Цели:
- повысить интерес к предмету, расширить знания детей в области русского языка
- способствовать более прочному и содержательному усвоению изученного материала, обогащать словарный запас
- развивать творческую инициативу каждого участника игры.
Средства обучения:
- плакаты с изображением лица мальчика и девочки, птичий базар, птичий рынок;
- рисунки иллюстрирующие крылатые выражения;
- карточки по словообразованию, загадки; фигурки Снегурочки и деревьев;
- книги “ Пословицы русского народа”; медали, дипломы.
В подготовке участвовали родители. Они изготовили медали для участников, призы, дипломы. Руками детей были выполнены рисунки и раздаточный материал.
В творческой игре участвовали две команды, шла она по сценарию, состоящему из основных этапов, каждый из которых прерывался занимательной паузой, где детям предлагались “ хитрые” вопросы. В жюри были приглашены ребята из шестого класса. Они подводили итог и сообщали результаты.
I.Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы проведем с вами игру-соревнование. Играя, узнаем, что прячется за словами русского языка. Ведь русский язык – это необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся. Работать будем не только с заданиями, но и “ хитрыми вопросами”. Они будут веселыми паузами в игре. В конце определим лучшую команду и знатока русского языка.
Итак, начали!
III. Ход игры.
1 этап. Кто напишет больше слов с двойной согласной. Время 1 минута.
Цель: развитие умения писать слова с двумя одинаковыми согласными буквами.
(Дети работают каждый на своем листочке. Начинает игру капитан, остальные дополняют. Слово – очко. Команды читают слова попарно).
Пауза (плакат: мальчик, девочка).
Учитель: какие имена можно дать детям, чтобы в них были эти согласные.
-нн- | -мм- |
Д. Анна, Римма, Геннадий…
(Отвечают дети любой команды, за правильно названное слово, команде добавляется одно очко, участнику – фишка)
2 этап. “Кто последний”.
Цель: активизировать внимание, развивать мышление, обогащать словарный запас.
Учитель: Скажите, что такое простуда?
Дети: Болезнь вызванная холодом.
Учитель: из букв слова простуда нужно составить как можно больше новых слов.
На задание дается 5 минут.
Простуда: рост, сор, рот, тропа, пора, пруд, ад, пуд, удар, суп, посуда, руда, роса, дар, пост, суд, род, сад, стадо, порт, сода, торс, рота, пар, прут, труп, тур, труд. сорт, парус, оса, ас, утро…
Учитель. Кто составил слово из 6 букв?
Итоги жюри.
3 этап. От корня слова, так же как и от дерева, идут новые ростки - однокоренные слова.
Чье же дерево будет ветвистее, если каждая ветвь – это слово.
Цель: формировать навыки осознанного подбора однокоренных слов и отрабатывать Правильность написания корня; умение отгадывать загадки.
Учитель. Каждой команде дается по загадке. В отгадке спрятан корень, с которым нужно
Подобрать однокоренные слова. Время 3 минуты.
1 Команда
без досок, без топоров
через речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лед)
2 команда
Он вошел- никто не видал,
Он сказал- никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)
(Каждому участнику команды выдается фигурка дерева, на ней выполняются задания.)
Лед, ледок, ледокол, ледяной, ледышка, ледник, заледенел.
Мороз, морозище, заморозил, заморозки, морозилка, морозный (день).
Пауза. Загадки-шутки.
Цель: развитие умения сопоставлять, анализировать, выделять главное.
- Как из сорной травы сделать лебедя? (лебеда, лебедь)
- Чем кончается день и ночь? (ь )
- Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, а в лисе не встретиться оно, а в огороде
Второе? (о ).
4 этап. Являются ли однокоренными словами, следующие слова?
Время 2 минуты.
Цель: овладение умениями различать однокоренные слова, учитывая два их признака: смысловое родство и наличие общей одинаковой части.
(Задание дается на карточках. При затруднении используются толковые словари.)
Гимн, гимнаст, гимнастика.
Вода, водитель, подводник.
Гимн - торжественная песня официальный символ государства (наряду с флагом и гербом).
Гимнаст - спортсмен занимающийся гимнастикой, человек искусный в гимнастических упражнениях.
Гимнастика - система специальных упражнений, применяемая для укрепления здоровья.
Дети. Слова гимнаст, гимнастика и гимнаст являются однокоренными словами, т.к. близкие по смыслу и имеют один и тот же корень.
(Аналогичное объяснение – со словами вода, подводник.)
Итоги жюри:
5 этап. “ Мы пишем рассказ”.
Цель: развитие умения составлять рассказ на тему излагать последовательно, устанавливая связь между предложениями, развивать творческие способности детей.
Учитель. А сейчас напишем рассказ. Он будет называться “ Снегурочка”. Хочу предупредить, что этот рассказ не простой. В каждом предложении должно быть слово с корнем - снег-. Избегайте повторов. Время 10 минут.
(Работа идет коллективно, всей командой. Рассказ обсуждается и записывается на обратной стороне Снегурочки. За задание получают 10 очков.)
СНЕГУРОЧКА.
Пришла зима. Выпал белый, пушистый снег. Прилетели проворные снегири и расселись на рябине. Дети ждали морозов. И вот они радостно катаются на санках, лыжах, снегоходах. Витя и его сестренка Маша играют в снежки. А Ира и Соня решили вылепить снеговика. Рядом стоит красавица Снегурочка. Вместо глаз угольки, на щеках румянец. А в косе блестят снежинки. Она весело улыбается всем. Ей не страшны метели и снегопады.
(Пример рассказа, за который команда получила дополнительно 5 очков.)
Пауза.
1. Подберите к слову базар близкое по значению слово.
2. Что означает выражение:
а) птичий базар-
б) птичий рынок-
Цель: развитие умения подбирать и обогащать ими речь учащихся.
Дети. Базар, рынок, ярмарка….
Птичий базар - место массовых гнездовий на морском берегу.
Птичий рынок - место, где продают птиц и другую живность.
6 ЭТАП. Образуйте сложные слова.Время 3 минуты.
Цель: отрабатывать умения образовывать новые сложные слова из двух простых, с помощью корней.
1 команда
- сосать, пыль
- падать, листья
- рубить, лес
- ловить, рыба
- тушить, огонь
- вода, лазать
- сам, катить
2 команда
- мух, морить
- звезды, летчик
- любить, радио
- пар, возить
- колоть, лед
- пешком, ходить
- вода, возить
(Отвечает сначала первая команда, затем вторая.)
Дети. Пылесос, листопад, лесоруб, рыболов, огнетушитель, водолаз, самокат.
Мухомор, звездолет, радиолюбитель, паровоз, ледокол, пешеход, водовоз.
ИТОГИ ЖЮРИ.
Пауза. Как правильно сказать?
- Летом я гуляю в пальте.
- Летом я гуляю в пальто.
Цель: развитие логического мышления и орфографического внимания.
ДЕТИ. Летом в пальто не гуляют.
7 ЭТАП. Раскройте смысл крылатых выражений. Время 3 минуты.
Цель: продолжить знакомство с крылатыми выражениями русского языка, развивать умение
Раскрывать их смысл, употребляемый в нашей речи.
1 команда | 2 команда |
рукой подать засучив рукава |
прикусить язык еле ноги унес |
ДЕТИ рукой подать - находиться недалеко, на близком расстоянии.
Засучив рукава - выполнять работу быстро, с желанием.
Прикусить язык - замолчать.
Еле ноги унес - кое-как убежал.
ИТОГИ ЖЮРИ.
Жюри называет количество очков каждой команды, и объявляет команду победительницу. Вручаются “ золотые” медали и дипломы участников. За второе место - “серебряные” медали и дипломы. По числу фишек у каждого игрока, определяют самого активного, он получает подарок – “ пословицы русского народа”.
Время на проведение этапов игры, их оценка в баллах, могут определяться по разному, на усмотрение учителя.