Предметная неделя в начальной школе "Путешествие по океану знаний"

Разделы: Общепедагогические технологии


Предметные недели как традиционная часть внеучебной деятельности достаточно привычны для любой общеобразовательной школы. Увеличение учебной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддерживать интерес младших школьников к учению. Мощным оружием в формировании нового отношения к познанию является проведение предметных недель. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями. В проведении Предметной Недели используется и метод проектов, который помогает активизировать учащихся, формировать умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности, реализовывать принцип связи обучения с жизнью.

Задачи предметной Недели:

  • Воспитание познавательного интереса (формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса ради самого процесса познания, закрепление отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия).
  • Переориентация восприятия учебных дисциплин (задача организаторов не легка – “сломать” стандарт восприятия, показать детям известные учебные предметы с неизвестной стороны: не в виде набора правил, а как нечто живое, постоянно развивающееся.)
  •  Неформальное общение преподавателей и учащихся (формы неформального учебного взаимодействия помогают изменить психолого-педагогические роли учителя и ученика, расписанные классно-урочной системой).

Принципы проведения Недели: каждый ребенок является активным участником всех событий Недели. Он может попробовать себя в разных ролях, попробовать свои силы в различных видах деятельности. Мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать. Участвовать в театральных постановках, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки, готовить и выступать с докладами на уроках.

Форма проведения: игра-путешествие “Путешествие по океану знаний”. Пять островов - пять тематических дней недели, посвященных отдельным дисциплинам и имеющих четкие задачи выполнения, органически связанные между собой:

  • “Остров изобретений”
  • “Остров радуги”
  • “Остров перемещений во времени и в пространстве”
  • “Остров эрудитов”
  • “Остров зрителя”

Условия проведения предметной Недели:

Участвуют 1-4 классы.

 План проведения обсуждается на заседании кафедры учителей начальных классов

Каждый преподаватель проводит обсуждение проведения Недели с учащимися своего класса.

Группы для участия в мини-проектах формируются только по принципу свободного выбора детьми.

 Все события и мероприятия недели должны быть доступны каждому: нет привычных классов, есть единый коллектив начальной школы.

 В 1 день Недели вывешивается план-карта “Путешествия по океану знаний” (карту заранее готовит группа учащихся с помощью преподавателей). В конце каждого дня Недели карта будет заполняться материалами, рисунками, творческими отчетами, фотографиями.

1 день

“Остров изобретений” – это день проведения творческих мини-проектов. Мини-проект “Символика нашего класса”, заключается в разработке символики своего класса, обосновании выбранных символов. Работа проходит в группах (4-5 человек). Задача: разработать и предложить на конкурс варианты символики своего класса, обосновать, почему именно такие символы выбраны и как они связаны с жизнью класса. Защита проектов проводится в форме конкурса.

Джон Дьюи в своих трудах писал, что для восприятия знаний учеником как действительно нужных ему, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а также новые, которые еще предстоит приобрести. Создавая символику своего класса, рисуя герб, сочиняя гимн, дети не только приобретают новые знания и умения, но и развивают личностные качества коммуникабельности, адекватной самооценки, умения сотрудничать со сверстниками, взрослыми и самим собой. [1]

Исследовательский мини-проект “Социологический опрос” уместно провести в выпускных 4 классах. Проект готовит “группа социологов” /3-4 человека/. Все учащиеся класса кратко отвечают на вопрос “Зачем я учусь?”. Социологи, обрабатывают ответы, распределяют их на группы и доводят до класса полученные результаты. Такая работа помогает детям определить свои гражданские позиции, а некоторым их и скорректировать.

2 день

Остров радуги” посвящен естественно-научным и обществоведческим дисциплинам (природоведение, москвоведение). Для развития любознательности и познавательного интереса учащихся учителя используют различные формы проведения уроков: игры-конкурсы, уроки- викторины. Основные принципы:

  • каждый ребенок имеет право на собственное мнение, вопрос “А как вы думаете?” - приоритетный;
  • будь с ребятами вместе, рядом и чуть впереди.

3 день

“Остров перемещений во времени и в пространстве” - это экскурсионный день.

Он позволил расширить рамки школы и школьных предметов, органично закрепить полученные знания, связав их с жизнью и историей города и страны. Тематические экскурсии должны обеспечить интеграцию естественно-научных и обществоведческих знаний для формирования целостного взгляда на окружающий мир и место в нем человека. Темы экскурсий продумываются заранее исходя из планирования тем уроков, проводимых в предыдущий день Проектной Недели.

4 день

Остров “Эрудитов” – уроки математики и психологического развития, направленные на проявление творческих способностей детей, развитие гибкого, нестандартного мышления. Это день интеллектуальных игр, которые по-своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. Девиз: “Лепи человека, пока ум ребенка гибок и сам он восприимчив ко всему открытому перед ним богатству мира”.

5 день

Завершает путешествие остров “Зрителя” - концерт учащихся начальной школы: выразительное чтение стихотворений, инсценировка басни, сказки, чтение стихов собственного сочинения, защита лучших проектов гербов класса. Этот день должен стать запоминающимся и ярким для детей. Это итог большого коллективного дела.

Список литературы:

1. Сергеев И.С., Как организовать проектную деятельность учащихся, Аркти, Москва 2004.