Увеличение двигательной активности является одной из наиболее важных проблем физического воспитания школьников.
Одна из основных задач, которую необходимо решать, оптимизация физического воспитания старших школьников – индивидуализация и дифференциация физических нагрузок, поскольку в каждом классе могут быть учащиеся, обладающие различным уровнем физической подготовленности, следовательно, и oбьём предлагаемой нагрузки должен быть индивидуальным.
Предлагаемые программы по физическому воспитанию опираются на исследования детей различного школьного возраста. Вместе с тем встаёт вопрос: что лучше для практики физкультурного образования учащихся старших классов: наличие единой и обязательной к исполнению учебной программы по физической культуре на всей территории России или различные программы, содержание которых построено исходя из условий общеобразовательного учреждения. Учебно-материальная база должна обеспечить полное выполнение школьного программного материала – организацию и проведение уроков, физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного и продлённого дня, внеклассную и спортивно-массовую работу.
В нашей школе вышеизложенные проблемы решаются через личностно-ориентированное образование учащихся.
С целью изменения средств школьной программы, а также с целью формирования интереса к уроку физической культуры у старшеклассниц мы включили в программу новый вид физических упражнений – оздоровительную аэробику.
Данный вид двигательной активности способствует расширению диапазона выбора средств физической культуры и представляет новые формы физических упражнений в условиях общеобразовательных учреждений.
В соответствии с поставленной целью уроков было выдвинуто предположение, что система физического воспитания, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей старшего школьного возраста, повышение уровня физической подготовленности и функциональных возможностей учениц будет достаточно эффективной при условии реализации ряда принципиальных установок:
- определение уровня двигательной активности, с учётом индивидуально-типологических показателей (индивидуальная карта);
- формирование устойчивой мотивационной потребности в здоровье.
Во всех классах по окончании курса аэробики проводится конкурс, где учащиеся реализовывают себя в познании физкультурной деятельности с опорой на склонности и интересы, возможности и способности.
В классах, где проходят занятия с аэробикой, мы используем разнообразные формы и метода организации учебной деятельности, создаём атмосферу заинтересованности, где каждая ученица принимает участие в конкурсе в той номинации, которая ей более приемлема.
В ходе проведения уроков мы учитываем: стремление учащихся находить свой способ работы, анализировать способы работы других учащихся, а также выбирать и осваивать наиболее рациональные. Здесь же изучаем влияние различных двигательных режимов на показатели здоровья с учётом индивидуальных адаптационных возможностей. Кроме того, в этих классах разработан и внедрён комплекс здоровьесберегающих педагогических технологий, направленных на формирование потребности в индивидуальном здоровье детей старшего школьного возраста через систему мер воспитательно-образовательного процесса в школе.
В результате исследований:
- определено содержание процесса физического воспитания учащихся старших классов;
- разработаны концептуальные подходы к формированию системы физического воспитания средствами аэробики, направленной на сохранение здоровья;
- разработаны организационно-педагогические основы системного подхода к использованию средств и методов, форм физического воспитания с учётом индивидуально-типологических возможностей организма;
- выявлено влияние различных двигательных режимов на показатели здоровья девушек в процессе обучения.
Анализ итоговых результатов выявил достоверно значимые межгрупповые изменения по некоторым показателям у учащихся экспериментальных групп относительно контрольной. У девушек, среди показателей физического развития, достоверный прирост относительно контрольной группы выявлен в частоте сердечных сокращений (ЧСС), (Р< 0,05). Это объясняется включением в данную программу упражнений выраженной аэробной направленности по сравнению со школьной программой обучения. В экспериментальной группе 1 (10 класс) и контрольной группе 1 (10 класс) межгрупповые различия не выявлены на начало эксперимента. Внутригрупповые различия по ЧСС наблюдались в экспериментальных группах 10 и 11 классов.
В показателях роста, веса достоверных различий не выявлено, что по-видимому объясняется значительной их консервативностью, детерминированной генетическими и средовыми факторами.
Выявленные изменения соответствуют характеру применяемых в данных программах средств физического воспитания, которые носили выраженную тренирующую и оздоровительную направленность, с учётом индивидуальных двигательных возможностей учащихся, а также с применением учащимися экспериментальных групп значительно большего объёма дыхательных упражнений по сравнению с испытуемыми контрольной группы.
В показателях силовой выносливости мышц живота (поднимание туловища из положения лёжа на спине за 30 сек, руки за головой) произошли достоверные изменения у девушек экспериментальных групп.
Такой прирост наблюдается в связи с высоким тренировочным воздействием аэробики на мышцы брюшного пресса, которой девушки экспериментальной групп занимались на 34 уроках физической культуры во 2 и 3 четвертях. Также достоверные различия выявлены у девушек, которые занимались 4 раза в неделю аэробикой.
Следует отметить, что у старшеклассниц, занимающихся по общеобразовательной пpограмме, не произошло достоверных изменений в данном показателе.
В наклоне вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке, характеризующим гибкость, достоверные различия выявлены только в экспериментальных группах.
В экспериментальных группах к концу педагогического эксперимента произошёл достоверный внутригрупповой прирост по следующим показателям: прыжок в длину с места, поднимание туловища из положения лёжа на спине за 30 сек, руки за головой, бег 2000 м, бег 30 м (Р<0,05–0,001).
Такая динамика показателей в экспериментальных группах обусловлена на наш взгляд комплексным воздействием разработанной программы на физические качества учащихся, а также приобщением их к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, активному отдыху, увеличением количества учащихся посещающих факультативы и спортивные секции.
Таким образом, выявленный достоверный межгрупповой и внутригрупповой прирост показателей физической подготовленности и показателей функциональных систем организма свидетельствует о высокой эффективности программы по аэробике для девушек 10–11-х классов.
Потребностно-мотивационный и системный подход к реализации вариативной части программы по физической культуре средствами аэробики для девушек, позволяет оптимизировать процесс физического воспитания старших школьников.