Творческая игра по русскому языку в 3-м классе. Урок-закрепление

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • повысить интерес к предмету, расширить знания детей в области русского языка
  • способствовать более прочному и содержательному усвоению изученного материала, обогащать словарный запас
  • развивать творческую инициативу каждого участника игры.

Средства обучения:

  • плакаты с изображением лица мальчика и девочки, птичий базар, птичий рынок;
  • рисунки иллюстрирующие крылатые выражения;
  • карточки по словообразованию, загадки; фигурки Снегурочки и деревьев;
  • книги “ Пословицы русского народа”; медали, дипломы.

 В подготовке участвовали родители. Они изготовили медали для участников, призы, дипломы. Руками детей были выполнены рисунки и раздаточный материал.

В творческой игре участвовали две команды, шла она по сценарию, состоящему из основных этапов, каждый из которых прерывался занимательной паузой, где детям предлагались “ хитрые” вопросы. В жюри были приглашены ребята из шестого класса. Они подводили итог и сообщали результаты.

I.Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы проведем с вами игру-соревнование. Играя, узнаем, что прячется за словами русского языка. Ведь русский язык – это необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся. Работать будем не только с заданиями, но и “ хитрыми вопросами”. Они будут веселыми паузами в игре. В конце определим лучшую команду и знатока русского языка.

Итак, начали!

III. Ход игры.

1 этап. Кто напишет больше слов с двойной согласной. Время 1 минута.

Цель: развитие умения писать слова с двумя одинаковыми согласными буквами.

(Дети работают каждый на своем листочке. Начинает игру капитан, остальные дополняют. Слово – очко. Команды читают слова попарно).

Пауза (плакат: мальчик, девочка).

Учитель: какие имена можно дать детям, чтобы в них были эти согласные.

-нн- -мм-

 Д. Анна, Римма, Геннадий…

(Отвечают дети любой команды, за правильно названное слово, команде добавляется одно очко, участнику – фишка)

2 этап. “Кто последний”.

Цель: активизировать внимание, развивать мышление, обогащать словарный запас.

Учитель: Скажите, что такое простуда?

Дети: Болезнь вызванная холодом.

Учитель: из букв слова простуда нужно составить как можно больше новых слов.

На задание дается 5 минут.

Простуда: рост, сор, рот, тропа, пора, пруд, ад, пуд, удар, суп, посуда, руда, роса, дар, пост, суд, род, сад, стадо, порт, сода, торс, рота, пар, прут, труп, тур, труд. сорт, парус, оса, ас, утро…

Учитель. Кто составил слово из 6 букв?

Итоги жюри.

3 этап. От корня слова, так же как и от дерева, идут новые ростки - однокоренные слова.

Чье же дерево будет ветвистее, если каждая ветвь – это слово.

Цель: формировать навыки осознанного подбора однокоренных слов и отрабатывать Правильность написания корня; умение отгадывать загадки.

Учитель. Каждой команде дается по загадке. В отгадке спрятан корень, с которым нужно

Подобрать однокоренные слова. Время 3 минуты.

1 Команда

без досок, без топоров
через речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лед)

2 команда

Он вошел- никто не видал,
Он сказал- никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)

(Каждому участнику команды выдается фигурка дерева, на ней выполняются задания.)

Лед, ледок, ледокол, ледяной, ледышка, ледник, заледенел.

Мороз, морозище, заморозил, заморозки, морозилка, морозный (день).

Пауза. Загадки-шутки.

Цель: развитие умения сопоставлять, анализировать, выделять главное.

  1. Как из сорной травы сделать лебедя? (лебеда, лебедь)
  2. Чем кончается день и ночь? (ь )
  3. Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, а в лисе не встретиться оно, а в огороде

Второе? (о ).

4 этап. Являются ли однокоренными словами, следующие слова?

Время 2 минуты.

Цель: овладение умениями различать однокоренные слова, учитывая два их признака: смысловое родство и наличие общей одинаковой части.

(Задание дается на карточках. При затруднении используются толковые словари.)

Гимн, гимнаст, гимнастика.

Вода, водитель, подводник.

Гимн - торжественная песня официальный символ государства (наряду с флагом и гербом).

Гимнаст - спортсмен занимающийся гимнастикой, человек искусный в гимнастических упражнениях.

Гимнастика - система специальных упражнений, применяемая для укрепления здоровья.

Дети. Слова гимнаст, гимнастика и гимнаст являются однокоренными словами, т.к. близкие по смыслу и имеют один и тот же корень.

(Аналогичное объяснение – со словами вода, подводник.)

Итоги жюри:

5 этап. “ Мы пишем рассказ”.

Цель: развитие умения составлять рассказ на тему излагать последовательно, устанавливая связь между предложениями, развивать творческие способности детей.

Учитель. А сейчас напишем рассказ. Он будет называться “ Снегурочка”. Хочу предупредить, что этот рассказ не простой. В каждом предложении должно быть слово с корнем - снег-. Избегайте повторов. Время 10 минут.

(Работа идет коллективно, всей командой. Рассказ обсуждается и записывается на обратной стороне Снегурочки. За задание получают 10 очков.)

СНЕГУРОЧКА.

Пришла зима. Выпал белый, пушистый снег. Прилетели проворные снегири и расселись на рябине. Дети ждали морозов. И вот они радостно катаются на санках, лыжах, снегоходах. Витя и его сестренка Маша играют в снежки. А Ира и Соня решили вылепить снеговика. Рядом стоит красавица Снегурочка. Вместо глаз угольки, на щеках румянец. А в косе блестят снежинки. Она весело улыбается всем. Ей не страшны метели и снегопады.

(Пример рассказа, за который команда получила дополнительно 5 очков.)

Пауза.

1. Подберите к слову базар близкое по значению слово.

2. Что означает выражение:

а) птичий базар-

б) птичий рынок-

Цель: развитие умения подбирать и обогащать ими речь учащихся.

Дети. Базар, рынок, ярмарка….

Птичий базар - место массовых гнездовий на морском берегу.

Птичий рынок - место, где продают птиц и другую живность.

6 ЭТАП. Образуйте сложные слова.Время 3 минуты.

Цель: отрабатывать умения образовывать новые сложные слова из двух простых, с помощью корней.

1 команда

  • сосать, пыль
  • падать, листья
  • рубить, лес
  • ловить, рыба
  • тушить, огонь
  • вода, лазать
  • сам, катить

2 команда

  • мух, морить
  • звезды, летчик
  • любить, радио
  • пар, возить
  • колоть, лед
  • пешком, ходить
  • вода, возить

(Отвечает сначала первая команда, затем вторая.)

Дети. Пылесос, листопад, лесоруб, рыболов, огнетушитель, водолаз, самокат.

Мухомор, звездолет, радиолюбитель, паровоз, ледокол, пешеход, водовоз.

ИТОГИ ЖЮРИ.

Пауза. Как правильно сказать?

  1. Летом я гуляю в пальте.
  2. Летом я гуляю в пальто.

Цель: развитие логического мышления и орфографического внимания.

ДЕТИ. Летом в пальто не гуляют.

7 ЭТАП. Раскройте смысл крылатых выражений. Время 3 минуты.

Цель: продолжить знакомство с крылатыми выражениями русского языка, развивать умение

Раскрывать их смысл, употребляемый в нашей речи.

1 команда 2 команда
рукой подать

засучив рукава

прикусить язык

еле ноги унес

 ДЕТИ рукой подать - находиться недалеко, на близком расстоянии.

Засучив рукава - выполнять работу быстро, с желанием.

Прикусить язык - замолчать.

Еле ноги унес - кое-как убежал.

ИТОГИ ЖЮРИ.

Жюри называет количество очков каждой команды, и объявляет команду победительницу. Вручаются “ золотые” медали и дипломы участников. За второе место - “серебряные” медали и дипломы. По числу фишек у каждого игрока, определяют самого активного, он получает подарок – “ пословицы русского народа”.

Время на проведение этапов игры, их оценка в баллах, могут определяться по разному, на усмотрение учителя.