Цели урока:
- формирование умений применять знания, полученные на уроках геометрии, при решении задач по физике;
- развитие умений анализировать, сравнивать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы;
- воспитание коллективного познания, патриотических чувств, трудолюбия, готовности к жизни, развитие творчества и самостоятельности, привитие интереса к предмету.
Задачи урока:
повторить
-определения смежных, внешних углов, их
свойства;
-определение прямоугольного треугольника, его
свойства;
-правило моментов сил;
-работу сил;
-виды энергий.
Тип урока:
по основной дидактической цели - урок
обобщения и систематизации знаний;
по способу проведения – урок-игра:
телепроект “Построй свой Дом Знаний”.
Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, видеокассета с записью музыкальной заставки из телепроекта “Дом-2”, диск с песней группы “БИ-2”-“Последний герой”, портрет М.В. Ломоносова, плакаты - с задачами, “ФИЗМАТ-2. Повторение”, “Лобное место”, магниты, клещи, рычаги, подвижный и неподвижный блоки, полоски бумаги для математического лото.
ТСО, оборудование, наглядность. |
Ход урока |
Методы, приёмы и формы работы |
||||||||||||||||||||||||||||||
Музыкальная заставка из телепроекта “ДОМ-2”. Телевизор На экране плакат- “ФИЗМАТ-2.Повторение” Диск с песней группы “БИ-2”
9 задач на плакатах прикреплены магнитами к откидной доске. У всех детей полоски бумаги для записи ответов.
Портрет М.В. Ломоносова.
Высказывания М.В. Ломоносова о физике, математике и химии. (на откидной доске - магнитами)
Карточки с задачами на готовых чертежах:
Простые механизмы, которые надо узнать.
Толковый словарь С.И. Ожегова, стр.358.
У каждого на парте - чистые листочки. Спиртовка
Подвижный и неподвижный блоки.
Клещи. Видеомагнитофон (вопрос завуча школы).
Плакат (магнитом на доске)
Звучит музыкальная заставка из телепроекта “Дом-2”.
|
• Какой треугольник называется прямоугольным? • Что такое гипотенуза, катет? • Сформулируйте теорему о сумме углов треугольника. • Перечислите свойства прямоугольного треугольника. • Какой треугольник называется равнобедренным? Какими свойствами он обладает? • Дайте определение внешнего угла треугольника. • Сформулируйте свойство внешнего угла треугольника. • Какие углы называются смежными? • Каким свойством обладают смежные углы? • Какие треугольники называют равными? Сформулируйте признаки равенства треугольников.
-Т.В. – Какие слова из математики вы видите в этом кроссворде? Верно - “катет” и “ноль”. А как правильно говорить “ноль ” или “нуль”? Сверимся со словарём.
“Уважаемые строители Дома Знаний! У меня в руках клещи. Объясните, как с их помощью получить выигрыш в силе и во сколько раз?” (Ученик выполняет необходимые измерения и находит выигрыш в силе) -Т.В.-А теперь попробуйте вытащить гвоздь одной рукой и с использованием клещей.
Задача 6, № 210, из учебника “Геометрия” автора Л. С. Атанасяна, стр.66, рис. 119. -О.П.- Интересную задачу с блоками нам предлагают авторы учебника геометрии. Проведите доказательство, используя свойство накрест лежащих углов при параллельных прямых и секущей. Вообще-то, АР1 и СР3 и ВР2 пересекаются в центре Земли. В условиях нашей задачи мы этим пренебрегаем. Дома вам предлагается решить ее 2 способом - через внутренние односторонние углы.
-О.П. Рабочий день заканчивается. Для подведения итогов встретимся на “ЛОБНОМ МЕСТЕ” за 5 мин до конца урока. Как раз осталось 5 мин.! -Дорогие участники стройки! Сегодня вы ударно потрудились! Каждый из вас старался как можно быстрее возвести стену своего дома, тщательно укладывая кирпичик за кирпичиком, решая одну задачу за другой. Итак, - за математическое лото получили следующие оценки: … -за конфиденциальный разговор на “тэт-а-тэт” получили оценки-… (объявить оценки 4-х ребят) -Т.В. –За решение физических задач у доски получили оценки - …(5 человек) -Т.В. -Сегодня у нас четверг, и мы по традиции проводим голосование. Но прощаться мы ни с кем не будем. Вам предстоит выбрать самую понравившуюся задачу. Какая из задач вам запомнилась и понравилась своей необычностью, связью с жизнью, простотой решения?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1вариант: Придумать и решить задачу, где бы использовался рычаг. 2 вариант: Придумать и решить задачу, где бы использовался подвижный или неподвижный блоки. Оформить задачу красиво, на двойной открытке, как мы с вами уже делали. А на следующем уроке вы получите от своего одноклассника такую задачу – “письмо”. Каждый получит оценку за свою работу и будет иметь возможность решить задачу одноклассника. -Т.В. А какие это будут задачи, мы узнаем в пятницу, на “телеканалах № 210 и № 205”.(Кабинеты математики и физики)! -О.П. Это был телепроект “ФИЗМАТ-2. Построй свой Дом Знаний!” А с вами были – Ольга Петровна и Татьяна Владимировна. Увидимся завтра! |
Фронтально, беседа.
Устная работа.
Математическое лото После выполнения работы все полоски быстро собирают и проверяют консультанты.
Историческая справка
Сообщение учащегося о М.В.Ломоносове. Межпредметные связи/
Хором, вместе с детьми.
Работа со слабоуспевающими детьми. Учитель математики шёпотом опрашивает этих учащихся по теме “Треугольники”, предлагает устно решить задачи по готовым чертежам.
Технический диктант в виде кроссворда.
Устная фронтальная работа учителя физики с классом.
1 ученик у доски вписывает буквы в кроссворд.
Межпредметные связи с математикой и русским языком.
Учитель просит кого-то из учеников обратиться к толковому словарю для разъяснения.
Психологическая разрядка.
1 ученик решает задачу у доски, остальные записывают её решение в тетрадь.
1 ученик у доски объясняет решение.
2 ученика решают задачу с обратной стороны “крыльев” откидной доски, а остальные – самостоятельно, с последующей проверкой.
Демонстрация
1 ученик у доски
Работа с учебником и по готовому чертежу. 1 ученик по желанию выходит к доске решать задачу. Работа в тетради.
Объявить оценки. (Консультанты проверили работы на листках-полосках и сдали результаты учителю.)
Продемонстрировать на доске все 5 задач (задачи на плакатах) + видео-задача. Голосуют за каждую задачу.
Дифференцирование домашнего задания по вариантам. Развитие творчества. |