Цель урока: воспитание у школьников интереса и уважения к культуре северных народов Западной Сибири
План урока
Организационный момент.
Ход урока.
I. Источники самобытного вдохновения древних племен Северо-западной Сибири.
I. 1. Голосовые сигналы до речевой коммуникации (ГСДК). Этюд детского сценического творчества.
II. Историко-культурное наследие Ямала.
III. Интеграция “языка” изобразительного и музыкального искусства.
Заключение.
Организационный момент
Звучит фрагмент музыкальной композиции “Аполло-440”
У: Западная Сибирь - одна из оригинальных таинственных окраин нашей России, колыбель богатых и самобытных культур, родина живших и ныне существующих народов.
Познакомиться с культурным наследием различных этносов и наций нашего региона, почувствовать себя причастным к истории родного края поможет урок “откровенных мыслей”, тема которого: “Сохраните наследие веков!”
Ход урока
Звучит фрагмент из балета И. Стравинского “Весна священная”, часть “Загадка легенды”.
Учитель читает эпиграф:
В. С. Володин (отрывок из поэмы)
Легенды мои, сказки дедов и песни!
Всего мне дороже напев их чудесный...
Учитель, согласно тексту, на географической карте Тюменской области наносит шаблоны - аппликации, изготовленные детьми.
Cлайд №II.
I. Источники самобытного вдохновения древних племен Северо-западной Сибири
У: Давным-давно на северных “Островах счастья” жили люди, не знающие раздора и рабства! У них был особый взгляд на мир. Болезни, наводнения казались первобытному человеку гневом природы
Средством защиты от неблагоприятных сил всего окружающего являлся ритуал танца. Почему?
Д: Человек просил у божества удачи в охоте, рождения ребенка
У: По мнению древнего племени, ритуал способствовал сплочению коллектива, символизировал живые силы природы, был связующим звеном между человеком и внешним миром
Угры почитали Лонга-бога здоровья. Бог неба - Нуми следил за человеком, от него не скрывалось ни добро, ни зло, он управлял судьбами людей, “смотрел” на внутренние достоинства людей, каждому раздавал дары по заслугам. Народ племени считал, что духов, покровителей племени, мог призвать…
Д: Шаман.
Рисунок 1 “Шаман”
На фоне звучания фрагмента музыкальной композиции “Firestarter” (в переводе – “Огненное начало”) в исполнении группы “Prodigy” учитель ведет дальнейшее повествование. Школьники воплощают в танцевальных этюдах рассказ учителя
У: Шаман в суконном платье, к спине которого [17] были привешены цепи, усаживался на шкуры в чуме, а присутствующие стояли по обеим сторонам от него по окружности чума. Разжигали большой костер, сушили возле него бубен, чтобы “был звонче”. Когда шаман надевал священный омулет, все присутствующие в голос кричали: “Гой!”, а затем долго перекликались порознь: “Гой! Гой! Гой!”. Сидя на своем месте, он сначала озирался, поводя глазами вверх и вниз, затем брал бубен, тихо колотил в него палкою, усиливая звук, или изо всей силы, вскочив со своего места, начинал беситься по чуму, ломался, бросив бубен в сторону (рапорт: А АН СССР, ф. 3, оп. 10б. д. 71, л. 14.)
Ритмичные удары шамана в бубен, ритуальные кличи, заклинания, ответные коллективные звукоподражания - это множество звуков имело свой неповторимый тембр. Ритм в музыке первобытных людей считался важнейшим средством музыкальной выразительности. Акценты помогали регулировать пластику и организовывали ее во времени - так происходило самовыражение человека в почитании мнимого божества.
У: На ваш взгляд, какие стихии природы были объектом почитания древних племен Крайнего Севера?
Д: Культ Огня - главное божество народов Севера Западной Сибири. Образы этого культа демонстрируются в фильме “Земля Санникова” (фрагмент видеофильма).
Звучит фрагмент симфонической поэмы “Море”, музыка К. Дебюсси
У: Ненцы почитали покровителя морских промыслов Ямала. Шум воды (выделять звук “ш”) на сибирского туземца производил впечатление чего-то таинственного и волшебного, и ему казалось, что оно одарено душой. Свою “душу” древний человек представлял в образе птицы, которая, по - его мнению, жила у него в голове, а во время сна покидала его. Чтобы удержать душу, больному делали татуировку в виде птицы на руке или плече.
Рисунок - фэнтэзи №2. “Божественный образ птицы”
У: Народами Севера почиталась медное изваяние Гуся-идола - бога водяных птиц.
В некоторых религиозных древних ритуалах народов Севера исполнялся танец, символизирующий этот божественный образ.
I.1. Голосовые сигналы до речевой коммуникации (ГСДК)
Этюды детского сценического творчества.
У: Сейчас мы с вами вместе на “языке” жестов и звуковых интонаций воссоздадим картину древнего священного свадебного обряда (дети встают в круг)... Ох, холодно, зябко! Греем руки дыханием!
[11] “Молодой гусь высматривал себе молодую гусыню! (переводим беззвучный выдох в шипение горлом - “h”: ]h []h [] h []h []h (мальчики двигаются по залу топающими шагами). Долго плавал поблизости, принимая гордую позу (мальчики прохаживаются перед девочками; упражнение- [ ]h [] []h []h []h []h []h []h [ ]h []h []h []h []); показывал себя храбрецом: нападал на обитателей озера (х х х А х х х А х х х А х х х Ах х х); отгонял их подальше, защищал пока недосягаемую “невесту”, хотя враги ни для нее, ни для него не были опасны. Гусаку просто хотелось показать себя удальцом (крик: [] А! [] А! []А!!!), чтобы пленить избранницу, а главное - убедить ее “отца” в своей надежности, как хорошего защитника семьи (упражнение “крик”- “вой” [A]А!!! [A] А!!! [A] А!!!). После каждой победы гусь плыл гордо к “суженой” и триумфально гоготал (дети, приподняв руки - “крылья”, кружатся парами; голосовое упражнение “волна” с криком: ххх А ххх А ххх А). “Зазноба в перьях” отвечает чарующим гоготом (х х х А х х х А х х х А) - они “помолвлены”. Молодая пара покидает “гусиную” семью. Теперь они всюду вместе”.
У: Так, природа служила источником самобытного вдохновения древних племен, порождала в воображении древнего человека богов, а духи охраняли человека и природу, тотем.
II. Историко-культурное наследие Ямала.
II. 1. “Золотая Баба” - артефакт Древнейшей цивилизации.
Звучит фрагмент балета И. Стравинского “Весна Священная”, часть “Жертвоприношение”.
У: “За Камень далекой Сибири, где служат дорогами реки…” неоднократно отправлялись предприимчивые новгородские промышленники, а также искатели приключений (раздаю детям фрагменты текстов). Версий о местонахождении и существовании облика сокровища было много. Один из немногих - “Золотая баба” - древняя загадка истории (раздаю детям фрагменты текстов).
1 уч: [15] …“в море Сумрака, прозванном греками Медвежьим, есть цветной небесный огонь, льды высотой в три терема, белый мох с красными цветами и люди приветные.
Есть в тех краях и пещера, где камни воют при звуке голоса. Стоит в пещере безносая статуя из желтого песка с монетами вместо глаз. Она обвешена ожерельями из серебра и поясами, как юродивый верига, но никто не узнает, сколько капищ с сокровищами предков скопились у Каменного пояса!”
2 уч: [13] Римский историк Юлий Помпоний упоминал, что “угры после разгрома Рима вернулись на родину к Ледовитому океану, принесли с собой какие-то медные статуэтки” (см. стр. 94)…
У: Почему данный объект интересовал не только наших космографов, но и зарубежных летописцев?
Д: Может, это оберег или талисман магов, это идол?
У: Наверно, это <рисунок №3 “Тайный зов”> гора, где много залежей золота? В научных источниках указывается, что на берегах северных русских морей есть камень-утес, напоминающий вид женщины? А вот как думали аборигены Крайнего Севера!
Рисунок №3 “Тайный зов”
Уч-ся читают предложенным им текст: “Вогулы утверждали, что “Золотая Баба” - идол, предсказывала будущее, ему воздавали культ почитания и преподносили самые дорогие подарки”.
У: Иногда идол издавал звуки, похожие на рев, стон. Как вы думаете, откуда могут доноситься звуки?
Д: Может быть, это ветер или проделки шамана? Может быть, это игра природы: волна ветра и создает эти звуки!?
У: В Кызыл-кумах геологи обнаружили “поющие леса”: окаменевшие пеньки - окаменевшие пустотелые столбы. Когда шумит ветер, неожиданно, словно из-под земли разносится могучая, удивительного тембра, похожая на звуки труб музыка. Известны и “поющие” скалы…
Д: Может быть “Золотая Баба” - талисман колдунов и магов, культ почитания чему-либо?
У: У каждого народа существовал культ женщины-матери, поэтому были свои богини. Возможно, “Золотая Баба” была для обских угров объектом поклонения женскому началу - Матери-Земле!
Д: А может быть, это напоминание нам о пришельцах из далеких миров?
У: Вероятно, что это артефакт древнейшей цивилизации, свидетельства существования которой разбросаны по всему земному шару? Однозначно, что <Рисунок № 4. “Золотая Баба”> Яу - мал (по-ненецки) исчезла бесследно.
Рисунок № 4. “Золотая Баба”
У: На Севере Западной Сибири найден памятник (I век до н.э.) - останки древнего межплеменного сакрального центра, который известен во всем мире, благодаря своим уникальным артефактам, среди которых множество художественных вещей. Усть-Полуй расположен в городской черте столицы Ямало-Ненецкого округа в городе Салехарде. Памятник не охранялся вообще никем и никак! Здесь культовые места (святилища); погребальные комплексы (кладбища, отдельные могилы, хальмеры - наземные захоронения в тундре) могут быть перенесены или частично уничтожены в процессе жизнедеятельности.
В тундровой зоне … возле [1] Ямгорта древнее святилище, в котором сохранилось много шедевров из привозного серебра XII века (хранятся в Эрмитаже, г. Санкт-Петербург; в музее во Франции). В кладах и погребениях обско-угорских народов сохранились предметы быта - серебряные блюда с изображениями царей; на реке Северная Сосьва - старинная “Чаша из Березова”, с изображениями византийской императрицы, слуг, музыкантов, акробатов, плясунов, фантастических животных. Святилища были своего рода казнохранилищами, там же и хранились вещи эпических личностей: чаши с изображением А. Македонского (находки 1867г.).
Каким образом могли оказаться эти подлинные византийские сокровища на Ямале?
Д: Возможно, вследствие межплеменных войн?
У: Ученые выдвигали много гипотез. На местах поселений и в могильниках других культур обнаружено множество прекрасно изготовленных металлических изделий из меди, бронзы, драгоценных металлов.
Д: Значит, это предки нашего края плавили и обрабатывали медь, бронзу?
У: Возможно! А каким образом эти сокровища оказались в кладах?
Д: Может быть, это подарки? Или серебряные чаши обменивались на меха?
У: Приоткрыть завесу тайны заселения северных земель помогло исследование американского ученого Билла Фитцхью, участника раскопок капищ Севера Западной Сибири. Он нашел следы “морской культуры”, дары тех, “кто осваивал пути вдоль северного побережья Европы и Западной Сибири, был заинтересован в дружбе с местной знатью”. Научно доказано, что Усть-Полуйское поселение основали не ненцы, и не ханты, а какой-то народ, живший здесь до них и потом вошедший в состав титульных народов Севера. Научно доказано, что культура протопоморов Севера Западной Сибири является самой древней: именно они стали первооткрывателями морских путей; на географической карте запечатлены древние поморские термины - остров Вайгач, пролив Югорский.
III. Интеграция “языка” изобразительного и музыкального искусства
У: Старинным талисманом морских путешественников, оберегом тех, кто подвергался опасностям во время морских путешествий были иконы Архангела Михаила и Николая Святителя, и хранились они в конце XIX века в Воскресенском соборе г. Березове как священные реликвии…
У: Дошла <Рисунок 5. Икона> до наших дней икона “Иоанна Предтеча в пустыне”. Эта икона относится к группе “Северных писем” <надпись 6>, выполнена работа в XVI веке поморами - иконописцами нашего земляка, сибирского купца Строганова (см. “История искусства”, том I, стр. 79). Сведения об иконе скудны. По мнению людей того времени, икона являлась связующим звеном с небесными силами; культ этого Святого слился с культом некоторых древнеславянских божеств.
<Рисунок 5. Икона>
У: Каждая черта лика создает целостный образ Святого. В каких цветовых тонах написан портрет?
Д: В сочетании красного, желтого, белых тонов…
У: Колорит иконы играет роль оберега, сочетание тонов может многое рассказать о персонаже иконы.
Д: Мне кажется, что сочетание тонов говорит о благородстве Святого: белый цвет - символ чистоты, причастность к божественному свету, “говорит” о чистоте духа.
У: Тон под золото - символ истины, непорочности. Знаток древней [7] живописи В. А. Анисимов так описал этот <надпись 7 “С иконы…> портрет: “С иконы на нас глядит наследие иной души”. Что передает выражение лика Святого?
Д: Святой спрашивает нас о чем-то, смотрит на нас, как человек. Мне слышится, будто он ведет с нами беседу, а мне кажется, что он грустит…
У: В иконе слышится музыкальность образа.
<Рисунок №8 - “Звуковое пятно”, работа Александры Русакович, 10 лет>
Творческое задание: воплотить образ Святого в мелодических импровизациях.
Дети индивидуально подбирают на слух образные мелодические фразы. Весь класс вторит предложенный детьми мелодический вариант
У: Какая интонация преобладает в Ваших мелодических вариантах?
Д: Тема плача…
У: Именно эта тема в иконе приобретает возвышенное, эпическое звучание скорби (обращаю внимание школьников на художественные работы “Портрет духовной музыки”) Вот так наши гимназисты - “музыкальные живописцы” в колорите звуков “знаменовали” портрет церковного песнопения.
19 декабря все православные церкви славят “Святителя Николая”. В честь этого Святого учащиеся исполнят “Тропарь…”
Учитель просит детей прочитать текст на доске <Надпись об иконах>
- Тот, кто видит в иконе только краски да доски, тот не видит ничего.
- Кто видит красоту, тот видит много, да не все.
- Тот, кто начинает постигать духовную сущность, тот пусть знает, что икона давала людям благодатную силу, которая когда-то спасла Россию.
У: Какие идеи нравственности воспеты в этом священном изречении?
Д: Учиться понимать прекрасное в искусстве; воспитывать свой характер, любить и защищать Отчизну.
У: Местный патриотизм у жителей Северо-западной Сибири сочетался с преданностью Родине. Народ был решительным, способным постоять за себя. Отправляясь на ратные дела, мужчины надеялись на скорое...
Д: ...возвращение домой, к родному очагу.
У: Что оберегало сыновей, мужей в дальних краях?
Д: Верность любимой женщины, святая любовь.
У: Старинный народ почитал родную природу. Почему героиня в старинной народной песне “Сокол” обращается именно к морю, природе с мольбой о встречи с близким ей человеком?
Д: Старинные люди воспринимали природу как живые существа; женщины надеялись, что окружающий мир будет сопутствовать скорому возвращению любимого домой!
У: Мелодии фраз, похожие друг на друга, повторяются до бесконечности, звучат как …
Д: ...песня-послание; ... песня-молитвослов...
Слайд № III. Старинная песня “Сокол” объединила в себе <надпись 1> причитание и <надпись 2> философское заклинание.
У: Какое средство музыкальной выразительности передает глубоко скрытое душевное состояние героини?
Д: Ладовая интонация народной песни “Сокол” отличается особой гармоничностью и ритмической ясностью, прозрачностью; в ней поднимаются важные проблемы - взаимоотношение человека с окружающей природой, вопрос понимания природы.
У: (обращаю внимание школьников на художественные работы “Звуковые пятна”): Каким колоритом проникнуто содержание этой песни?
Д: Мажорно-минорным! <надпись 3 “Стиль языкописи”>
У: (играю фрагмент аккомпанемента народной песни “Сокол”, обработка Л. А. Медведевой): Аккомпанемент навевает тоску своим однообразием, он подобен унылому пейзажу окрест.
(Играю мелодию I и II сопрано. На слайде появляется <надпись 4> насыщенность и неустойчивость нижнего голоса – принадлежность к рок-музыке.
У: Неизбывная тоска слышится в партии I голоса. Грусть и одиночество выражены в трогательных, печальных, жалующихся фразах II голоса песни - <надпись 5> текучесть линий в I сопрано; II сопрано - печаль и страдание - как знак воссоединения прошлого и чистого)
Виссарионович Григорьевич Белинский так писал о народных песнях грустного содержания: “Это грусть души крепкой, мощной и несокрушимой”. Партия альта монотонно и жизнеутверждающе звучит в пределах квинты <надпись 6> I альт - устойчивый и жизнеутверждающий голос из современности.
Эта перекличка голосов, словно эхо, создает ощущение, будто сама природа отвечает героини песни, сочувствует ей.
Так, <надпись №7- “народный жанр”> народная песня становится своеобразным тестом на психологическое состояние: утверждение жизни, даже в гибели (школьники исполняют фрагмент старинной народной песни “Сокол”)
Сокол удалой, Красно Солнышко, возьми меня за рученьки,
Веди гулять с собой, за околицей, по проселочку.
Возьми меня за рученьки, веди меня по травушке, веди…по шатким мостичкам,
По шатким мостичкам.
Веди меня до морюшка, веди меня до синего, до неба дальнего, до неба дальнего.
Через Огонь, через Воду, через Матушку Сыру – Землю,
Через надежду, через веру, через глухую любовь мою...
У: Назовите вечные темы в искусстве народов Северо-западной Сибири?
Д: Война и мир. Добро и зло. Родина. Природа.
У: Северная природа формировала характер человека. На ваш взгляд, каким был наш предок?
Д: Отважным, мужественным, волевым, сильный духом.
У: Произведения народного искусства рассказывают потомкам Сибири о людях, населявших когда-то “незнаемые” земли предков; о переселенцах центра России, приобретших вторую родину, не предполагая, что вскоре Западная Сибирь станет краем паломничества.
У: Что для вас, юные отроки, означает понятие “сохранить наследие веков”?
Д: Знать и почитать традиции семьи, народа, любой страны! Бережно относиться к реликвиям семьи, рода! Воспитывать в себе лучшие черты характера: сдержанность, мудрость духа, чувство собственного достоинства! Не таить зло в себе, а сохранять открытость и чистоту души. Передавать образы природы в танцах и декоративном искусстве! Сохранить свой родной язык! Бороться против тех, кто разрушает памятники истории!
А я думаю, что народ отстаивает земли своих предков, и поэтому надо некоторые территории надо сделать заповедными, охраняемые государством!
Д: Пришлый человек не всегда благодарно относится к природе, наносит ущерб почве, здоровью местных жителей, иногда посягает на достопримечательности другого народа…
У: Человек, уважающий себя и других, стремится передать потомкам завет: сохранить свой край, не причинять зло Природе, а жить в согласии!
Над миром стонет тишина,
Дрожит от ветра огонек свечи,
Жизнь или смерть - все это лишь игра!
Я душу отдаю в залог любви!
Ты сердце истерзаешь в суете,
Но все поймешь, и все простишь,
Сгорев на жертвенном огне,
Я душу отдаю любя.
Забудь печали, круговерть,
Во времени не зазвенят клинки,
Не сдвинется с оси земная твердь!
Я душу отдаю в залог любви!
Я небесам последний крик отдам
Услышь, и мудрость духа обрети,
С судьбою споря, мир верну мирам
Я душу отдаю в залог любви!
И вновь, когда рука потянется к мечу,
Ты вспомни!…Оглянись!..
Взгляд к нему подними!
Я душу отдала в залог любви!
(Стихотворение неизвестного автора)
Учащиеся исполняют песню В. Серебренникова, уроженца г. Тюмени “Давайте, сохраним!”
Заключение
У: Какими средствами выразительности воссозданы портреты человечества, эпохи?
Д: Мелодикой, ритмом, паузами…
У: …которые создают образ оплакивающего горькую долю человека, народа. В творческом наследии наших предков находили свой отзвук все события, происходящие в окружающем мире и в собственном доме. А что такое дом?
Д: Окружающий мир, взаимоотношение людей, семья, взаимопонимание близких…
Слайд № IV
У: Чтобы скрасить свои горести, люди искали смысл в законах жизни. Законы <надпись 1> превращали в <надпись 2> традиции и обряды, используя древние жанры: <надпись 3> танец и песню, наполняли их красотой.
Так рождалось <надпись 4> творчество народа, обращенное к совести и милосердию, состраданию и великодушию; сближало народы, делая людей духовно близкими. В этом заключалась извечная миссия народного искусства, связь между прошлым и будущим (Звучит песня композитора “Есть только миг”, муз. Аедоницкого и к/ф “Земля Санникова”)).
У: Нам ваш взгляд, какова миссия современного человека в истории будущего нашего Отечества?
Д: Учиться, чтобы больше познавать все окружающее нас!..
У: О жизни народов нашего края, Отечества вам расскажет “Историю Государства Российского -…священная книга народов; зеркало их бытия и деятельности; скрижаль откровенности; завет предков к потомству; изъяснение настоящего и пример будущего,… она передает деяния великодушных…, и в самое отдаленное потомство вселяет любовь к их священной памяти”, - так писал русский философ Николай Михайлович Карамзин, которому была близка судьба народа.
Список используемой литературы
(издания находятся в школьной библиотеке МОУ
гимназии №49 г. Тюмень)
- И. Теплова. “Мир родного края”, Тюмень, 2002 г.
- “История русского искусства”, том I, раздел первый “Искусство Х - начала ХIII века.
- “История Сибири”, том первый, “Древняя Сибирь”. Издательство “Наука”, Ленинградское отделение, Ленинград. 1968 г, стр. 54; 56;74; 356; 358.
- “Английские путешественники в Московском государстве. ХVI век”, перевод с английского Ю. В. Готье, М, 1937 г, стр.109-111.
- Г. Ф. Миллер. “История Сибири”, том I, Москва, издательская фирма “Восточная литература”, РАН, 1999 г.; из фонда Института Открытого Общества “Мегапроект”, ISBN 5-02-018100-5.
- Т. С. Еремина. “Предания о Русских Иконах”, Москва, 1994 г. “Владос”, ISBN 5-87065-025-9.
- Р. А. Агеева. “Какого мы роду-племени?”. Народы России: имена и судьбы. Словарь-справочник, “Academia”, 2000, ISBN 5-87444-033-X.
- Ю. Курочкин. “Легенда о Золотой Бабе”, Свердловск, 1968.
- Н.В.Федорова. Византийское сокровище угорских князей. Опубликовано в журнале “Родина”. Москва, 2002. № . С. 7-9.
- А. В. Матвеева и В. А. Захаров. “Памятники древних и средневековых культур Ямала” (Тюмень, ИПОС СО РАН, 1994); Интернет.
- А. Домнин “Поход на Югру”, часть “Сокровища царей Востока”, Свердловск 1966; стр. 9; 39.
- Н. М. Карамзин. “История государства Российского”, Москва, ОЛМА, МЕДИАГРУПП.
- Н. А. Миненко. Историко-этнографический очерк “Северо-западная Сибирь в XVIII - первой половине XIX века”, академия наук СССР, издательство “Наука”, Сибирское отделение, 1975.