Учебный проект "Исследование расположения корней квадратичной функции относительно заданных точек"

Разделы: Математика


Возраст учащихся: 16-17 лет (11 класс, физико-математический профиль).

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: учебно-методическая литература, персональные компьютеры, ксерокс.

Цели проекта:

  • Научить учащихся самостоятельно достигать намеченные цели.
  • Научить учащихся видеть проблемы, возникающие на пути достижения цели, выдвигать гипотезы решения обозначенных проблем, искать пути их решения.
  • Сформировать у учащихся навыки проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта, навыки работы и делового общения в группе.

Задачи проекта:

  • Помочь учащимся целостно представить проект.

В таблице (рис.1) и - корни квадратного трехчлена ,

. , - абсцисса вершины параболы ,

и -некоторые числа, .

По схемам 1–7 дать геометрические интерпретации, на основании их выдвинуть гипотезы, сформулировать и доказать необходимые и достаточные условия расположения корней квадратичной функции относительно заданных точек.

  • Научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации, с использованием различных источников (компьютерной сети INTERNET, библиотек, справочников).
  • Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации полученных знаний.
  • Обеспечить творческое применение учащимися полученных знаний при решении нестандартных задач.
  • Помочь учащимся осознать личностную значимость материала темы.
  • Обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность.
  • Развивать инициативу, уверенность в своих силах.
  • Развивать настойчивость, умение преодолевать трудности.
  • Развивать творческое мышленин.
  • Научить анализу и оценке собственных творческих и деловых возможностей.
  • Содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
  • Воспитывать дисциплинированность.
  • Воспитывать нравственность.
  • Воспитывать гуманность.

Типологизация проекта: по характеру доминирующей, в проекте деятельности – исследовательский, предполагается работа над проектом группы в количестве 7 человек в течение 1 четверти при внеклассной деятельности.

Аннотация

Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. Конечные цели обучения математике сводятся к овладению учащимися методами решения определенной системы математических задач. При этом под функцией решения задачи понимается проектируемые учителем изменения в деятельности и психике учащихся, которые должны произойти в результате решения ими этих задач. Надо научиться такому подходу к задаче, при котором задача выступает как обьект тщательного изучения, а ее решение – как обьект конструирования и изобретения.

Квадратичная функция является основной функцией, изучаемой в школьном курсе математики. Однако, опыт подсказывает, что на вступительных экзаменах задачи с параметрами, решаемые как правило с помощью свойств квадратичной функции, вызывают у учащихся определенные затруднения. Довольно много учащихся не знакомы с условиями, необходимыми и достаточными для расположения корней квадратичной функции относительно заданных точек, не владеют геометрической интерпретацией таких задач, не умеют эффективно применять свойства квадратичной функции для решения задач, сформулированных непривычным образом.

На решение этой теоретически значимой для учащихся проблемы и направлен данный проект. В результате решения этой проблемы учащиеся овладеют методом, позволяющим существенно упростить решение определенного класса задач.

Почему для решения этой теоретической проблемы выбран метод проектов?

Он позволяет: научить учащихся самостоятельно достигать намеченные цели; новые знания, полученные при этом, приобретают для учащихся личностный смысл, что повышает их мотивацию в учении; научить учащихся видеть проблемы, возникающие на пути достижения цели; выдвигать гипотезы; сформировать у учащихся умение работать с информацией (поиск источников, технология работы с информацией); сформировать навыки проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта; навыки работы и делового общения в группе.

Проектом предусматривается создание группы из 7 учащихся, каждый из которых решает одну из 7 задач, указанных в таблице (рис.1), тесно связанных между собой.

После исследования каждый участник должен продемонстрировать приобретенные знания и умения, решив нестандартную задачу, используя при этом доказанную теорему.

Все исследования группы должны быть систематизированы, обобщены и представлены в виде заполненной таблицы (рис.2), с приложением доказательства каждой теоремы.

На презентации каждый член группы представляет свой результат, рассказывая о проблеммах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом.

Результаты работы группы должны быть оформлены в виде электронного слайд-фильма с использованием системы организации презентаций PowerPoint.

Этапы работы над проектом

Работа над проектом включает 4 этапа:

  • планирование;
  • аналитический этап;
  • этап обобщения информации;
  • этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).

Работая над проектом, учителю не следует забывать, что основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.:АРКТИ, 2003.

2. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе/М.: Центр “Педагогический поиск”, 2001.

3. Моденов В.П. Пособие по математике, физике и химии для поступающих в вуз, (9-й класс). Изд-во МГУ,1969.

4. Моденов В.П. Пособие по математике. Изд-во МГУ,1972.

5. Александров Б.И., Лурье М.В., Максимов В.М. Пособие для подготовки к письменному экзамену по математике в МГУ. Изд-во МГУ, 1972.

6. Марков В.К. Системы алгебраических уравнений. Изд-во МГУ, 1969.

7. Марков В.К. Метод координат и задачи с параметрами. Изд-во МГУ, 1970.

8. Кравцев С.В., Макаров Ю.Н., Максимов В.Ф., Нараленков М.И., Чирский В.Г. Методы решения задач по алгебре от простых до самых сложных – М.:Экзамен,2001.

9. 3000 конкурсных задач по математике – М.:Рольф,Айрис-пресс,1998. Говоров В.М., Дыбов П.Т., Смирнов С.Ф. Сборник конкурсных задач по математике. -М.: Наука,Главная редакция физико-математической литературы,1983.

10. Зеленский А.С. Сборник конкурсных задач по математике 1992-1995 годов.-2-е изд. -М.: Научно-технический центр “Университетский”: АСТ_ПРЕСС,1996.

11. Потапов М.К., Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Готовимся к экзаменам по математике: Учебное пособие для поступающих в вузы и старшеклассников.- М.: Научно-технический центр “Университетский”: АСТ-Пресс, 1997.

12. Сборник конкурсных задач по математике для поступающих во втузы. Учебн.пособие. /Под ред. М.И. Сканави. – 4-е изд. – М.:Высш.школа,1980.

13. Дорофеев Г.В. Квадратный трехчлен в задачах.- Львов, 1991г. (Квантор; №2).

14. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 1998.

15. Шарыгин И.Ф. Решение задач: Учеб.Пособие для 10кл.,11кл., общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 1994.

16. Олехник С.Н. и др. Уравнения и неравенства. Нестандартные решения. 10-11 классы: Учебно-метод.пособие – М.:Дрофа, 2001.

17. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Рабинович Е.М., Якир М.С. Тригонометрия: Задачник к школьному курсу. – М.:АСТ-ПРЕСС: Магистр – S, 1998.

18. Горнштейн П.И.,Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Экзамен по математике и его подводные рифы. – М.:Илекса, Харьков: Гимназия, 1998.

19. Габович И.Г. Алгоритмический подход к решению геометрических задач: Кн. для учащихся. – м.: Просвещение: АО “Учеб. лит.”, 1996.

20. Калебин А.В.,Ксенофонтов Р.С. Пособие для поступающих в ВлГУ / Владим.гос.ун-т; Владимир, 2003.

21. Тесты. Математика 11 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования – М: Центр тестирования МО РФ,1997-2004.

22. Соболь Б.В., Виноградов И.Ю., Рашидова Е.В. Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному тестированию по математике. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2003.

23. Как сдать ЕГЭ по математике на 100 баллов. – Ростов-н/Д: изд-во “Феникс”, 2003.

24. Готовимся к ЕГЭ. Математика /Л.О.Денищева, Е.М.Бойченко, Ю.А.Глазков и др. – М.: Дрофа, 2004.

25. Амелькин В.В.,Рабцевич В.Л. Задачи с параметрами: Справ.пособие по математике. – 3-е изд. Дораб. – Мн.: ООО “Асар”, 2004.

26. Колесникова С.И. Математика. Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ. – М.: Айрис-пресс, 2004.

27. Шахмейстер А.Х. Задачи с параметрами в ЕГЭ. 1-е изд. – СПб.: “ЧеРо-на-Неве, 2004.

28. Ткачук В.В. Математика-абитуриенту. - 11-е изд., М: МЦНМО, 2004.