2 учителя).

-О.П. -Я – не Ксения Собчак, а Ольга Петровна!

-Т.В. – А я - не Ксения Бородина, а Татьяна Владимировна, и это телепроект “ФИЗМАТ-2. Повторение”, где 10 девушек и 13 парней строят Дом своих знаний. Но цели добьются только те участники, кто проявит упорство, настойчивость, продемонстрирует знания, полученные на уроках геометрии при решении задач по физике.

-О.П.- Вы, наверное, задумались, почему телепроект называется “ФИЗМАТ-2”? Дело в том, что урок у нас – бинарный. Что означает приставка “би”? Наводящий вопрос: “Вспомните известную российскую музыкальную группу, в состав которой входят Шура и Лева. Верно! “БИ-2”.Сегодня у нас 2 урока в одном. Математика - в физике!

-Т.В.- Итак, сегодня 200-й день нашей телестройки, т.е. нашего учебного года, или 66 урок по геометрии и 66 урок по физике. Тема урока: Треугольники и углы в теме “Простые механизмы”.

-О.П.- Каждый человек, заботящийся о своем здоровье, начинает день с зарядки. Вот и мы для начала проведем интеллектуальную разминку.

Приготовились. Проводим решение задач по готовым чертежам. Итак,-

“Математическое лото”

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

Рисунок 5.

Рисунок 6.

Рисунок 7.

Рисунок 8.

Рисунок 9.

Рисунок 10.

Л) 52°

В) 27°

И)1,25 м

М) 5 м

О) КN

У) МК

С) 45° Д) 13,4

З) 90°

Н) 3,4 м Ф) 38° Х) 1,2 м

 

Фамилия, имя.

1)В 2)О 3)С 4)О 5)Н 6)О 7)М 8)О 9)Л

Если вы все задания лото выполнили верно, то получили на своих полосках запись -

“ВОСОНОМОЛ”

Прочтите это слово справа налево. Получилось - “Ломоносов”.

М.В. Ломоносову принадлежат слова: “Слаб физик без математики”. Что вы знаете об авторе этих слов? На следующий год вы будете изучать химию.

Ему еще принадлежит высказывание: “Химия - правая рука физики, математика - ее глаза”.

-Т.В. и О.П. - Итак, улыбаемся и говорим друг другу:

“Добрый день!”.

-О.П. - На “тэт- а- тэт” со мной остаются …

(Называются фамилии 4 учащихся для индивидуальной работы. Желательно те, кто сидит за соседними столами, и относятся к группе слабоуспевающих).

 

 

Лист опроса

• Какой треугольник называется прямоугольным?

• Что такое гипотенуза, катет?

• Сформулируйте теорему о сумме углов треугольника.

• Перечислите свойства прямоугольного треугольника.

• Какой треугольник называется равнобедренным? Какими свойствами он обладает?

• Дайте определение внешнего угла треугольника.

• Сформулируйте свойство внешнего угла треугольника.

• Какие углы называются смежными?

• Каким свойством обладают смежные углы?

• Какие треугольники называют равными? Сформулируйте признаки равенства треугольников.

Устно решите задачи по готовым чертежам. Рисунки 11-19.

-Т. В.- А все остальные – за мной, на стройку! Начинаем закладывать фундамент своего Дома Знаний! Отгадываем кроссворд.

Рисунок 20.

Дать название демонстрируемым простым механизмам.

1) Учитель демонстрирует блок

2) Назовите прилагательное в названии этого механизма

3) Градусная величина прямого угла

4) Учитель демонстрирует клещи

5) Существительное в названии механизма.

Итак, мы вывели нулевой уровень фундамента.

-Т.В. – Какие слова из математики вы видите в этом кроссворде? Верно - “катет” и “ноль”. А как правильно говорить “ноль ” или “нуль”? Сверимся со словарём.

-О.П. Вы, наверное, утомились? И чтобы снять усталость, напряжение глаз, сделаем паузу, перерыв в работе. Перед вами чистые листочки. Возьмите ручку, закройте глаза и по моей команде нарисуйте прибор для нагревания веществ, применяемый на уроках физики и химии. А теперь откройте глаза. Что у вас получилось? Сравните с оригиналом.

(Демонстрируется спиртовка).

-Т.В.Продолжим строительство дома своей мечты!

 

 

 

Задача 1.

Рисунок 21.

Груз массой 1 кг поднят по наклонному помосту, длина которого равна 10 м, а угол наклона 30°. Определить работу по подъёму груза. Трение не учитывать.

Решение:

А= - mgh

А= - 1кг·10H/кг·5 м= - 50Дж

Ответ: - 50 Дж

Как объяснить знак минус в ответе?

 

 

Задача 2.

Рисунок 22.

Рисунок 23.

-Сравните рисунки и ответьте на мой вопрос:

“ Стальной лом используется в качестве рычага. Груз Р поднимают на одну и ту же высоту двумя способами. Сравните К.П.Д. в каждом случае. Плечи, на которые действует груз и сила трения одинаковые”.

 

 

Задача 3.

Составьте задачу по рисунку и решите её.

Рисунок 24.

Решение:

P1·l1=P2·l2

120Н·3l=P2·4l

360H=4P2

P2=90H

 

 

Задача 4.

Рисунок 25.

1. Назвать механизмы, изображённые на рисунке и показать их на столе.

2. Определить величину силы, приложенной к каждому блоку.

 

 

Задача 5.

-Т.В.- А эта задача предлагается вам, ребята, в видео записи. Её автор - завуч нашей школы.

“Уважаемые строители Дома Знаний! У меня в руках клещи. Объясните, как с их помощью получить выигрыш в силе и во сколько раз?”

(Ученик выполняет необходимые измерения и находит выигрыш в силе)

-Т.В.-А теперь попробуйте вытащить гвоздь одной рукой и с использованием клещей.

 

 

Задача 6, № 210, из учебника “Геометрия” автора

Л. С. Атанасяна, стр.66, рис. 119.

Рисунок 26.

-О.П.- Интересную задачу с блоками нам предлагают авторы учебника геометрии.

Проведите доказательство, используя свойство накрест лежащих углов при параллельных прямых и секущей.

Вообще-то, АР1 и СР3 и ВР2 пересекаются в центре Земли. В условиях нашей задачи мы этим пренебрегаем.

Дома вам предлагается решить ее 2 способом - через внутренние односторонние углы.

 

 

-О.П. Рабочий день заканчивается. Для подведения итогов встретимся на “ЛОБНОМ МЕСТЕ” за 5 мин до конца урока. Как раз осталось 5 мин.!

Рисунок 27.

-Дорогие участники стройки! Сегодня вы ударно потрудились! Каждый из вас старался как можно быстрее возвести стену своего дома, тщательно укладывая кирпичик за кирпичиком, решая одну задачу за другой.

Итак,

- за математическое лото получили следующие оценки: …

-за конфиденциальный разговор на “тэт-а-тэт” получили оценки-…

(объявить оценки 4-х ребят)

-Т.В.За решение физических задач у доски получили оценки - …(5 человек)

-Т.В. -Сегодня у нас четверг, и мы по традиции проводим голосование. Но прощаться мы ни с кем не будем. Вам предстоит выбрать самую понравившуюся задачу. Какая из задач вам запомнилась и понравилась своей необычностью, связью с жизнью, простотой решения?

 

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1вариант: Придумать и решить задачу, где бы использовался рычаг.

2 вариант: Придумать и решить задачу, где бы использовался подвижный или неподвижный блоки.

Оформить задачу красиво, на двойной открытке, как мы с вами уже делали. А на следующем уроке вы получите от своего одноклассника такую задачу – “письмо”. Каждый получит оценку за свою работу и будет иметь возможность решить задачу одноклассника.

-Т.В. А какие это будут задачи, мы узнаем в пятницу, на “телеканалах № 210 и № 205”.(Кабинеты математики и физики)!

-О.П. Это был телепроект

“ФИЗМАТ-2. Построй свой Дом Знаний!”

А с вами были – Ольга Петровна и Татьяна Владимировна.

Увидимся завтра!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтально, беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устная работа.

 

Математическое лото

После выполнения работы все полоски быстро собирают и проверяют консультанты.

 

 

 

 

 

Историческая справка

 

Сообщение учащегося о М.В.Ломоносове. Межпредметные связи/

 

 

 

Хором, вместе с детьми.

 

 

 

 

 

 

Работа со слабоуспевающими детьми.

Учитель математики

шёпотом опрашивает этих учащихся по теме “Треугольники”, предлагает устно решить задачи по готовым чертежам.

 

 

 

 

 

 

 

Технический диктант в виде кроссворда.

 

 

Устная фронтальная работа учителя физики с классом.

 

 

1 ученик у доски вписывает буквы в кроссворд.

 

Межпредметные связи с математикой и русским языком.

 

Учитель просит кого-то из учеников обратиться к толковому словарю для разъяснения.

 

 

Психологическая разрядка.

 

 

 

 

1 ученик решает задачу у доски, остальные записывают её решение в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ученик у доски объясняет решение.

 

 

 

 

2 ученика решают задачу с обратной стороны “крыльев” откидной доски, а остальные – самостоятельно, с последующей проверкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация

 

 

1 ученик у доски

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником и по готовому чертежу.

1 ученик по желанию выходит к доске решать задачу.

Работа в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

Объявить оценки.

(Консультанты проверили работы на листках-полосках и сдали результаты учителю.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продемонстрировать на доске все 5 задач (задачи на плакатах) + видео-задача.

Голосуют за каждую задачу.

 

 

 

 

 

Дифференцирование домашнего задания по вариантам.

Развитие творчества.