Романтические веяния в искусстве России XIX в. Урок-гостиная. 9-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 9


Эпиграф к уроку:

Романтизм - это не стиль, не живописная манера,
а определенный эмоциональный настрой.

Ш Бодлер.

Звучит музыка: М. И. Глинка “Вальс-фантазия” (фрагмент).

Учитель: Приветствие (музыка звучит): Добрый день, уважаемые гости, друзья, учащиеся! Сегодня мы собрались здесь, в этой уютной гостиной, чтобы забыть все тревоги, волнения нашего XXI века, и окунуться в волшебный мир звуков и красок, музыки и живописи, приобщиться к искусству XIX века.

Распахнуты двери гостиной,
Встречают нас здесь.
Спасибо за то, что мы помним
Художников, коих не счесть.
За то, что мы любим услышать
Живой музыкальный момент.
За то, что поэта увидеть,
Услышать его сантимент.
Итак, мы, друзья, начинаем
Нырнув в глубину стольких лет!
Встречаем! В гостиной встречаем
Культуры российской букет!

Звучит музыка: “Я встретил вас” (концертная обработка) в исполнении ученицы.

Учитель: Романтизм - направление в европейском искусстве 20 - 30-х годов XIX века, пришедшее на смену классицизму. Он отразил разочарования в итогах Великой французской революции, идеологии века Просвещения. Романтизм утверждал духовно-творческую жизнь личности, изображая сильные страсти, показывал одухотворенную и прекрасную природу, героику протеста или национально-освободительную борьбу. Здесь уместно напомнить произведения художников романтиков Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. Гойи, композиторов Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Ф. Листа; представителей зарубежной литературы - В. Гюго, В. Скотта, Дж. Байрона.

Произведения русских романтиков принесли отечественной живописи европейскую славу. В ряду этих славных имен органично находится место и для российских романтиков: Михаила Ивановича Глинки-композитора, Ореста Кипренского и Карла Брюллова--художников.

Своеобразна и российская социально-историческая обстановка в стране в период зарождения романтизма. Можно сказать, что романтизм в русской живописи - как, впрочем, и в литературе - начинался “до срока”, раньше времени. Россия не знала революции, тем более разочарования в ней, того разочарования, которое во многом явилось почвой для возникновения французского романтизма. Родившись “до срока”, русский романтизм с первых своих шагов был своеобразен по характеру. Он “не боролся с классицизмом, а существовал рядом с ним довольно мирно, не разрушая гармонию, а созидая ее... Русский романтизм не имел бурных проявлений, не знал крайностей самовыражения, столь характерных для французского.

Звучит романс М.И. Глинки “Жаворонок” на стихи Кукольника.

1-й ученик: Имя М.И. Глинки справедливо называют рядом с именем Пушкина. Поэт явился создателем русского литературного, а Глинка - музыкального языка. Оба они впитали благодатные соки народного творчества и своими гениальными произведениями открыли блистательный период расцвета русского классического искусства. К концу 20-х годов Глинка являлся автором некоторых произведений, таких как романс “Не искушай” на слова Евгения Баратынского. Для того чтобы “усовершенствоваться в музыке” Глинка выезжает за границу, где создает целый ряд произведений, среди которых романсы “Венецианская ночь”, “Победитель”, и другие. Там же, в Италии, у Глинки зарождается мысль написать национальную оперу с патриотическим настроением. В 1834 г. он начинает с жаром трудиться над осуществлением своей мечты. Его увлек сюжет “Ивана Сусанина”, предложенный Жуковским. 27 ноября 1836 г. на Петербургской сцене состоялось первое представление оперы “Иван Сусанин”. Это “отечественное героико-трагическая опера”, как называл ее сам композитор. Передовая часть общества восторженно встретила оперу, в то время как аристократия, возмущенная народным, демократичным характером подлинно русской музыки Глинки, подвергала оперу резким нападкам.

2-й ученик: Александр Сергеевич Пушкин после первого представления оперы написал по этому поводу следующие строки:

“Слушая сию новинку,
Зависть злобой, омрачась.
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не сможет в грязь!”

В это же время Глинка создает многочисленные романсы, в том числе на стихи Пушкина: “Ночной зефир”, “Я помню чудное мгновенье” - в них проявился его чудесный мелодический дар. Тогда же были написаны цикл из 12 романсов “Прощание с Петербургом”, и “Вальс - фантазия”. В скоре после постановки “Ивана Сусанина” Глинка задумал написать оперу “Руслан и Людмила”. Композитор мечтал, что либретто напишет сам Пушкин, но безвременная гибель поэта разрушила эти планы. Почти 5 лет Глинка посвятил работе над оперой.

Учитель: Романсовое творчество. Один из наиболее любимых видов музыкального искусства XIX века был романс. Многие из романсов того времени были тесно связаны с городской бытовой песней. Романс мало отличался от народных песен, имел куплетную форму, исполнялся под аккомпанемент фортепиано, арфы или гитары. В романсе, как и в народной песне, отразились думы, настроения и переживания простых людей. Многие романсы постепенно превращались в народные песни. Важную роль в развитии русского романса первой половины XIX века сыграли композиторы Алябьев, Варламов, Н. Зубов, Верстовский, А. Булахов, М.И. Глинка.

Звучит романс М.И. Глинки “Я помню чудное мгновенье” на ст. А.С. Пушкина.

3-й ученик: Если спросить, какой романс один из самых знаменитых - почти единодушный ответ будет “Я помню чудное мгновенье...”. История этого романса началась в 1819 г., когда на одном го вечеров в доме Алексея Николаевича Оленина, президента Академии художеств, Пушкин (а ему не было тогда и 20 лет) увидел 19-летнюю племянницу Оленина Анну Керн. За ужином Пушкин неотступно наблюдал за Анной и не жалел похвал ее красоте. Быть может, впечатление, которое произвела на поэта юная красавица, оказалось столь необычным еще и потому, что Пушкин был наслышан о несчастливом замужестве “Мадам Керн”.

Выросшая в богатстве и роскоши, любимая и обласканная родными, Анна с детства трепетала только перед одним человеком, только одного не могла ослушаться - своего отца Петра Марковича Полторацкого. Он то и был главным виновником ее замужества. Живя у родителей в Лубнах, Анна приглянулась дивизионному генералу Ермолаю Федоровичу Керну. Ей шел семнадцатый год, генералу было 52. Трудно было вообразить большую противоположность: генерал, считавший книги “дурью”, и юная восторженная девушка, вычитавшая весь свой мир из книг. О какой любви с ее стороны могла идти речь? “От любезничаний генеральских меня тошнило” вспоминала она, “я с трудом заставляла себя говорить с ним и быть учтивою, а родители все пели похвалы ему... Я знала, что судьба моя решена родителями, и не видела возможности изменить их решение... Я венчалась с Керном 8 января 1817 г. в соборе. Все восхищались, многие завидовали...” В 1818 г. у Кернов родилась дочь Катя, Екатерина Ермолаевна. Она появится еще в нашем рассказе.

4-й ученик: А в 1819 г. случилась первая встреча Пушкина и Анны Керн в доме у Олениных. А она, забыла ли она Пушкина? Heт, за эти годы она стала восторженной поклоницей его стихов. Между тем разрыв ее с генералом Керном стал неотвратим. В июне 1825 г. Анна Петровна приезжает в Тригорское к своей тетушке. Пушкин жил рядом в Михайловском. “Однажды он явился с большою черною книгой и сказал, что он принес ее для меня” - вспоминала Анна Петровна, “мы уселись вокруг него, и он прочитал нам своих “Цыган”. Я была в упоении от чудных стихов этой поэмы. На другой день я должна была уехать в Ригу. Он пришел, и на прощание принес мне экземпляр второй главы “Онегина”, в неразрезанных листках которой я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумага со словами “Я помню чудное мгновенье...”. Да, Пушкин влюбился в Анну Керн страстно, ревниво и благодарно. Очень долго он будет посылать ей письма, с нежностью вспоминая прежние встречи, надеясь на новые, и ждать, ждать...

С Михаилом Ивановичем Глинкой Анна Керн познакомилась в 1826 г., но предлагал ли Пушкин композитору писать романс на стихи, посвященные Анне Керн? Утверждать сложно. В печати этот романс Глинки появился в 1839 г., и что, интереснее всего, Глинка тогда написал его не для Анны Петровны, а для дочери ее Екатерины Ермолаевны Керн, на которой он хотел жениться. Пушкинские строки отражали состояние его души, да и во многом конкретную ситуацию, в которую попал Михаил Иванович. “Мраком заточенья” оказался для него брак с Марией Петровной Ивановой. Судьбе было угодно, чтобы композитор, брак которого был неудачен, полюбил столь же сильной любовью дочь, какой поэт любил мать - Анну Керн.

К этому времени дружба Анны Петровны с Михаилом Ивановичем насчитывала уже почти 15 лет. Они познакомились летом 1826 г., и Глинка–музыкант сразу очаровал впечатлительную слушательницу.

Учитель: Пушкин и Глинка воздвигли “памятник нерукотворный” и ей, и ее дочери, памятник на все времена во славу “чудного мгновения любви”. Не в одном другом романсе Глинки нет столь гармонического выражения художественной идеи, такого удивительного соединения непосредственного чувства и предельно высокого мастерства. Здесь - нежность и страсть расцвета влюбленности, горечь разлуки и одиночества, восторг новой надежды. В одном романсе, в нескольких строчках - вся история любви, которая повторяется из века в век. Но никто и никогда не сможет выразить ее гак, как это сделали Пушкин и Глинка.

Звучит романс “Утро туманное” муз. В. Абаза, сл. И. Тургенева (исполняют все).

Учитель: А теперь пришла пора поговорить о живописи, о прекрасных художниках и их шедеврах, но о музыке мы совсем не будем забывать, музыка (романсы) будут звучать весь вечер!

Одним из художников, стоявших у истоков искусства XIX века, был Орест Адамович Кипренский (1782-1836гг.). В его судьбе много волнующе необычного: тайна рождения - внебрачный сын помещика Дьяконова, отданный на воспитание крепостному Адаму Швальбе. При крещении фамилия Копорский (от места рождения), фамилию Кипренский ему дали в Петербургской академии. Дальше: юношеское пылкое (и лично небезопасное) обращение в Павлу I, прямо на параде, с просьбой о зачислении на военную службу; ранний шедевр - портрет приемного отца А. Швальбе, из-за которого много лет спустя спорили в Италии академики; дружба с А.С. Пушкиным, несправедливое обвинение в смерти натурщицы, загадка которой не разгадана поныне, женитьба впоследствии на ее дочери Мариуччи, которая оказалась ошибкой, переход из православия в католичество, связанный с этим браком. И на этом фоне неровное творчество, знавшее и пики, и пропасти, и равнины, накапливающиеся сомнения в себе, недовольство избранным путем портретиста, разлад с окружающим миром. Такова канва, а вернее, штрихи жизни Кипренского. Давайте обратимся к творчеству Кипренского. Именно картины его говорят нам о том времени; в них душа тех лет, в них красота волнения и порыв. Кипренский не удовлетворялся окружающей его действительностью; он искал в человеке возвышенное начало, изображая своих героев в лучшие минуты жизни.

Гаснет свет. На экране портрет А. Швальбе (слайд). (Рисунок 1).

5-й ученик: Портрет Адама Швальбе (1804г.), который он написал за год до окончания Академии. Портрет этот - знак судьбы мастера. Много позже в Италии, не поверив авторству Кипренского, портрет этот приписывали Ван-Дейку, Рубенсу или Рембрандту. Сопоставление со старыми мастерами, вроде бы уязвляющее самолюбие Кипренского, было лестным для него, так как почти уравнивало с великими авторитетами. Какова же эта работа, оказавшаяся такой знаменательной для живописца?

Очень простой, строгий портрет. Однако эта простота - чисто композиционная, внутри - эмоциональный взрыв, завораживающий нас и уловимый благодаря акцентированной, но живой мимике и руке, крепко сжимающей набалдашник трости. (Посоха?) Из-за окружающего полумрака до конца неясно, что же он держит в руке. Чуть дряблое лицо стареющего человека дышит потрясающей нас энергией, сдерживаемой лишь привычкой владеть собой. Вспомним, однако, что перед нами портрет управляющего имением, кстати, лишь недавно вышедшего из крепостной зависимости. Если бы не документы, то ничего не смогло бы убедить нас в столь низком общественном положении Швальбе. Значимость его духовной энергии каким-то неведомым способом создает ощущение его социальной значимости.

Учитель: Автопортрет Кипренского, около 1808 г. (слайд).

 

Кипренский пишет себя сравнительно часто. Нам известны два ранних автопортрета художника. Первый из них получил название “Автопортрет с кистями за ухом”. “Человек с портрета смотрит на вас... Он смотрит на вас, думая о чем-то своем. Но он не отлучает себя от вас, он готов вам доверить свои чувства” (Д.В. Сарабьянов). В этом автопортрете есть что-то неопределенное, неустоявшееся, нерешительное. Однако обратим внимание на свойственное Кипренскому использование атрибута - кистей. Их изображение вначале кажется излишним комментарием к образу. Кисти расположены пассивно. По лицу художника видно, что о них он явно не думает. Скорее всего, мечтая, он просто забыл о них. Что же изменилось бы, не будь они написаны? Художник передал обще-романтическое состояние героя (себя). Так, наверно, мог общаться с мечтой и поэт, и музыкант, и живописец. Этот атрибут оказался спасительной черточкой, которая помогла решить поставленную задачу.

Автопортрет 1809 года (слайд). (Рисунок 2). В другом раннем портрете - с розовым шейным платком - художник предстает перед нами разительно другим. Он даже неожиданно другой внешности, не говоря уже о том, что художественное решение здесь зиждется на иных принципах и приемах. В том, что у Кипренского один портрет стилистически мало похож на другой, видно постоянное новаторство. Необычайно юн, по-юношески пристальный, чего-то ожидающий взгляд молодого человека. Сам облик мастера: его курчавые каштановые волосы, блеск молодых задорных глаз, это человек светский, любящий развлечения. Здесь постоянно отсутствует скованность, которая обычно присуща жанру автопортрета, когда живописец как бы невольно привязан к зеркалу и мольберту. Кипренский писал свой образ не потому, как он выглядит внешне, а как он себя ощущает в данное время.

Автопортрет 1828 года (слайд). (Рисунок 3). Как не похож художник на себя, на прежние портреты! Лицо его не выражает порыва - оно спокойно, не сулит радости. “Скорее это улыбка разочарования, усталости, а может быть “дежурная улыбка”, маскирующая внутренний мир от любопытных взглядов. Полосатый халат, надетый на плечи, не раскрепощает художника; оттопыривающийся воротничок не свидетельствует о свободе поведения. Это ли не признаки усталого, надломленного человека, с грустью взирающего на самого себя и на итог своего многолетнего пути” (Сарабьянов). Отражение жизненных невзгод, свидетельство превращения некогда блистательного флота надежд в малый и непристойный ряд утлых суденышек - вот ключ к содержанию “Автопортрета” 1828 года.

Три автопортрета Кипренского помогли нашему знакомству с чертами его личности. Но художник, пристально вглядываясь в себя, не занимался исключительно собой. Нередко, однако, и в других он искал себя.

На экране проектируется портрет (слайд) Е.В. Давыдова. (Рисунок 4).

6-й ученик: Ему, так и не ставшему офицером русской армии, суждено было запечатлеть героев анти-наполеоновских компаний. Среди этих образов знаменит портрет Е.В. Давыдова. Долгие годы полагали, что на нем представлен Денис Давыдов. И когда искусствоведы доказательно опровергли это, то “народная молва” не приняла истины, предпочитая сомневаться в профессионализме историков искусства. Это двоюродный брат Дениса Давыдова - Евграф Владимирович Давыдов. Кипренский, изображая его, пишет “почти в полный рост”; создает военный парадный портрет. Нет сомнений, перед нами боевой офицер. Поза, в которой, несмотря на ее свободу, чувствуется строгая осанка, выправка, изящное, естественное ношение формы, убеждает в этом. Но посмотрите, он опирается на саблю левой рукой! Как это не похоже на наполеоновского полковника, у которого сабля в правой руке ежеминутно может превратиться из декоративного элемента в действующий. Е. Давыдов, вероятно бесстрашен, но он и мечтателен, и возвышен, и обаятелен; он -- неординарный человек. Сколько откровенной удали и ощущения собственного достоинства в облике этого молодого героя Отечественной войны 1812 года! В нем выражено благородство души русского человека-патриота, готового сложить голову за Отечество, и вдохновенного поэта.

На экране проектируется портрет А.С. Пушкина (слайд (Рисунок 5).

7-й ученик: В мае 1827 года в доме Шереметьева Кипренский начал портрет А.С. Пушкина. Его заказал друг Пушкина поэт Дельвиг. Этой работе художник отдал весь жар своей души и создал возвышенный образ поэта. Пушкин смотрит вдаль. Творческое вдохновение пришло к нему, и художник запечатлел это состояние. На портрете поэт просветленный, внутренне сосредоточенный, как бы прислушивается к чему-то, что скрыто от других. Портрет очень прост, даже скуп. На Пушкине глубоко запахнутый темно-коричневый сюртук; черный бант, завязанный со свободной небрежностью, почти совсем закрывает белый воротничок. Лишь плед в темно-красную клетку, кинутый через плечо, оживляет сдержанный общий цветовой строй полотна. Нейтральный фон позволяет целиком сосредоточиться на фигуре Пушкина, статуэтка музы справа была добавлена художником после по настоянию друзей, которым, видимо, показалось, что недостаточно определенно обозначена “профессия” изображенного. Пушкину очень нравился этот портрет. Когда через 2 месяца портрет был окончен, потрясенный Пушкин на другой день вручил Кипренскому листок со стихами.

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз,-
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит…

О.А. Кипренский. Видеофильм “Женские портреты” (2 мин.)

Звучит романс “Не пробуждай воспоминаний” муз. А. Булахова, сл. Н.Н.

Учитель: Не менее выразительно и интересно творчество Карла Брюллова, в судьбе которого тоже много необычного и волнующего. Он родился в семье академика орнаментальной скульптуры Петербургской Академии художеств, который сам обучал сына живописи. Мальчик оказался способным, так же как и вся семья (отец, брат), но более чем другие самолюбивым и честолюбивым, и вскоре унаследованная от отца талантливость окрепла, а похвалы окружающих вытеснили из головы всякое другое желание, кроме одного - стать великим художником. Девяти лет Брюллов поступает в Академию художеств и обучается там 12 лет, получив сначала серебряную, а затем и золотую медали, вместе с братом в 1822 году отправляется за границу. Владея языками, он быстро усваивал принципы нового романтического искусства. Правда веяние романтизма еще не посетило классическую и самодовольную Италию, но даже эта, богом отмеченная страна склонила голову перед русским гением после картины “Последний день Помпеи”.

На экране проектируется картина К. Брюллова “Последний день Помпеи” (слайд). (Рисунок 6).

8-й ученик: Замысел картины строился на романтическом, эмоциональном контрасте между совершенством изображенных людей и неизбежностью их гибели: рушатся здания, падают мраморные истуканы, и никто, будь он смелым, красивым и благородным, не может спастись в такой катастрофе. Характерным для романтизма было также стремление “увидеть и правдиво передать исторические события: Брюллов даже сделал с натуры рисунок улицы гробниц”, почти без изменений воспроизведенный в картине. Вместе с тем в ней много от уходящего в пошлое классицизма - обращение к античной истории, преклонение перед чистой красотой, которую исповедовали древние римляне и греки, т.е. картина вобрала в себя черты двух противоборствующих течений - классицизма и романтизма. Но, тем не менее, французская Академия художеств удостоила это полотно Карла Брюллова своей высшей наградой - золотой медалью. Да, с “Помпеей” связана вся судьба Брюллова - слава, ученики, богатство и ... любовь. Ее увидели и высоко оценили Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Гоголь, Глинка, Герцен.

Поэт Баратынский посвятил ей экспромт:

Художеств мирные трофеи
Ты внес в отеческую сень,
И стал “Последний день Помпеи”
Для русской кисти первый день!

9-й ученик: Мы знаем, что романтизм выражает высшее проявление духовных качеств личности художника. Вдохновительницей Брюллова была женщина редкой, блистательной красоты, умная и тонкая собеседница Юлия Павловна Самойлова, которую он изображал неоднократно. Один из знаменитейших портретов - “Графиня Самойлова, удаляющаяся с бала-маскарада вместе со своей воспитанницей девочкой Амацилией Паччини”.

На экране проектируется “Портрет графини Самойловой с Амацилией Паччини” (Рисунок 7) и “Всадница” (Рисунок 8) – слайды.

Драматургия портрета построена на театральной зрелищности фона и сиятельном великолепии главной героини. Известно, что Юлию Самойлову и ее воспитанницу Амацилию и Джованну Паччини Карл Брюллов изображал часто. Кто хотя бы однажды видел великолепную картину “Всадница” в Третьяковской галерее, никогда не сможет забыть ликующего гимна юности, красоте, радости жизни в образе Джованнины, изображенной у портала старинного дворца-виллы, на окраине Милана. Из дворца выбежала девочка с сияющими от восторга глазами, встречая амазонку. Природа углубляет ощущение тайны.

На экране проектируется “Портрет сестер Шишмаревых” (слайд) (Рисунок 9).

То же обаяние молодости присутствует в портрете сестер Шишмаревых. Женщины в живописи Брюллова всегда прекрасны и загадочны.

Учитель: Карл Брюллов был знаком со многими выдающимися своими современниками - Нестор Кукольник, Александр Струговщиков, Михаил Глинка, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Тарас Шевченко, Николай Гоголь... - портреты которых он или успел написать, или договаривался написать, например, с Пушкиным о портретном сеансе он договорился на тот самый роковой для Пушкина день. Но редко кто из современников мог бы сказать, что знает глубоко Брюллова, и понял его. Он не открывал даже друзьям главного своего страдания: будучи тяжело больным с детства, отчаянно влюбленным, он был несчастлив. Лишь в нескольких произведениях Брюллов доверяет себе и потомкам печальный свой лик.

На экране проектируется “Автопортрет К. Брюллова” 1848 г. (слайд). (Рисунок 10).

Один из них “Автопортрет” 1848 года, написанный за два часа обессиливающей вдохновенной работы. Он создан после 7-месячной, тяжелой болезни, приковавшей художника к постели, в тяжелую для него пору после разрыва с Глинкой и Кукольником. Гений Брюллова угас в Риме, в один год смертей Гоголя, Жуковского, Федотова. И как бы потомки позже не относились к его произведениям, они не смогут отрицать главного - романтизма его творений.

Звучит романс. “Не уходи” муз. Н. Зубова, сл. неизвестного автора (исполняет ученица).

Звучит романс “Гори, гори, моя звезда” муз. А. Булахова, сл. неизвестного автора (исполняют все).

Звучит музыка: М.И. Глинка “Вальс фантазия” (слайды медленно идут назад).

Учитель: “Романтизм – принадлежность не одного только искусства, не одной только поэзии; его источник в том, в чем источник и искусства и поэзии – в жизни” (В. Белинский).

Стихи (на окончание гостиной):

Учитель:

Друзья! Наш вечер закрывается.
Спасибо всем, что вы пришли.
И нет, конечно, не прощаемся,
Сподвижников мы в вас нашли.
Мы будем рады видеть вас
В гостиной столько страстных глаз!?
Где при свечах нам вспоминать,
Российскую культуру любить, не забывать!!!